7140

Не о том они мечтали

В Алматы управляющая компания в начавшийся отопительный сезон оставила жилой комплекс из 268 квартир без обслуживания. Чтобы потом вернуться в качестве… нового управленца

Не о том они мечтали

ОСИ без прав и полномочий

Элитному ЖК всего шесть лет. Еще до жилищно-коммунальной реформы собственники квартир успели сменить две управляющие компании: одна досталась им от застройщика, другую - ТОО “МобилХауз Менеджмент” (МХМ) - они привлекли сами. И вот отношения со второй напоминают остросюжетный сериал с непредсказуемыми поворотами сюжета. В главной роли почему-то совсем не собственники квартир…

Напомним, по обновленному закону о жилищных отношениях собственники квартир обязаны выбрать вместо КСК одну из двух форм управления много­квартирным домом: объединение собственников имущества (ОСИ) или простое товарищество (ПТ). Причем управление домом и сервисные услуги (обслуживание внутридомовых коммуникаций общего пользования, расположенных вне квартир и помещений собственников) в законе разделены. Определившись с выбором - ОСИ или ПТ, органы управления могут нанять сервисные компании на договорной основе, а могут привлечь управляющую компанию, которая в свою очередь приведет на объект обслуживающие бригады.

Так вот, в июле собственники квартир в указанном ЖК узнали, что у них зарегистрировано ОСИ под названием “Мечта на Минина” под председательством Жангазы АХМЕТОВА. Правда, почему-то ни госорганы, ни собственников квартир не смутило то, что ново­испеченный председатель ОСИ не имеет в ЖК никакой собственности и не живет в этом доме. Оказывается, такое позволено, если закреплено в уставе ОСИ. Позже собственники квартир выяснили, что Ахметов не знает норм законодательства. Прошло уже пять месяцев, а процесс приема-передачи полномочий от управляющей компании новому ОСИ так и не состоялся! Причем единственный вопрос, который задавал председатель ОСИ на встречах, был о… размере его заработной платы.

- Изначально мы были не против, если бы ОСИ заключило договор с этой управляющей компанией - МХМ. Мы стали интересоваться: сколько средств передала компания, где отчеты по деньгам, которые мы ежемесячно отчисляем на содержание комплекса? За два года мы не увидели ни одного документа! - поделились с корреспондентом “Времени” своим возмущением жители комплекса.

Все эти требования собственники квартир оформили, заверив подписями, как того требовал МХМ, еще в начале осени. Однако время шло, а ответов все не было. К тому же 1 ноября истек срок прошлого договора с МХМ. Жильцы оказались в подвешенном состоянии: стоит ли им продолжать платить немалые деньги фирме, которая даже не может отчитаться, на какие цели их использовала?

- Мы не хотели заключать новый договор без дефектного акта, по которому управляющая компания должна устранить все свои нарушения. Кроме того, у МХМ образовались долги перед нами, в частности, по вопросу охраны территории ЖК, поскольку один из пунктов пропуска в наш комплекс закрыли. Если подсчитать, то за два года набежала переплата в размере 4 800 000 тенге. Где эти деньги? Управляющая компания сообщила, что покрыла ими расходы на электроэнергию. Но ведь это нецелевое использование средств! К тому же без нашего ведома! - возмущается Елена КРАВЧУК.

Жильцы недоумевают, куда уходят их деньги.

Между тем проблемы только накапливались. В квартирах вместо холодной воды из крана побежала обжигающе горячая! ТОО “МХМ” не увидело в этом проблему и отстранилось от ее решения. Собственники квартир выяснили: смешение в водопроводе происходит из-за низкого давления в подаче холодной воды, необходимо ставить обратные клапаны в каждой квартире. Неужели снова за счет жильцов помимо взносов в управляющую компанию?

Кстати, тариф на текущие расходы на управление и содержание жилья здесь 76,5 тенге с одного квадратного метра. Однако многие статьи расходов вынесены за пределы этого тарифа и прописаны отдельной строкой в квитанции. Такая своеобразная видимость “низкого” тарифа. Например, за ту же охрану нужно выложить 2338 тенге, причем такую таксу платят не по квадратуре, а с квартиры. Но это ведь несправедливо: одна и та же сумма и для жителей трехкомнатных квартир, и для жителей однокомнатных.

Бесхозный ЖК

А на прошлой неделе “Мечта” осталась… бесхозной.

“Управляющая компания ТОО “МобилХауз Менеджмент” доводит до вашего сведения, - говорится в послании жильцам, - что с 10 ноября 2021 года компания не будет оказывать услуги по управлению и содержанию объекта МЖД по адресу: Минина, 24, по следующим причинам: 1. Не подписан договор на оказание сервис­ных услуг между ОСИ “Мечта на Минина” и ТОО “МобилХауз Менедж­мент”. 2. Самоотвод участия в ОСИ членов совета ОСИ и ревизионной комиссии. 3. Накопленная дебиторская задолженность перед ТОО “МобилХауз Менедж­мент” со стороны собственников имущества. 4. Появление рисков неоплаты за сервисные услуги МХМ от собственников имущества на ОСИ. 5. Деструктивное влияние некоторых собственников имущества на процесс управления и содержания многоэтажного домостроения”.

