3522

Хибары на выбор

В Шымкенте больше сотни домов еще довоенной (!) постройки подлежат сносу в рамках программы реновации ветхого жилья. Казалось бы, их жильцам привалило несказанное счастье - сменить старое жилье на новое, не потратив ни одного тенге. Однако сегодня в списке готовых к сносу нет ни одного такого дома.

Хибары на выбор

Согласно программе реновации жилищного фонда Шымкента жильцам сносимых домов должны предоставить на время строительства новых временное жилье либо ежемесячную компенсацию за аренду - все за счет средств инвестора. А когда новый дом на месте старого будет построен, инвестор обязан предоставить безвозмездно квартиры, равнозначные снесенным. У жильцов есть право получить аналогичное жилье в другом районе города или согласиться на выкуп квартиры и получить от инвестора деньги. То есть вариантов решения жилищного вопроса несколько, однако же, судя по настрою жильцов, договариваться с ними не так-то просто.

За...

Больше всего домов, подлежащих сносу, находится в Абайском районе Шымкента. Практически все они 1930-1960-х годов постройки. Ощущение такое, словно стоят эти дома в каком-то Богом забытом городишке, а не в мегаполисе с миллионным населением. Сквозь облупленный местами фасад зияет их каркасная начинка. Обшарпанные подъездные двери и скрипучие деревянные лестницы. Газовые баллоны стоят у всех, кто может себе их позволить. О безопасности их использования люди вряд ли задумываются.

Улица 1 Мая одна из самых показательных. Едва сворачиваешь на нее с проспекта Абая - и натыкаешься с правой стороны на жуткого вида жилую двухэтажную хибару, на дом № 27. 44 комнаты площадью 14-15 квадратных метров каждая с общими на этаже туалетом и душевой.

Здесь страшно даже днем. Длинный темный коридор первого этажа еле освещает тусклая лампочка. На втором светлее - благодаря распахнутым настежь окнам. Заглядываю в первую попавшуюся комнату: огромная дыра в потолке, в подробностях можно разглядеть, что представляет собой каркасно-камышитовое перекрытие.

Но даже у такого жилья, оказывается, есть рыночная цена! За два “лимона” и выше здесь продают эти 14-квадратные комнатухи.

- Конечно, мы все хотели бы жить в человеческих условиях! Были бы деньги, давно бы нашла что-то получше, - язвительно констатирует безработная Шахло АХМЕДОВА.

Вместе с детьми она ютится в комнатенке, в которой и спят, и готовят еду.

- У нас и электропроводка вся старая, гнилая, вечно искрит, и водопровод дырявый. От меня дочь ушла только потому, что ей стыдно жить в таких условиях! - показывает, обреченно вздыхая, все ужасы халупы пенсионерка Забира ДЖАБАГИБАЕВА, живущая здесь с 1998 года. - Конечно, так хочется хоть на старости пожить по-человечески...

Однако этим мечтам не суждено сбыться в ближайшее время. В списках подлежащих сносу эта ветхая обитель не значится. Как пояснили в ТОО “Тұрғын үй Шымкент”, которое занимается всеми вопросами реновации жилья в городе, дом с обитателями 44 комнат не интересен инвесторам. Кому захочется расселять такое количество жильцов, а после выдавать им ключи от квартир в новом доме?!

Забира ДЖАБАГИБАЕВА: разве можно жить в таких условиях?!

…и против

А вот пенсионеры, живущие в домах напротив 27-го, наоборот, не хотят никакой реновации. Хотя их жилье построено в те же довоенные годы! Диву даешься, как выстояли столько времени эти облепленные курятниками-палисадниками двухэтажные строения на 20 квартир! Но здешние обитатели с ходу называют сразу несколько причин, почему их жилища лучше новостроек: в квартирах тепло и сухо, стены по швам не расходятся и район тихий и зеленый.

- С 1975 года здесь живем и никуда отсюда съезжать не собираемся! - решительно заявляет жительница дома № 14а Сания ХАСАНОВА. - Наши дома были построены в 1930-х годах для рабочих свинцового завода. В 70-е за счет предприятия здесь провели капитальную реконструкцию. Вместо печного подвели центральное отопление, провели газ и воду, капитально отремонтировали стены и перекрытия. И с тех пор живем не хуже других. Поэтому сотрудникам акимата, которые приходили рассказывать о преимуществах реновации, мы так и сказали, что всем домом против. Где гарантия, что мы получим и нас устроят новые квартиры?! А если квартиру отдавать на выкуп, то за такие деньги ничего путного мы не купим.

Во многих подъездах первомайских двухэтажек виден капитальный ремонт времен сегодняшних. Добротно оштукатуренные фасады и двери с кодовым замком!

- Да незачем наши дома сносить, достаточно помочь нам подремонтировать их! На наш век хватит, здесь в основном старики живут, пенсионеры, - рассуждает 77-летний житель дома № 16а Владимир ШИРОКОВ. - Все знают, как строили в сталинские времена - на совесть, не то что сейчас. Эти дома еще век простоят, если с ремонтом не затягивать. Мы согласны за ремонт платить, но только по частям.

Владимир ШИРОКОВ.

Все имеет свой срок

- В Шымкенте, так уж повелось, все новое люди поначалу принимают в штыки. А потом оказывается, что все в итоге довольны, - поясняет заместитель акима Шымкента Ергали БИЛИСБЕКОВ. - Люди старшего поколения прекрасно помнят, как в союзные времена сносили старое жилье и возводили на том же месте новые микрорайоны - и все были довольны. Надеюсь, и в этот раз инвестору удастся достичь компромисса с жильцами.

Инвестор в программе реновации Шымкента пока один - алматинская компания-застройщик ТОО “KazSMU”. У этой компании, по словам Билисбекова, есть удачный опыт аналогичной работы в южной столице. И власти Шымкента питают надежды, что получится и здесь.

- Инвестора найти сложно, ведь условия участия в программе предполагают большие расходы, связанные с переселением жильцов, - рассуждает заместитель акима. - Но все 107 домов, признанных ветхими, долго не продержатся. Все имеют свой срок эксплуатации, люди должны это понимать. Завтра, если произойдет обрушение, это может обер­нуться трагедией. Мы обязаны ее предупредить. Да и облик города станет только лучше.

Акимат со своей стороны гарантирует соблюдение прав и интересов жителей, мы будем сопровождать каждый договор, отслеживать качество строительства и сроки. В то же время мы обязаны помочь и инвестору, в участии которого мы заинтересованы, - отмечает Билисбеков.

Он считает, что для полноценной реализации программы реновации нужен переселенческий фонд.

- Это в идеале. А в реальности у нас 46 тысяч человек в очереди на получение жилья. И с каждым годом она не уменьшается, несмотря на то, что строят все больше. Поэтому единственный выход, который мы можем предложить инвестору, - свободный земельный участок для строительства дома для временного переселения жильцов. И я очень надеюсь, что эти условия будут приемлемы.

В общем, время покажет, принесет ли реновация Шымкенту реальную пользу.

Алиса МАСАЛЁВА, фото автора, Шымкент

Поделиться
Класснуть

Свежее