3817

С широко закрытыми глазами

Отменять прохождение техосмотра в Казахстане нельзя, а вот изменить его необходимо

С широко закрытыми глазами

Пройти технический осмотр своего автомобиля за 1500-2000 тенге даже не выходя из дома. Найти такие объявления можно в любой социальной сети. “Фотошоперу” - так называют мошенников, делающих липовый техосмотр, - достаточно прислать фото своей машины в мессенджер и перевести деньги. Впрочем, немногим отличается и “честное” прохождение этой процедуры. Авто с сидящим в нем водителем просто выставляют на тормозной стенд и делают фото. Через десять минут уже готова диагностическая карта. При таком раскладе разговоры о том, что техосмотр следует отменить, кажутся не лишенными логики. Однако автомобильные эксперты, экоактивисты и общественники против таких мер. Они уверены, что процедуру прохождения техосмотра необходимо модернизировать.

Напомним, в январе этого года отменить техосмотр предложил в своем депутатском запросе на имя премьер-министра Казахстана Алихана СМАИЛОВА мажилисмен Айкын КОНУРОВ. Назвав действующую процедуру проверки авто коррумпированной и неэффективной, депутат указал и приблизительную выручку от станций по стране - от 7 до 13 миллиардов тенге. Ведь на сегодняшний день в Казахстане насчитывается около 2,7 миллиона транспортных средств, для которых прохождение ежегодного технического осмотра обязательно. А это более 70 процентов от общего количества авто в стране.

Борьба с изготовителями поддельных диагностических карт не приносит желаемых результатов. Не помогают почему-то и специальные утилиты, установленные в компьютеры на станциях техосмотра и не позволяющие вносить недостоверные данные в базу. Пример тому - громкое дело преступной группировки, созданной сотрудниками комитета транс­порта МИИР, деятельность которой была пресечена в 2021 году. Не проводя фактического техосмотра, члены этой ОПГ подделали более 260 тысяч диагностических карт и выручили почти миллиард тенге.

Предложение отменить обязательную, но формальную процеду­ру прохождения техосмотра и избавить автовладельцев от административной ответственности за эксплуатацию транспортных средств без ТО (кроме водителей автобусов, грузовых автомобилей и такси) звучало уже не единожды. Однако никогда не воспринималось всерьез. И вот почему.

- Проводить регулярный технический осмотр автотранспорт­ных средств Казахстан обязан на основании двух документов - в рамках соглашений Европейской экономической комиссии ООН и кодекса Таможенного союза, - поясняет член-корреспондент международной академии транс­порта Андрей ТИМОФЕЕВ. - Отмена техосмотра станет причиной выхода Казахстана из этих соглашений, а наши авто станут невыездными за пределы страны. Соответственно, транспорт других стран тоже лишится права въезда в нашу страну.

При этом главная цель прохож­дения техосмотра в Казахстане - прежде всего безопасность транспорта, выезжающего на дороги страны. Однако путь передачи этой системы в комитет транспорта МИИР, продиктованный благими намерениями, завел в тупик. Сама же процедура тех­осмотра вместо контроля стала кормушкой для вороватых чиновников и бизнесменов.

- За прошлое десятилетие комитет транспортного контроля расплодил тысячи станций технического осмотра, но так и не создал простых и понятных условий для работы, для здоровой конкуренции, а свел всю деятельность к выживанию в мутной воде, - продолжает Андрей Тимофеев. - Притом что представители комитета могут в любой момент прийти с проверкой и закрыть центр, так как четко знают, что каждая станция не соответствует даже тем нормам, которые существуют.

- Более того, - продолжает собеседник, - комитет транспортного контроля способствовал созданию единой информационной системы обязательного технического контроля транспортных средств и прицепов к ним. Понятно, что эта информация далеко не достоверна и в результате не имеет никакой статистической ценности. Однако за ее сбор все центры техосмотра платят за каждый проверенный автомобиль. Сбои в работе этой системы происходят регулярно. Но никто не покрывает убытков тех же станций за простои в работе, случившиеся по ее вине.

Владельцы станций технического обслуживания считают, что самые большие проблемы их работе доставляют именно мошенники. Ведь им нет нужды тратиться на закупку дорогостоящего оборудования, его монтаж и последующую аренду помещения. Так, по словам владельца небольшой станции технического осмотра Рината АЛТЫНБАЕВА, она открылась три года назад, и он потратил около шести миллионов тенге только на закуп оборудования, не считая остальных расходов. На сегодняшний день прохождение техосмотра оценивается примерно в 3500 тенге для машин с объемом двигателя меньше трех литров. Но многие автовладельцы, прельстившись дешевизной услуги, обращаются именно к “фотошоперам”.

