6791

“РОПа” нет - и денег тоже?

Как перемолол партнеров в своих жестких жерновах бывший оператор утильсбора

“РОПа” нет - и денег тоже?

На грани банкротства оказались предприятия по переработке изношенных шин, которым канувший недавно в Лету “Оператор РОП” так и не выплатил многомиллионные суммы в виде субсидий, положенных за вывоз и утилизацию покрышек. И с кем теперь судиться за долги, они не знают: компания ликвидирована, руководство под арестом.

С шымкентским ТОО “Эко Шина”, единственным на юге Казахстана переработчиком изношенных шин, “Оператор РОП” не рассчитался за третий и четвертый кварталы прошлого года, задолжав в общей сложности около 150 млн тенге. Сумма для предприятия более чем солидная: нет возможности выплачивать вовремя зарплату 60 сотрудникам, на грани срыва поставка запчастей из Китая. Перерабатывая около 6000 тонн шин в год, завод выпускает различную продукцию в широком ассортименте.

- Вся история нашего сотрудничества с ТОО “Оператор РОП” - сплошное испытание, - тяжело вздыхает владелец “Эко Шины” Бауыржан АЙГЕНЖЕЕВ

- После долгих и горячих споров, эхо которых докатилось даже до администрации президента, нам удалось поднять тариф субсидий с 5 до 30 тенге за килограмм переработанных шин. Не скрою, этим деньгам мы были рады: производство затратное, требует больших вложений и постоянного обновления техники. Поэтому и договор о сотрудничестве, в котором у оператора сплошные права, а у нас одни обязанности, мы просто вынуждены были подписать.

Судите сами. Заказчик, превратившийся из частной лавочки в компанию-монополиста, был вправе требовать исполнения обязательств как в период действия договора, так и после его окончания, изучать всю бухгалтерскую и техническую документацию и процессы на предприятии-партнере, устраивать проверки с привлечением СМИ, давать исполнителю обязательные для выполнения указания, предъявлять претензии, определять или изменять место, способы и формат предоставления документов. И, конечно же, штрафовать за каждое нарушение.

Именно штрафы фактически и вынудили Бауыржана Айгенжеева осенью 2020 года после упорного сопротивления взять обязательства по приему с вывозом с трех горнорудных комбинатов, расположенных в Костанайской и Восточно-Казахстанской областях, крупногабаритных шин и их транспортировке за тысячи километров, в Шымкент. Прежде предприятие обслуживало исключительно юг страны.

- До конца 2020 года мы успели вывезти с Бакырчикского комбината в Восточном Казахстане 85 шин. Но морозы крепчали, и транспортировать груз в Шымкент было уже опасно. Поэтому пришлось арендовать землю вдоль автотрассы недалеко от комбината, куда сложили вывезенные шины, - продолжает собеседник. - К весне транспортировку возобновили, отправив сотрудников с оборудованием для разделки шин на месте. Но решили доставлять груз к себе уже по железной дороге. Всего у нас вышло 14 вагонов. В итоге перевозка 470 шин общим весом 544 тонны обошлась нам в 20 млн тенге.

Могло быть и вдвое больше, если бы не удалось оспорить выставление очередного штрафа за оставшиеся до весны шины. Пришлось доказывать, что не просто бросили груз в чистом поле, а законсервировали до весны, уведомив об этом письменно. Штрафовать “Эко Шину” в итоге не стали, но и платить за вывоз и переработку крупногабаритных шин тоже. Отказали в выплатах субсидий из-за того, что якобы весы не те. Дескать, шины взвешивали на вагонных весах, а не на автомобильных.

- Оно и понятно, вывозили же груз по железной дороге! - еле сдерживает эмоции Айгенжеев. - Причем сначала шины взвешивали на комбинатах перед вывозом, фиксируя данные в актах приема-передачи, затем - перед отправкой с указанием нетто/брутто и веса порожнего вагона. Сертификат о поверке вагонных весов мы приложили. Какие еще нужны доказательства?!

В ходе трудных переговоров председатель правления ТОО “Оператор РОП” Медет КУМАРГАЛИЕВ пообещал перечислить деньги “Эко Шине”. Но сегодня он под стражей. В итоге счета на 81 млн и 67 млн тенге, выставленные ТОО “Эко Шина” “Оператору РОП” за третий и четвертый кварталы 2021 года, так и повисли в воздухе.

С похожей проблемой в редакцию “Времени” обратилось и карагандинское ТОО “Ecoindustry”. В прошлом году это предприятие утилизировало около 2000 тонн крупногабаритных и сверхкрупногабаритных шин, но обещанных субсидий на общую сумму более 90 млн тенге так и не дождалось.

- Все попытки добиться оплаты были тщетными, - разводит руками юрист ТОО “Ecoindustry” Анастасия КРЫЛОВА. - Второй квартал нам не оплатили, придравшись к ведению бухучета и тому, что компания-перевозчик якобы не соблюдала трудовой режим водителей. Отправив пакет документов за третий квартал, мы, как обычно, ждали проверки, но нам отказали без объяснения причин. Под вопросом и выплата субсидий за четвертый квартал, потому как в “Жасыл Даму” (новый оператор утильсбора. - А. М.) с нами даже говорить не хотят. Стена молчания. В итоге предприятие - на грани банкротства.

Полное отчаяния письмо прислало в нашу редакцию и ТОО “МПК Әулет” из Алматинской области. Оно перерабатывает изношенные шины и отработанные масла. В 2020 году предприятие заключило с ТОО “Оператор РОП” договор на переработку 4800 тонн использованных шин на сумму 172 млн тенге. Переработали, отчитались, прошли аудиторскую проверку, однако денег так и не дождались. На 2021 год был заключен новый договор на 220 млн тенге, из которых было перечислено всего 98 млн тенге. Вся полученная сумма ушла на оплату налоговой задолженности, образовавшейся за предыдущий год, пояснил один из учредителей предприятия Айдын ТАСБУЛАТОВ. А как только возмущенное несправедливостью руководство компании обратилось с письмом к главе государства, с предприятием расторгли договор в одностороннем порядке.

Узнав, какая сумма скопилась на счетах частного ТОО “Оператор РОП”, переработчики впали в ступор: “Нас просто использовали!”. Сотни миллиардов тенге, из которых им не выплатили положенные миллионы.

Между тем на сайте АО “Жасыл Даму” висит объявление: субсидирование, как и другие услуги, временно приостановлено в связи с начавшимся расследованием в отношении ТОО “Оператор РОП”.

Алиса МАСАЛЁВА, фото автора, Шымкент

Поделиться
Класснуть