Половинчатое решение
Ставки утильсбора на все виды автотранспорта в Казахстане снизили вдвое
Об этом в среду сообщил первый заместитель премьер-министра Роман СКЛЯР. Казалось бы, радуйтесь. Но почему-то не получается.
После жарких дискуссий с автопроизводителями, экспертами, а также с “псевдоэкспертами”, как назвал некоторых из участников заседаний по утильсбору вице-премьер, в стране решили снизить ставку утильсбора на все виды автотранспорта на 50 процентов.
- Сегодняшний уровень развития отечественного автопрома нам это позволяет, - отметил Роман Скляр.
Стало также известно, на что будут потрачены сбережения бывшего администратора программы, изъятые с его счетов. В стране запускают льготное кредитование под четыре процента годовых и вообще без первоначального взноса. Правда, условия эти будут распространяться только на машины отечественного производства и из недорогого сегмента. На эти цели решено выделить 100 миллиардов тенге из запасов ТОО “Оператор РОП”. Еще 30 миллиардов пустят на обновление автобусного парка страны.
- Решение по 50-процентному снижению ставок утильсбора взвешенное, но, возможно, неокончательное. В дальнейшем мы будем смотреть по ситуации: уменьшать их еще или, может, наоборот, потребуется повысить, - резюмировал вице-премьер.
Напомним, что общественность требовала ревизии не только тех сборов, которые идут от автомобилистов, но и всей деятельности ТОО “Оператор РОП”, собравшего с населения и бизнеса, по данным министра экологии, геологии и природных ресурсов Сериккали БРЕКЕШЕВА, с момента запуска в 2016 году утильсбора 691,9 млрд тенге. Причем РОП из этих денег по прямому назначению - на экологию - потратил лишь 102 млрд тенге! Но даже это половинчатое решение можно назвать маленькой победой гражданского общества, к которому руководство страны было вынуждено прислушаться. Причем именно “вынуждено”, ведь если бы это было осознанным решением, то ставки могли бы быть снижены или полностью отменены и по другим направлениям, например таким, как сбор на импортный кабель, автопокрышки и так далее.
Ни нашим ни вашим
О планах Министерства индустрии и инфраструктурного развития взять за основу пример утильсбора России и Беларуси говорил еще бывший генеральный директор АО “Жасыл Даму” Азамат АЛИМБАЕВ. Тогда как общественники рекомендовали присмотреться к западному опыту утилизации автомобилей с точки зрения налогового законодательства. Хотя и тот и другой вариант предполагал значительное снижение ставок утильсбора, то есть то, о чем мечтают сотни тысяч автовладельцев, желающих обновить своих железных коней.
Общественники, выступающие за отмену утильсбора, среди которых самый заметный Санжар БОКАЕВ, называли его “кривой и косой” схемой взимания налога, на сегодняшний день прописанного только в Экологическом кодексе (для тех, кому интересно, это статья 386). Следуя этой логике, главная задача утильсбора - это улучшение экологии путем создания инфраструктуры утилизации автотранспортных средств, внедрения раздельного сбора и сортировки и косвенно выкупа у населения старых автомобилей. В нынешнем решении правительства опять нет ни логики, ни экологии.
Обществу пообещали 100 млрд тенге на льготное автокредитование. Из ранее собранных с этого же общества денег, чтобы выдать людям под проценты? А что будет происходить с новыми сборами? Куда пойдут деньги, собранные по новым ставкам? И вообще, что выиграли казахстанцы от утильсбора, который так оберегает правительство? Разве что научились всяким серым схемам ввоза в страну автомобилей (продолжение темы на стр. 8). Сейчас, по данным Ассоциации казахстанского автобизнеса, 9 процентов вновь поставленных на учет машин - это серый импорт.
Опять непрозрачно
Изо всех сил стараясь как можно оперативнее выполнить поручение главы государства по пересмотру ставок утильсбора, чиновники упускают самое главное: принцип работы РОП требует совершенствования.
Мало перевести функции “Оператора РОП” от частника в госструктуру и снизить ставки утильсбора. Без детального анализа целей и задач утильсбора, его инвестиционного воздействия на всех участников, без точных расчетов по утилизации, вынесенных на общественные слушания, сделанная работа над ошибками очень уж походит на формальное и поверхностное выполнение поручения президента. Об этом говорит председатель ассоциации “Республиканский союз промышленников вторичной металлургии” Владимир ДВОРЕЦКИЙ:
- Мы не выстроили четкую и прозрачную схему, по которой утильсбор в полной мере выполнял бы свое истинное предназначение. Взять хотя бы саму утилизацию. Мы сделали свежий расчет на 2022 год, сколько нужно средств, чтобы полностью разобрать на утиль одну легковую машину. Наш ответ: 50 тысяч тенге! И как минимум 100 тысяч можно получить, если все извлеченные из машины детали продать, к примеру, на лом. При этом никакой дополнительной инфраструктуры по переработке лома, если мы не говорим о модернизации технологии, не нужно. У нас есть порядка 300 предприятий, где этот процесс осуществляется уже на протяжении 30 лет.
- Но это наш расчет. А есть ли у Министерства индустрии и инфраструктурного развития альтернативный со всеми финансовыми обоснованиями? Хотелось бы эти цифры услышать! Без них вся эта суета вокруг передачи функций “Оператора РОП” в госсектор и снижения ставок утильсбора лично для меня напоминает попытку замести следы и, как, опять же, сказал президент, “избавиться от запаха коррупции, не избавившись от его источника”, - высказался Владимир Дворецкий.
Эксперты, участвовавшие в заседаниях по обсуждению новых ставок утильсбора, через одного настаивали на том, чтобы принимаемые ставки и коэффициенты предварительно были вынесены на общественные слушания.
Кстати, у Азамата Алимбаева была похожая задумка - создать на базе АО “Жасыл Даму” общественный совет, в который могли бы попасть все желающие, кому небезразличен, каким будет утильналог в Казахстане.
Другой путь
Не все казахстанцы однозначно высказываются за понижение утильставок. Есть, например, полярное мнение - о дифференцированном подходе: оставить утильсбор в прежних или даже еще больших размерах, но только для автомобилей старше пяти лет, а свежие машины разрешить ввозить вообще без утильналога и грабительских тарифов на первичную постановку на учет. При этом сообразительный народ даже возможные коррупционные схемы все наперед предупреждает, чтобы никому не повадно было переправлять год в техпаспорте: “Ввести норму: омолодил машинку на три годика - получай троечку! На пять лет - пятушка с конфискацией. Все остальные сроки - тоже с конфискацией. Машина с переправленным годом - сразу на утилизацию без всякого разбора на запчасти!”
Скляр, к счастью, сказал, что принятое правительством решение не догма. Надеемся, что к ревизии и прозрачности, а также к логике и экологии мы еще сможем вернуться.
Ну, например, чем не вариант направить денежные утильактивы на решение транспортных проблем городов. Всех по очереди. В Алматы запустить трамвай, в Нур-Султане “замаскировать” под социальный проект LRT, в Шымкенте построить дополнительную развязку... Все лучше, чем распылять деньги сразу на все и в результате ничего и нигде не сделать, советуют пользователи социальных сетей.
Горькая пилюля
Ставки утильсбора на ввезенные в страну автомобили зависят от объема двигателя: чем меньше, тем ниже. Тариф начинается с 459,5 тысячи тенге и заканчивается на отметке более 3,5 миллиона. Теперь эти суммы можно поделить надвое. Казалось бы, неплохо. Но это не единственный автооброк. В Казахстане для импортных машин предусмотрена еще так называемая первичная постановка на учет. Если вы или автодилер пригнали в страну вполне себе свежую иномарку, но старше трех лет, то для того, чтобы поставить авто на учет, потребуется еще полтора миллиона тенге. Этот сбор правительство не думает ни отменять, ни снижать. Вернее, оно вообще молчит по этому поводу, что не исключает того, что первичная постановка может быть и увеличена.
Ирина ВОЛКОВА, Павлодар
Опрос в тему
Правительство считает, что средства, собранные в качестве утильсбора с населения, надо потратить на льготное автокредитование. На что бы вы потратили эти деньги?
- На решение экологических и транспортных проблем крупных городов.
- На зарплату новому и более компетентному правительству.
- Утильсбор надо отменить, так как собранные с народа деньги выдавать народу под проценты неэтично.
Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz
Возвращаясь к напечатанному
Мнения наших читателей
Готовы ли вы переучиваться, если ваша профессия кардинально изменится или вообще исчезнет?
- Конечно, буду осваивать что-то новое и готов тратить на это деньги 51%
- Буду переучиваться, если за это заплатит работодатель или государство 25%
- Нет уж, мне бы только до пенсии как-то дотянуть 24%

Ирина ВОЛКОВА