- Не отменять техосмотр, а, напротив, усилить контроль за качес­твом транспортных средств на дороге, - призывает президент ассоциации безопасности дорожного движения “Общая дорога” Арсен ШАКУОВ. - Пытаясь избежать коррупционных рисков, функцию проведения тех­осмотра передали частникам. Однако вышло так, что теперь вовсе не производится никакого контроля за тем, кто и как проводит технический осмотр транспортных средств. Тем не менее, пока мы не обновим автопарк в стране, закрывать такую услугу, как техосмотр, я считаю неправильным. Нужно совершенствовать саму стандартизацию. Так, не надо проверять часть систем автомобиля, а сделать упор на узлы, отвечающие за безопасность.

По мнению экспертов, за эти десять лет не произошло абсолютно никаких значимых подвижек в процедуре технического осмотра транспортных средств: не применен международный опыт, не внедрены современные средства, не обучен персонал. А ведь можно было бы вырастить несколько поколений грамотных специалистов. Но в стране нет специализированных программ по обучению и центров обучения таких специалистов, отсутствует и необходимая приборная база подготовки. При этом из года в год повышается количество проверяемых параметров, что, безусловно, могло бы стать гарантией безопасности участников дорожного движения, если бы проверка 90 процентов из них проводилась не визуально, а с применением специальной техники.

- По действующим нормативам на исследование действующих параметров проверки транспорт­ных средств (а их несколько десятков) выделяется всего 30 минут, - рассказывает Андрей Тимофеев. - При этом даже на одном приборе проверки выхлопной системы минимальное время не менее 8-10 минут. Столько же должна занять проверка света фар. Еще больше - проверка тормозной системы. О какой достоверности при таком регламенте можно говорить?

Формальное отношение к проведению техосмотра автотранс­порта и качество алматинского воздуха связывает и председатель общественного объединения Kaz Eco Patrol Тимур ЕЛЕУСИЗОВ:

- В течение трех месяцев мы провели 14 рейдов, задержав 192 автомобиля с нарушениями. Мы обнаружили, что, несмотря на то что поправки в статье 334 (об экс­плуатации автотранспорта) КоАП вступили в силу 1 июля 2021 года, протоколы выписывались по устаревшим нормативам. Еще одна проблема, которую мы выявили, - это непривлечение к ответственности юридических лиц. Восемьдесят процентов остановленных для проверки машин были в собственности юридических лиц. И находились эти машины в плачевном состоянии. Но привлекался к ответственности сам водитель, а не компания - собственник автосредства. Мы также столкнулись с тем, что проверять общественный транспорт во время движения нецелесообразно, ведь пассажиры вынуждены ждать. Поэтому необходимо рассмотреть вопрос проверки автобусных парков. Отмена же техосмотра - полный бред. Напротив, нужно усиливать критерии оценки и критерии техосмотра. И вносить их в законодательство.

Эксперты указали на целый ряд проблем, которые, как звенья одной цепи, приводят в итоге к проб­леме безопасности транспорта, выруливающего на дороги нашей страны. Среди них топливо низкого качества и масла, попадающие в нашу страну контрабандой или очищенные в подпольных цехах. Все это вкупе приводит к сбоям в работе автомобилей даже с относительно свежим годом выпуска. Активисты не намерены ждать и уже подписали обращение к президенту Касым-Жомарту ТОКАЕВУ. В числе мер по реформированию системы технического осмотра предложено передать функции государственного надзора межведомственным комиссиям, а аккредитацию центров техосмотра - в комитет технического регулирования и метрологии Министерства торговли и интеграции.

- Мы предлагаем внедрить пилотные проекты по проведению техосмотра по новым регламентам, которые будут приняты с учетом мнения общества и представителей отрасли, и рассмотреть возможности предоставления бизнесу льготных кредитов, грантов или субсидий для техничес­кого переоснащения пунктов и станций технического осмотра, - резюмирует главный редактор журнала “За рулем” в Казахстане Алексей АЛЕКСЕЕВ. - А также рассмотреть вопрос о создании государственной программы льготного кредитования на покупку новых автомобилей отечественного производства, что не только позволит серьезно обновить существующий автомобильный парк страны, но и простимулирует машиностроительную отрасль Казахстана.

Юлия ЗЕНГ, фото Олега СПИВАКА, Алматы

Поделиться
Класснуть