1702

Не нравится? Сидите дома!

В Семее общество инвалидов “Мархабат.KZ”, выигравшее конкурс по предоставлению медицинских и педагогических услуг инвалидам с психоневрологическими заболеваниями, взяло и… отказалось от них. А чиновники передали людей с особыми потребностями социальным работникам, специализирующимся лишь на обслуживании бабушек, которым надо сходить в магазин и помыть пол.

Не нравится? Сидите дома!
Наталья Ковшова с дочерью Катей.

В Семее таких “отказников” 35. Одна из них - 31-летняя Екатерина КОВШОВА.

- У нас есть люди за 30, за 40 лет. Но по развитию наши ребята как маленькие дети, - рассказывает ее мама Наталья КОВШОВА. - Кто-то не умеет разговаривать, кто-то не может сам себя обслуживать. Диагноз - умеренная умственная отсталость. Все мы в течение 12 лет вплоть до конца 2020 года получали специальные социальные услуги в ОО “Исток”. Эта общественная организация работала по государственным стандартам. Нам оказывали все восемь услуг, положенные по закону. Среди них социально-бытовые, социально-медицинские, социально-педагогические, социально-психологические, социально-экономические, социально-культурные и социально-трудовые.

Прошу Наталью Ковшову разъяснить, что скрывается за этими формулировками. Оказалось, что за мизер, получаемый от государства, общественники делали многое. Так, их подопечные могли рассчитывать на ряд бесплатных медицинских услуг, включая массаж на дому, лечение зубов, консультации узких специалистов, регулярные занятия с логопедом-дефектологом и психологом.

- К нашим детям приходил социальный педагог. В зависимости от развития обу­чал их грамоте, - делится Наталья Николаевна. - Дважды в неделю мы приходили в тренажерный зал заниматься лечебной физкультурой. Наши дети в основном сидят дома. Им жизненно необходима физическая нагрузка. “Исток” организовал для наших детей кружки. Дети занимались декоративно-прикладным искусством, пели, танцевали, учились координировать движения. А сначала они не могли даже в хоровод встать!

Дети в лагере.

Заслуга “Истока” в том, что он сплотил людей с особыми потребностями и их родителей в один дружный коллектив. Вместе они отмечали праздники, совершали вылазки на природу, ходили в музеи, участвовали в культурно-массовых мероприятиях и один раз в год выезжали в загородный лагерь.

- Как же они ждали этого дня! - восклицает Наталья Ковшова. - Наши дети получили свой круг общения. Это очень важно. Ведь ни с кем, кроме мамы и близких родственников, они раньше не общались, жили в своем замкнутом мирке и… деградировали. С расширением границ общения они начали активно развиваться и социализироваться. Моя Катя после занятий в “Истоке” стала писать, с телефоном разбираться, с компьютером. Другая девочка - Саша - заговорила! Это была большая победа, когда многие наши дети смогли самостоятельно передвигаться в городе! Мы научили их адекватно вести себя в автобусе, на остановках, проходить свой маршрут.

Внезапно вся система адаптации и реабилитации людей с психоневрологическими заболеваниями, кропотливо выстраиваемая годами, оказалась под угрозой краха. В начале 2021 года родителей поставили перед фактом: “Исток” проиграл тендер на социальное обслуживание их детей. Победило ОО “Общество инвалидов Мархабат.KZ” из Усть-Каменогорска под руководством Дарына САГДОЛДИНА.

- Произошло то, что обычно бывает в таких случаях. Когда был тендер, он сильно скинул сумму. Мы еще подумали: как так? “Исток” едва укладывался в тот минимум, который получал от государства. Как же Сагдолдину удастся провести обширную работу за такие крохи? Но он и не собирался ничего делать из того, что у нас было… - сетует Наталья Ковшова.

Родители привыкли, что в начале года их собирали в “Истоке” и все вместе обсуждали план работы, по возможности учитывая пожелания.

Одна из мам проводит ЛФК в тренажерном зале депутата-мецената.

- Сагдолдина мы не видели. Только после наших настойчивых просьб он связался с нами по видеосвязи. Разговаривал грубо. Мол, у нас надомное обслуживание! Сидите дома, к вам придет педагог, он и спляшет, и станцует, и массаж сделает, и все прочее. Но это нереально, чтобы один человек профессионально оказал все услуги! Мы сказали в ответ, что это не наши капризы. Мы просим только то, что гарантировано нашим детям законами “О специальных социальных услугах”, “О социальной защите инвалидов в РК”, стандартом оказания специальных социальных услуг в области социальной защиты населения в условиях оказания услуг на дому. Тогда победитель тендера сменил тон: “Сейчас карантин, закончится - все будет”…

Что же было на самом деле? Ради справедливости надо сказать, что есть вещи, за которые родители благодарны Дарыну Саг­долдину. Во-первых, он оставил в прежнем составе коллектив социальных педагогов во главе с руководителем “Истока” Людмилой МИХАЙЛОВОЙ. Во-вторых, он внял просьбе родителей оставить в Семее ставку психолога. Изначально мыслилось, что на каждую консультацию психолог будет приезжать из Усть-Каменогорска. На практике это осуществить невозможно.

- Конечно, о медицинских услугах пришлось забыть. Единственное, что нам удалось вытребовать, - это занятия ЛФК. Он их оплачивал, но нерегулярно. В конце месяца нам указывал на дверь руководитель тренажерного зала: “Опять оплаты нет, на следующий месяц не приходите!” Потом звонок: “Ладно, приходите”. Дети нервничали…. - вздыхает Наталья Ковшова.

Родители изо всех сил старались сохранить хоть какой-то минимум от прежних услуг. Сами искали спонсоров, чтобы провести новогодний утренник или прокатить на теплоходе своих детей. Когда Сагдолдин отказался оплачивать помещение два дня в неделю по два часа, родители с педагогами проводили занятия прямо в парке.

- На нас прохожие показывали пальцем. Но для нас было важно, чтобы дети не утратили приобретенные навыки… - говорит Наталья Николаевна.

В начале этого года родители пошли в городской отдел социальной защиты и социальных программ и сказали, что крайне недовольны качеством обслуживания общества инвалидов “Мархабат.KZ”. Их желание - вернуться в “Исток”. Однако это не помешало Сагдолдину снова выиграть тендер! А именно лот №25660 на 145 человек, включая 35 человек с инвалидностью, на предоставление специальных социальных услуг в условиях ухода на дому.

Дальше произошло немыслимое: после заключения договора эта организация в нарушение технической спецификации исключила лиц с инвалидностью, заменив их престарелыми лицами, которые требуют намного меньше расходов!

После отказа общественника отдел социальной защиты и социальных программ передал обслуживание 35 инвалидов с психоневрологическими заболеваниями… КГУ “Центр оказания специальных социальных услуг и активного долголетия”!

Родители пытались объяснить чиновникам, что у них разная специфика. У этого центра упор на оказание социально-бытовых услуг немощным пенсионерам. Сначала их не хотели слушать: “Не нравится - сидите дома!” Но потом сменили гнев на милость. Десять “отказников” вызвался взять “Асыл”. Это общественная организация, оказывающая социальные услуги инвалидам с психоневрологическими заболеваниями в условиях полустационара. Еще 25 “отказников” отдали в государственный центр оказания специальных социальных услуг, где обслуживаются 411 инвалидов с психоневрологическими заболеваниями, включая 258 несовершеннолетних.

- Отдать-то отдали. Но деньги еще надо найти. Нам так и сказали: “Мы вас берем, но финансирование на вас не выделили. Наши социальные работники будут вас обслуживать на волонтерских началах”. Получается, мы на птичьих правах. Этот центр и так годами жалуется на нехватку места. Он расположен в маленьком неприспособленном помещении. А тут еще и наших детей им навязали! - сокрушается Наталья Ковшова.

С остальными родителями я встретилась в тренажерном зале депутата-мецената Андрея АЛТАЙБАЕВА. Благодаря ему мамы с этого года получили возможность заниматься со своими детьми лечебной физкультурой регулярно и совершенно бесплатно.

Тем временем разгорелся скандал в Усть-Каменогорске. Родители пожаловались, что их дети-инвалиды не могут получить своевременную реабилитацию. Виновник все тот же - общество инвалидов “Мархабат.KZ”, которое уже третий год выигрывает тендер на оказание специальных социальных услуг! Тогда и стало достоянием общественности, что Дарын Сагдолдин выигрывает десятки проектов по всей Восточно-Казахстанской области.

Родителей детей с особыми потребнос­тями волнует масса вопросов. Почему все проекты отдают одному человеку, который просто физически не сможет их проконтролировать? Почему “Исток” постоянно проверяли, родителей обзванивали, спрашивали, есть ли жалобы, финансовые проверки проводили, а тут молчок? Зачем выставлять на тендер, где большой риск победы случайного человека, оказание специальных социальных услуг, которые требуют большого опыта и профессио­нализма? Но пока все вопросы остаются без ответа…

Милана ГУЗЕЕВА, фото автора и из личного архива Натальи КОВШОВОЙ, Семей

Поделиться
Класснуть