Вода или нефть: что дороже?
Более чем на миллиард тенге придется раскошелиться компании “СНС Актобемунайгаз” за загрязнение песка над уникальным подземным озером с пресной водой Кокжиде.
На весьма ощутимый штраф крупный недропользователь нарвался после прокурорской проверки. Ее надзорный орган провел с привлечением представителей из различных заинтересованных ведомств, в том числе департамента экологии.
- В настоящее время на песках подземного озера Кокжиде три компании ведут нефтедобычу. Это АО “СНПС Актобемунайгаз”, а также компании “КМК Мунай” и “Фирма Ада Ойл”. Проверкой были охвачены все скважины, принадлежащие им, - отметил заместитель руководителя департамента экологии по Актюбинской области Талап УСНАДИН.
Итоги проверки оказались неутешительными: все три предприятия допустили загрязнение поверхности нефтью. При этом пески на Кокжиде мигрирующие, из-за чего огромные замазученные участки кочуют с места на место, увеличивая площадь загрязнения.
- Глубина проникновения нефти в песках составила 20-25 сантиметров. Что касается воды, то мы взяли пробы, исследовали и выяснили, что она чистая. Влага находится под слоем песка толщиной 25 метров, - пояснил Уснадин.

Тем не менее за допущенное нарушение недропользователь был оштрафован. С него уже взыскали более 228 миллионов тенге. А вот ущерб на сумму 800 миллионов компания пока не спешит возмещать. В “СНПС Актобемунайгаз” считают, что экологи неправильно произвели расчеты. Так ли это на самом деле, сейчас разбирается суд.
Зато остальные недропользователи не стали строчить иски. Руководство компаний согласилось как с претензиями проверяющих, так и с суммой штрафов.
- По “КМК Мунай” насчитали 50 штрафов на сумму 12 миллионов тенге и ущерб на 3,2 миллиона. По “Ада Ойл” в общей сложности вышло 24 штрафа на 65 и ущерб на 17 миллионов тенге. Все они оплачены, - уточнил Талап Уснадин.
При этом в департаменте не стали скрывать, что нефтедобычу на территории подземного озера могут запретить. По крайней мере, соответствующее письмо прокуроры уже направили в Министерство энергетики. Раз недропользователи не выполняют свои обязательства и допускают загрязнения, то необходимо с ними разорвать контракты - такова позиция надзорного органа.
- А мы считаем, что нужно вообще придать озеру неприкосновенный статус, - говорит тем временем общественник Мирамбек КАМАЛОВ. - Даже если прокуратура и экологи добьются разрыва контрактов с недропользователями, где гарантия, что вместо ушедших не придут другие.
Сейчас экоактивисты празднуют промежуточную победу - их неоднократные обращения наконец услышали. Но на достигнутом они останавливаться не собираются, инициативные группы требуют введения полного запрета нефтедобычи в песках Кокжиде.
Отметим, что бассейн с пресной водой, заботливо спрятанный матушкой-природой под толстым слоем песка, расположен в Темирском районе. Его открыли примерно 60 лет назад. Месторождение оказалось не только богатым на пресную воду, но и ценным по качеству. Не каждая минералка с ней сравнится. К тому же повышенное содержание гидрокарбонатов придает особый вкус и мягкость этой бактериологически стерильной воде.
При этом эксплуатационные запасы всего месторождения составляют 196,5 тысячи кубометров воды в сутки. Для сравнения: общая проектная мощность более чем 30 городских и локальных водозаборов Актобе составляет чуть больше 181 тысячи кубометров в сутки.
То есть запасы Кокжиде настолько велики, что, если использовать массив с умом, его мощность разом могла бы решить проблему водоснабжения Актобе, Эмбы, Кандыагаша и Алги, а также населенных пунктов соседних областей всего западного региона страны.
Акмарал МАЙКОЗОВА, Актобе

