2675

Из того ли теста?

С этого года для всех выпускников педвузов введено обязательное квалификационное тестирование. Не осиливший его вчерашний студент не сможет устроиться учителем в школу. Разбираемся с экспертами, зачем нужно такое тестирование, как оно должно быть правильно организовано.

Из того ли теста?

Педагог - ключевая фигура

- Есть несколько, казалось бы, тривиальных утверждений об образовании. Одно из них: качество жизни в государстве не может быть выше качества человеческого капитала, образованности и культуры граждан. Это факт неоспоримый, - начинает наш разговор президент международного университета “Астана”, председатель общественного совета Министерства образования и науки Серик ИРСАЛИЕВ.

 - Качество человеческого капитала может быть выше системы образования в отдельно взятой стране? Очевидно, нет. А качество образования быть выше качества учителей? Ответ тоже однозначен. Круг благоденствия государства замыкается на учителе, как бы пафосно это ни звучало. Вот из этих истин мы должны исходить, когда задаемся вопросом: “Надо ли вводить квалификационный тест?”. Кроме того, нельзя рассматривать его в отрыве от комплекса мер, принятых государством для повышения статуса педагога. Это лишь один из инструментов.

Если педагог - ключевая фигура, что делать, чтобы он был лидером всех прогрессивных перемен в нашем обществе? - продолжает мой собеседник. - Все инструменты и технологии есть, они давно апробированы в мире, в том числе и квалификационный тест.

Зарплата казахстанского учителя повысилась в несколько раз, с этой точки зрения профессия педагога стала привлекательной. Но что сделать, чтобы в эту сферу пришли именно таланты, а не случайные люди? Ведь многие предшествующие годы учительскую профессию молодые люди выбирали по остаточному принципу. Сейчас ситуация начала меняться (чтобы это произошло, тоже внедрили комплекс мер). Следующий шаг - квалификационный тест.

В большинстве развитых стран выпускник, получивший диплом педагога, не может сразу же работать по специальности. Как минимум год он стажируется под руководством опытного преподавателя, еще через год проходит квалификационный тест или сдает экзамен (в некоторых странах эта профессия даже лицензируется). Это те фильтры, преодолев которые выходит высокоинтеллектуальный, мотивированный, образованный учитель. И он работает с нашими детьми! Опять же, лучшие из старшеклассников выбирают профессию учителя. Все, круг благоденствия государства замкнулся. Поэтому квалификационный тест нужно внедрять!

- Как к нововведению отнес­лись в вузах, которые готовят педагогов?

- Система образования всегда была консервативной, любое новшество воспринимается болезненно. Нужно объяснять, почему эта мера необходима. Я возглавляю университет, в составе которого есть педагогический институт, и 70 процентов его учащихся - будущие педагоги. Конечно, мне тоже тревожно за результаты работы нашего коллектива. Но это хорошо, это нас подстегивает, мотивирует не сидеть на месте, завозить лучшие технологии и учебники и так далее! Другой вопрос, каким будет инструмент этого тестирования, насколько он будет корректен, насколько он будет отражать навыки и знания выпускников. Организаторам квалификационных тестов нужно очень тщательно подойти к этому вопросу, чтобы не вызвать бурю в стакане.

- Вы видели эти тесты?

- Пробное тестирование Министерство образования проводило в прошлом году. Его результаты были, скажем так, не очень радужными. Если мне не изменяет память, половина выпускников педагогических специальностей не смогли преодолеть самую ниж­нюю планку, установленную тестом, хотя она была очень либеральной.

- Как экспертное сообщество тогда оценило содержание этого теста?

- Сколько лет тестирование существует в мире, столько лет ведутся споры вокруг корректности тестов. Их составляют не люди с улицы, к работе привлекают лучших педагогов, которые проходят обучение. Отбраковка тестовых заданий всегда была, есть и будет. Если из ста тысяч тестов два по какой-то причине окажутся ненекорректными, это не значит, что такова вся система, хотя именно эти два теста станут предметом внимания общественности.

К экспертной оценке тестов нужно подходить осторожно и профессионально. Какие-то тес­товые задания нужно выбраковывать, но не делать из этого вселенскую проблему и не ставить под сомнение саму процедуру и ее необходимость. Вы бы хотели, чтобы ваши дети учились у педагога, который не смог сдать тест? Думаю, нет. Пусть такой выпускник доучивается, готовится, старается. Если у него совсем никаких способностей нет, пусть ищет другую профессию.

