Гуманное уничтожение?
2 марта вступает в действие закон “Об ответственном обращении с животными”. Но все ли заинтересованные службы в стране готовы к его исполнению? В этом вопросе попыталась разобраться наш корреспондент на примере отдельно взятого региона.
Таразская дворняга по кличке Персик недавно стала героем новостных лент. И дело не в том, что о его смерти жалел даже аким Жамбылской области Бердибек САПАРБАЕВ. В погоне за сенсацией никто даже не обратил внимания на проблемы, которые обнажила смерть собаки.
Персик и такая же дворняжка Искра облюбовали двор на улице Желтоксан. Благодаря зоозащитнице Жанне МАМАШЕВОЙ о них знал практически весь город.
Эта пара друзей была любима местной детворой, которая собиралась со всей округи с ними поиграть. От других бездомных животных Искра и Персик отличались. Они были стерильны, привиты и ухожены. На ночь Жанна забирала их к себе домой.
Взрослые тоже любили этих дворняг. Один из соседей даже смастерил будки, которые установили прямо во дворе. Еще одним любимым местом Персика и Искры была лужайка перед магазином, расположенным у дома. Именно здесь на них и напали люди из службы отлова бездомных животных.
Момент попал на камеру видеонаблюдения. Искра убежала, а добряк Персик по своей доверчивости сам отдался в руки мучителей. На кадрах видно, как мужчина прикармливает его чем-то. В это время сзади подходит другой и сжимает его железными тисками, а третий делает укол. Больше Персика живым никто не видел…
О том, что случилось с местным любимчиком, Жанне Мамашевой сообщили очевидцы. Они ведь знали, чей это пес.
- Дальше все происходило будто во сне. Я позвонила в ветотдел, узнала, где находится группа отлова, догнала. Все это время молилась, лишь бы успеть. В машине была куча мертвых собак. Персик лежал на самом верху. Я забрала его и повезла в клинику, надеялась спасти. К сожалению, реанимировать его не удалось, - вспоминает Мамашева.
Потрясенная произошедшим зоозащитница вместе с мертвым Персиком поехала к зданию областного акимата. Она хотела показать акиму области, как вместе с бездомными животными безжалостно уничтожают и вполне домашних. Благо с главой региона, который направлялся на собрание в соседнее здание, удалось поговорить.
К тому моменту уже приехали аким города Ержан ЖИЛКИБАЕВ, руководитель областного управления ветеринарии Нуржас КУРМАНТАЕВ, заместитель акима области, курирующий сферу сельского хозяйства Нуржан НУРЖИГИТОВ. Бердибек Сапарбаев тут же поручил разобраться в ситуации.
- Вам говоришь одно, вы делаете другое! Начали отлавливать всех подряд. Нужно же выяснять, что это за животное, опасно ли оно для окружающих, нападает ли на детей! - упрекнул он подчиненных.
Как разбирались в ситуации и что докладывали акиму, никто не знает. А может, и вовсе забыли об этом. Единственное, аким города Ержан Жилкибаев сказал, что жители пригорода ежедневно жалуются на бродячих собак, поэтому было дано поручение на их отлов. Так это в пригороде. А Персика убили в самом центре города. Возникает еще один вопрос: чем убили, если собака моментально умерла?
В управлении ветеринарии заверяют, что никакие препараты во время отлова не применяются. Все производится гуманным методом.
“Согласно пункту 5 правил содержания и выгула собак и кошек, отлова и уничтожения на территории Жамбылской области, утвержденных решением областного маслихата, а также на основании жалоб, поступивших в единый контакт-центр “І-комек”, ветеринарными станциями Тараза и районов проводится гуманный отлов бродячих собак и кошек. То есть никакие токсичные препараты не применяются”, - сказано в ответе управления на наш запрос.
Но на видео с камер магазина отчетливо видно, как собаке вкалывают какой-то препарат. Может быть, в управлении ветеринарии просто не знают о том, как работает служба отлова?
По данным управления ветеринарии, в этом году на отлов и уничтожение бездомных кошек и собак выделено 35 млн тенге. Сами мероприятия организуют ветеринарные станции. В прошлом году они обошлись бюджету в 62,8 млн. Уничтожены были 31 276 собак и 527 кошек.
Не совсем понятно, как обстоят дела с питомниками и скотомогильниками. По информации управления ветеринарии, в городе имеется приют для временного содержания бродячих животных. Его обустроили в одном из производственных зданий на окраине города. То есть это не совсем питомник. Таразская ветстанция просто заключила договор с владельцем территории, и якобы туда свозятся все отловленные животные.
Нам удалось узнать, что территория принадлежит секретарю Таразского городского маслихата Батырбеку КУЛЕКЕЕВУ. Странно, что не заключили договор с приютом общественного фонда по защите животных “Актос”, который имеет всю необходимую для этого инфраструктуру. По словам руководителя фонда Ирины КЕЛЛЕР, в управлении ветеринарии ей сказали, что сотрудничество с “Актосом” “сочли бы за коррупцию”. Однако “деловые отношения” чиновников с народными избранниками никого не смущают...
Теперь, согласно закону “Об ответственном обращении с животными”, в питомнике животные должны содержаться пять суток. Видимо, поэтому не только в областном центре, но и во всех районах сейчас спешно строят питомники.
Специалисты отмечают, что если в течение пяти дней объявляются владельцы животных, то их возвращают. Если нет, то наиболее дружелюбных и здоровых животных забирают приюты. А еще некоторых просто отпускают, предварительно стерилизовав или кастрировав. Уничтожать могут только опасных собак и кошек.
- Вранье! Единственный раз мы забрали около 80 животных из изолятора, потому что они содержались в ужасных условиях. Это было весной прошлого года. Был большой скандал по этому поводу. Только тогда нам удалось спасти животных. После этого мы никого не забирали. Тем более кастрацию и стерилизацию ни управление, ни ветстанции не проводят. А как бедняг уничтожают - это вообще ужас, - заверила Ирина Келлер.
Всего в области имеется 39 биотермических ям для обеззараживания трупов бродячих животных. Две из них находятся в Таразе. В управлении ветеринарии говорят, что они сейчас не работают и находятся на санитарной очистке. Поэтому все трупы из Тараза вывозят в Жамбылский и Байзакский районы. Однако на неработающих скотомогильниках происходят страшные вещи. Недавно зоозащитники обнаружили там настоящую бойню.
- Привозят туда живых собак и разделывают на мясо. Кругом лужи крови. Биотермические ямы заполнены головами и лапами. Вонь стоит на всю округу. Мы это зафиксировали, вызвали полицию, написали заявление. Пока результатов никаких нет. Полицейские говорят, что направили письмо в акимат, чтобы им дали ответ, - возмущена Келлер.
Непонятно, зачем устраивать переписку с акиматом, когда факт налицо. Можно просто установить, откуда свежие лужи крови и останки животных на скотомогильнике, который официально не работает с прошлого года. Туда регулярно приезжает служба отлова. Одну из машин по фото, опубликованному зоозащитниками, узнали горожане, которые и сообщили, что именно на ней доставляется свежая собачатина по 750 тенге за килограмм!
Вот так смерть одного Персика обнажила кучу проблем, которые, похоже, мало кого волнуют, кроме зоозащитников. Государство выделяет средства, но бездомных животных и случаев жестокого обращения с ними от этого меньше не становится. Может, вступивший в силу закон поможет исправить эту ситуацию?
Айжан АУЕЛБЕКОВА, Тараз