Детализация до уровня подъезда
Жилищное законодательство подвергнется корректировке уже предстоящей весной
Глава Агентства по защите и развитию конкуренции (АЗРК) Серик ЖУМАНГАРИН предлагает позволить жильцам отдельно взятого подъезда многоэтажки самостоятельно менять сервисные (домофонные, лифтовые, мусоровывозящие и, возможно, другие) компании, не спрашивая мнения соседей из других подъездов этого дома. Пока это противоречит закону о жилищных отношениях, но все, по его словам, скоро изменится.
Разработку цифровой системы в сфере ЖКХ Е-Шанырак, о которой так много говорилось, вновь приостановили - на этот раз для того, чтобы добавить новый сервис: смену поставщиков комуслуг жителями многоэтажек в онлайн-режиме. Поступивший в антимонопольный орган проект, над которым Мининдустрии и инфраструктурного развития (МИИР) работает совместно с одной из частных структур, глава ведомства решил лично обсудить со всеми заинтересованными сторонами: представителями профильных министерств, сервисными компаниями, объединениями собственников имущества (ОСИ) и простыми жителями многоэтажек. Встреча прошла на днях в онлайн-режиме.
По мнению Жумангарина, система Е-Шанырак при ее узаконении позволила бы решить проблему так называемого коммунального рабства. То есть облегчить жителям высоток, в особенности многоподъездных домов, возможность менять поставщиков целого ряда услуг: по обслуживанию домофонов, лифтов, вывозу мусора и твердых бытовых отходов (ТБО), а также по предоставлению интернета, телевидения.
- Я хочу детализироваться до уровня подъезда, как бы странно это ни звучало. Если меня не устраивают цена и качество домофонной услуги в моем подъезде, почему я должен договариваться с жителями всего дома? Или, допустим, сломался лифт в моем подъезде, необходим ремонт или его полная замена... То есть в Е-Шаныраке должна быть реализована система голосования жильцов как целого дома, так и в рамках одного подъезда.

На реплику о том, что предлагаемая норма противоречит законодательству (как известно, решение по вопросам содержания и обслуживания многоэтажки принимается как минимум большинством голосов от общего числа собственников квартир), глава АЗРК ответил так:
- Недавно мы общались с министром индустрии и инфраструктурного развития. В закон о жилищных отношениях будут вноситься изменения.
Вы заметили: мы идем сейчас широким фронтом не только по ЖКХ, но еще по строительству, по железнодорожным перевозкам. В марте-апреле пойдет срочный закон, в который мы внесем изменения во все базовые законы, - многозначительно и в то же время интригующе продолжил он. - Выход его планируется примерно в мае-июне. Поправки в законодательство должны позволить нам работать.
Закон не Коран, его можно изменить, - не на шутку раздухарился Жумангарин. - Больше всего меня волнует вопрос принятия человеком самостоятельных решений. Понятно, что общее мнение может касаться вывоза мусора с территории. Но там, где дело касается каких-то локальных вещей, зачем собирать кворум жильцов, проводить сложное голосование? Проект Е-Шанырак мы пока приостановили, потому что хотим ввести дополнительные требования, которые намерены обговорить с вами.
По словам руководителя антимонопольного ведомства, Е-Шанырак предполагается внедрять с пилотного проекта в Нур-Султане.
- Определимся с комитетом по делам строительства, выберем жилые комплексы. Но для этого нам нужен перечень компаний, которые работают в указанных сферах.
Но перечень подразумевает под собой общий рейтинг. Как он будет определяться? По убеждению Жумангарина, рейтинг должен выстраиваться на основе потребительских предпочтений. Кроме того, полагает он, в Е-Шаныраке необходимо предусмотреть и самопредставление компаний: сайты, ссылки. Все это для того, чтобы понять: перед нами не фирма-пустышка, у нее есть техника, производственная база.
- Люди должны понимать, что они хозяева в своем доме. Им ничего не должны навязывать! Возможность смены поставщиков в дальнейшем приведет к конкуренции между ними. Поставщики будут заинтересованы в том, чтобы оказывать качественные и долговременные услуги, чтобы задержаться на рынке. Пока это вывоз мусора, установка и обслуживание домофонов, лифтов. Но дальше - больше, - пообещал глава ведомства.