Тест это и инструмент обратной связи, который в конечном итоге тоже поможет улучшить качество образования. Поэтому, повторю, очень многое сейчас будет зависеть от того, как сработает администратор проведения квалификационных тестов.

Качество и независимость

Руководитель центра анализа проблем образования ProBilim Analytics Нурмухаммед ДОСЫБАЕВ, выпускник Кембриджского университета, тоже поддерживает нововведение, но считает, что сейчас очень важно правильно определить цель, ради которой это и другие новшества внедряются.

 А целью должно быть, конечно же, повышение качества кадров в профессиональной педагогической сфере. Чтобы добиться этого, нужно разработать эффективные механизмы работы системы, убежден наш экс­перт.

- В дальнейшем практику тестирования необходимо распространить и на представителей других социально значимых профессий: будущих медиков, юристов, госслужащих, - отмечает он. - В меж­дународной практике эти специалисты могут попасть на рынок труда только после проверки их знаний. Чаще всего они сдают тес­ты. Такой подход защищает интересы граждан.

Проводят тестирование (это второй момент, на который я хочу обратить внимание) независимые центры. Да, квалификационный тест - требование государства, но осуществляет его не государство. Разрабатывать тесты тоже должна независимая (уже третья в этой системе) сторона, но в любом случае не Министерство образования или организации, входящие в структуру МОН.

- Если тесты разрабатывает не МОН и не независимые центры тестирования, то тогда кто?

- Регулировать все вопросы, связанные с квалификационными тестами, должен некий общественный орган. В пример приведу недавно созданный фонд “Қазақстан халқына”. Он инициирован президентом страны, но подотчетен попечительскому совету, состоящему из общественных деятелей. Думаю, подобный орган, регулируемый общественными организациями, независимый в части составления тестов, мог бы появиться и в этой сфере. Он должен работать с центрами тестирования, передавать им полномочия осуществлять отбор выпускников вузов. Вот задача независимых экспертов.

МОН и структуры, которые в него входят, не могут профессио­нально заниматься разработкой тестов. Единственное, что должен делать МОН, - выделять финансирование на организацию и проведение квалификационных тестов и проводить финансовый аудит. В таком случае будет работать система сдержек и противовесов.

- Новые правила действуют с 1 января, но той системы, о которой вы говорите, нет. Значит ли это, что внедрили тестирование несколько преждевременно?

- Нет, вопрос только в том, кто разрабатывает эти тесты. Само тестирование проходит на базе независимых центров. Почему важно создать ту систему, о которой я говорю, а не просто внедрить тест? Должны быть механизмы контроля. В перспективе, надеюсь, так и произойдет, и вуз - частный или государственный, неважно - начнет работать на качество. Этого будут требовать сами студенты - им ведь нужно сдавать квалификационные тес­ты, иначе они не смогут устроиться на работу.

Постепенно - это тоже важно обговорить - все организации должны принимать на работу только тех специалистов (пока речь только о педагогах), которые имеют соответствующую квалификацию. Но, предположим, студент учился плохо, но все равно сдал тест - он его купил. Устроился в школу, но там очень быстро поняли, что наняли некомпетентного специалиста. У работодателя возникнут вопросы к центру тестирования: как такой человек прошел проверку знаний? На этот случай должен быть механизм, позволяющий пожаловаться на некачественную работу центра. Организация, которая регулирует все вопросы в этой сфере, инициирует проверку и может отозвать у центра право проводить тестирование.

С другой стороны, если вуз плохо готовит студентов-грантников, которые не могут сдать квалификационный тест, возникает вопрос: “А нужно ли государству выделять деньги на обучение студентов этой специальности в данном вузе?”. Если же будущий педагог учился платно и не сдал тест, он может спросить с вуза: “Где качество?”. Только тогда система будет действенной. Важно, чтобы все ее участники - МОН, организатор всей системы, центры тестирования - были независимы друг от друга.

И еще один вопрос, который нужно поднимать. К сожалению, все тесты в сфере образования в Казахстане квалифицируются как госсекреты. Почему? В США все вопросы аналога нашего ЕНТ разрабатывают независимые структуры, а у нас, если речь заходит об этих вопросах, ссылаются на госсекрет и не подпускают к этой сфере никого, кроме государства.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть