За ними не заржавеет
Какое будущее ждет отечественный авторынок в свете последних поручений президента Касым-Жомарта ТОКАЕВА относительно утильсбора? Традиционно есть две версии развития событий. Одни эксперты пророчат если не небывалое, то существенное снижение цен на автомобили. А другие убеждены: особо обольщаться по поводу возможной доступности машин вряд ли стоит.
Подешевеют?
Сразу же после вмешательства главы государства в монополистическую деятельность “Оператора РОП” до широкой общественности стали-таки доходить истинные размеры прибыли частной лавочки. До этого вся финансовая составляющая работы ТОО “Оператор РОП” приравнивалась чуть ли не к государственной тайне. Хотя сам принцип создания подобной структуры, призванной “улучшить окружающую среду за счет обновления автопарка, стимулирования производства автомобилей и переработки отходов”, априори подразумевал абсолютную прозрачность всей ее деятельности, и особенно в финансовой части.
Но подразумевать - не значит исполнять. Особенно когда на кону, по последним данным министра экологии, геологии и природных ресурсов Казахстана Сериккали БРЕКЕШЕВА, 692 миллиарда тенге. Тут же главный эколог страны дал и разбивку трат ТОО “Оператор РОП”, забыв или не сочтя нужным при этом уточнить, на чьих именно счетах в банках второго уровня хранится финансовый остаток в размере более 220 миллиардов тенге.
В идеале за счет этих средств или по крайней мере большей их части можно было увеличить суммы ваучеров, выдаваемых автовладельцам взамен их старых железных коней. Если бы компания действительно ставила перед собой цель обновить автопарк страны и, как следствие, уменьшить выброс в атмосферу вредных веществ.
За пять лет казахстанцы сдали в утиль 213 тысяч машин. А сумма выданных сертификатов составила чуть больше 29 миллиардов тенге. Это в среднем по 137 тысяч тенге на одного автовладельца. Курам на смех с учетом сегодняшних цен на автомобили. И около 30 миллиардов “Оператор РОП” потратил на сам выкуп старых авто.
Итого непосредственно на утилизацию автомобилей и на сертификаты монополист за все пять лет своего существования израсходовал 59 с копейками миллиардов тенге. А заработал от утильсбора в 10 раз больше!
Именно поэтому большинство экспертов, прогнозируя будущие ставки утильсбора в пользу государства, а не группы привилегированных лиц, останавливаются на сумме от 100 до 300 тысяч тенге в зависимости от технических характеристик авто. Это как раз в 10 раз меньше того, что до недавних пор платили автовладельцы, ввозя на территорию страны новые машины.
- В Европе сумма утильсбора, который, кстати, оплачивается именно при сдаче автомобиля в утиль, а не заранее на 15 лет вперед, как у нас, не превышает 200 евро. Казахстанцам же, чьи доходы значительно уступают европейским, аналогичный налог обходится в два, три, а то и во все пять миллионов тенге. Но это же ни в какие разумные рамки не укладывается! - отмечает глава Независимого автомобильного союза Эдуард ЭДОКОВ.
За ставку утилизационного сбора на автотранспорт в размере 100 тысяч тенге выступают и в Союзе независимого автобизнеса. Кстати, это общественное объединение уже передало президенту свои предложения из шести пунктов по рациональному реформированию утильсистемы в стране. Если эти расчеты будут приняты по внимание, автомобили для казахстанцев могут стать более доступными. В этом, например, уверен председатель правления вышеназванного союза, председатель комитета малого и среднего бизнеса Национальной палаты предпринимателей “Атамекен” Берик ЗАИРОВ.
- При ставке утилизационного сбора в 100 тысяч тенге ценники на автомобили снизятся от миллиона до 3,5 миллиона тенге в зависимости от марки, - делится своими прогнозами Заиров.
Отметим, что в прошлом году, по предварительным итогам центра анализа и мониторинга авторынка, средняя стоимость нового автомобиля составляла 11,3 миллиона тенге, а минимальная - 5,3 миллиона за LADA Grantа, которую еще год назад по программе льготного кредитования можно было купить за 2,7 миллиона.
Не подешевеют?
А вот заместитель председателя правления ассоциации “КазАвтоПром” Артур МИСКАРЯН всеобщего оптимизма относительно удешевления автомобилей не поддерживает. По крайней мере до тех пор, пока не спадет мировой дефицит автомобилей, который еще более усугубился в результате коронавирусной пандемии в 2020 году, когда из-за повсеместного локдауна почти все автопроизводители снизили объемы своего производства и отменили часть заказов у производителей электроники. Последние не растерялись и перенаправили свои заказанные, но не проданные микрочипы производителям гаджетов и другой умной электроники. Кстати, перекос в их сторону наблюдался и до этого. Но именно пандемия определила главные приоритеты производителей микрочипов. И это вовсе не автопромышленность, на которую, по данным Банкавто, приходится менее 10 процентов от общего объема продаж полупроводников в мире.
- Что мы имеем сейчас? - вносит свою долю здорового скептицизма Артур Мискарян. - Крупные мировые автопроизводители в разы сокращают свое производство (на 7-9 миллионов машин по предварительным итогам 2021 года. - И. В.). При этом спрос на автомобили растет. В Казахстане начиная с 2017 года наблюдается ежегодный рост продаж новых автомобилей на 20-25 процентов. В апреле 2020 года произошло резкое снижение - автосалоны фактически не работали из-за локдауна. Но даже тогда в стране продали 90 тысяч новых автомобилей. Результат 2021 года по предварительным оценкам - 115 тысяч машин! Растущий спрос при ограниченных объемах предложения определяет ценовую динамику - это естественное явление в рыночных условиях.
И именно эта формула сейчас правит бал. Да еще курсы валют.
- Теоретически пересмотр ставок утильплатежа, конечно, может повлиять на ценообразование автомобильного рынка, но и то на достаточно короткий промежуток времени. А вот практически я бы на это сильно не надеялся, - заключил Мискарян.
Личное мнение
Мне же хочется сказать еще вот о чем. Ежегодный рост продаж в стране происходит на фоне общего уменьшения автомобильного парка - с 3,78 миллиона на начало 2017 года до 3,76 миллиона машин на начало 2021-го, из которых 1,9 миллиона - это авто старше 20 лет. И вполне может быть, что те 213 тысяч машин, сданных в утиль за время деятельности “Оператора РОП”, и есть сегодняшняя разница в численности отечественного автопарка.
Это к тому, что автомобили в салонах покупает в основном одна и та же аудитория, для которой сумма утильсбора не играет принципиальной роли. А те, для кого играет, не смогут обновить старушку “ауди” или дедушку “ниссана” на более современные и экологичные транспортные средства ни при какой сумме утильсбора.
Нужно пересмотреть не только ставки утильплатежа, но и, что немаловажно, суммы ваучеров для покупки новых авто взамен отслуживших свой срок эксплуатации. Иначе теряется сама суть этого налога, прописанного в плоскости не Налогового, а Экологического кодекса.
Эксперты говорят о новых автомобилях. Но большинство казахстанцев никогда в жизни не покупали машину в салоне. Если правительство снизит размер утильсбора для ввоза в страну свежих авто, допустим, не старше пяти лет, то, безусловно, это все скажется на вторичном рынке! Подержанные машины сразу станут дешевле.
Ирина ВОЛКОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Павлодар