- Сама по себе система, если ее делает частный субъект, должна иметь возможность каким-то образом монетизироваться, но не за счет базовой платформы. Например, когда мы покупаем телефоны с системами Android или iOS, там уже есть установленные бесплатные приложения. Я считаю, что функции смены поставщиков коммунальных лифтов, домофонов должны быть уже установлены на этой платформе бесплатно. Некоммерческой должна стать и система голосования для собственников квартир, - сыпал идеями глава АЗРК.
Зампредседателя комитета по делам строительства и ЖКХ Мининдустрии и инфраструктурного развития Бакытжан КАЧАКОВ в свою очередь заметил: система Е-Шанырак заработает, если частные IT-компании и поставщики услуг сами туда придут. Кто кому в итоге сделает одолжение?
- Е-Шанырак - это в первую очередь сбор информации из различных источников: анализ, планирование, прогнозирование в отрасли. В Казахстане на рынке порядка 14 IT-компаний в сфере ЖКХ (Е-КСК, Е-Knot и другие). Если интегрировать их в Е-Шанырак, тогда будет и возможность потребителям услуг составлять все эти рейтинги ОСИ, сервисных компаний, тарифы ОСИ и поставщиков комуслуг, реестры состояния МЖД, - считает Качаков.
Но, по его данным, эти частные IT-компании обслуживают порядка 13 тысяч многоквартирных домов, а это всего 24 процента жилого фонда страны. Им нужно обеспечить базу данных, а это проблематично.
- Законодательство по информатизации предъявляет очень высокие требования к голосованию в части безопасности, - заметил представитель МИИР. - Сервисам голосования необходимо получить акт испытаний на информбезопасность, заключить договор с Минюстом о совместных работах по информбезопасности, нужна интеграция с сервисом контроля доступа к персональным данным. Законодательно мы предлагаем различные способы подписи через облачные ЭЦП, биометрические способы (SMS, электронное факсимиле).
Еще один проблемный вопрос, который поднял представитель МИИР, это несоответствие умных приборов учета, установленных застройщиками, с информационной базой коммунальных предприятий (к слову, газета “Время” писала об этом еще четыре года назад):
- Зачастую застройщики не согласовывают выбор счетчиков с субъектами естественных монополий (СЕМ), вопрос оплаты умных приборов остается всегда открытым. В результате эти умные приборы ничем не отличаются от обычных. И монополист услуг в итоге вынужден снимать показания счетчиков через контролеров. Все эти вопросы вызывают продолжительный нерегламентированный процесс проверки приборов учета. Поэтому предлагаем профильным министерствам утвердить регламент поверки приборов учета, стандарты связи и передачи данных, закрепить обязанность платы за связь для умных приборов учета, обязать застройщиков согласовывать с СЕМ выбор счетчиков.
Все эти меры требуют не только законодательных поправок, но и изменений действующих правил, в частности, в сфере сбора и вывоза ТБО. Дело в том, что сейчас здесь налицо некая монополия, не предусмотрена реальная конкуренция компаний. Районы поделены между определенными фирмами, и каждый житель этого района обязан оплачивать за услуги по вывозу мусора именно этой компании. Причем договоры с ними заключают районные акиматы. Нет и сроков оказания услуги. Вопрос допуска на рынок нескольких профильных компаний должно проработать Министерство экологии.
- А что делать с электроснабжением? Например, зачем нам, алматинцам, прокладка в виде ТОО “АлматыЭнергоСбыт” (работает с розничными абонентами. - Е. Т.), которому мы по факту оплачиваем услугу, если договор заключаем с АО “Алатау Жарык Компаниясы” (энергопередающая компания. - Е. Т.)? - задалась вопросом управдом Светлана ДРУЖИНИНА.
- На сегодняшний день выбора нет, и в ближайшее время его не будет, пока мы не сделаем стоимость электроэнергии средней. Дифференциация тарифа электроэнергии приводит к тому, что ни одна энергоснабжающая компания не хочет брать на себя такую категорию, как население, - ответил Жумангарин. - Сейчас, естественно, мы внесем изменения в квалификационные требования для энергоснабжающих организаций. У компании должно быть минимум 20-30 процентов физлиц в качестве потребителей. Мы должны прийти к тому, что сама генерация электроэнергии будет продаваться на торгах, ее смогут покупать снабжающие потребителей компании. И когда тарифы для юридических и физических лиц выравняются, тогда и простой житель многоэтажки, и фирма станут на один уровень ценностей как потребители для энергоснабжающих организаций. Вот тогда начнется конкуренция! Почему мы наблюдаем плохое качество обслуживания лифтов? Потому что никто не конкурирует.
По словам главы АЗРК, комитет по регулированию естественных монополий уже разрабатывает механизм смены поставщиков электроэнергии. Его планируют опробовать через Е-Шанырак в ближайшее время в тех городах, где упразднят дифференциацию тарифа.
- Костанай и Западный Казахстан первыми изъявили желание туда зайти, Алматы и, если не ошибаюсь, Восточный Казахстан. В ближайшее время напишу президенту записку, выберем два пилотных региона, где менее протестный электорат, и начнем проект по выравниванию среднеотпускного тарифа.
Глава Союза лифтовиков Казахстана Нурлан КЕНЖЕБАЕВ хоть и не против цифровизации, но насчет проекта Е-Шанырак настроен скептически:
- С 2014 года я слышу о системе Е-Шанырак. Она до сих пор не заработала! За последние два года появились IT-компании, которые подошли по-другому: не со стороны правительства с призывом дать им данные, а со стороны жителя, чтобы ему было комфортно. Проблема в том, что мы не можем идентифицировать владельца - очень многие арендуют квартиры. Когда идентификация будет сделана, тогда и можно будет инициировать создание ОСИ в онлайн-формате, а уже потом и менять поставщиков комуслуг.
А нужен ли Е-Шанырак частным IT-компаниям, которые первыми развивали эти процессы и создавали рынок? Представитель одной из них Таир КОЖАХМЕТОВ высказал свое мнение: по каким-то сервисам, возможно, он будет работать с Е-Шаныраком на взаимовыгодных условиях, однако эта платформа вряд ли даст толчок для быстрого масштабирования.
- Мы работаем в Алматы, Караганде и Нур-Султане. На обслуживании у нас 35 тысяч квартир, и мы продолжаем расти. Здесь нужно точечно работать с жителями, управляющими компаниями. Нам никто не мешает, но чтобы сделать это быстро, нужны ресурсы. Мы сами их находим.
Жумангарин предложил всем заинтересованным лицам подготовить свои предложения по решению высказанных проблем и встретиться еще раз.
Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и Олега СПИВАКА, Алматы

Екатерина ТИХОНОВА