- Как же так, не выполнить наши требования, бросить объект и уйти, не передав его никому? А вдруг авария?! Такая ситуация в зимнее время, в отопительный сезон может спровоцировать социальное напряжение! - пребывали в растерянности собственники квартир, но, надо отдать им должное, сгруппировались-объединились и подыскали несколько вариантов замены ушедшей УК.

Однако председатель ОСИ Ахметов заявил, что подписал новый договор с... МХМ. А гендиректор ТОО “МобилХауз Менеджмент” Евгений ВОРОБЬЕВ пояснил “Времени”, что компания была вынуждена сделать такой шаг - уйти с объекта, чтобы с ней наконец заключили договор.

- Но разве это не шантаж? - спросила я.

- Никакого шантажа. Не было договора - не было и обслуживания, - парировал Воробьев. - Сменился орган управления. Сначала им была наша управляющая компания, с 1 ноября стало ОСИ. По акту приема-передачи дом приняли, заключили новый договор. Теперь мы здесь не как управляющая, а как сервисная компания. Банковские счета ОСИ уже созданы, все деньги поступают туда. Никаких проблем нет: отчеты предоставим, но в течение месяца, потому что бухгалтерия у нас на аутсорсинге.

Однако жильцы “Мечты” не согласились с таким поворотом и решили отказаться от услуг МХМ. К тому же, полагают они, договор намеренно составлен в пользу этой УК. Чего стоит один только пункт: “Настоящий договор может быть расторгнут в одностороннем порядке по инициативе сервис­ной компании”. То есть минимум обязательств!

- Пусть соберут две трети подписей и принимают решение отказаться от нас, - согласился в ответ на этот пассаж Воробьев. - Я не держусь за этот объект, он для меня не прибыльный, а имиджевый, потому что взял его первым. Если у собственников квартир есть претензии, пусть подают в суд, там будем разбираться.

Помогите разобраться!

Буквально на следующий день Ахметов взял и сложил с себя полномочия председателя ОСИ по состоянию здоровья - без общего собрания или письменного опроса, без передачи своих прав и полномочий новому управленцу.

В минувшие выходные жильцы созвали общее собрание, на которое пригласили и газету “Время”, и жилищного инспектора из акимата Алматы.

Главный специалист отдела жилищной инспекции и модернизации жилья городского управления жилищной политики Бекежан АЛМЫРЗА поинтересовался, есть ли на собрании представители ОСИ.

- Я представитель ОСИ. У меня есть доверенность от председателя, оригинал, - огорошил присутствовавших Воробьев.

- Председатель ОСИ не может выдавать вам доверенность! Нигде такое не прописано! - немало удивился жилинспектор. - Председатель ОСИ действует на основании протокола общего собрания. Если же он на собрании выставит вопрос о передаче своих полномочий на основании доверенности и две трети проголосует “за”, то только такое возможно!

Кстати, позже бывший председатель ОСИ пояснил, что доверенность была выдана на срок с 14 сентября по 31 октября 2021 года для заключения договоров с коммунальными предприятиями. То есть доверенность уже про­сроченная, а значит, не имеет никакой силы.

Выслушав жалобы людей, инс­пектор предложил собственникам квартир открыть проверку в отношении управляющей компании:

- Здесь прозвучали вопросы касательно сомнения протоколов собрания: кто-то подписывал, а кто-то нет. Наш отдел жилищной инспекции имеет право на основании вашего заявления, будь оно коллективное или даже от одного собственника, провести проверку наличия протоколов собрания.

На том и порешили. А еще инициативная группа жителей на основе голосования определила вопросы выбора председателя, членов совета дома и ревизионной комиссии, утверждения нового тарифа и прочее.

Есть еще один очень любопытный момент. Управляющей компанией был допущен к внут­ренним делам ЖК (в том числе к квитанциям собственников квартир) совершенно посторонний человек, не житель этого дома, не работник, с которым заключен договор. И человек этот не кто иной, как президент Казахстанской федерации недвижимости Ермек МУСРЕПОВ. По словам Воробьева, он просто бесплатный консультант на объекте, к тому же участвовал в разработке поправок в закон о жилищных отношениях. Тогда почему же в этой “Мечте”… такой бардак?!

Вместо P.S. Гримасы жилищной реформы на примере одного отдельно взятого ЖК. Де-юре создано ОСИ, однако де-факто оно не работает. Председатель оставил свою должность, члены совета дома попросили самоотвод. Сервисная компания действует по договору, который ни с кем не согласован. Разобраться в этом жилищном хаосе пытается инициативная группа жильцов, которых обвиняют в “деструктивном влиянии”. И при всем этом кавардаке государство пассивно перекуривает в сторонке. Его же дело маленькое, по закону оно ведь не при делах… Ну какие еще должны случиться конфликты в сфере ЖКХ, чтобы государство наконец активно вмешалось в управление жилым многоквартирным фондом?

Екатерина ТИХОНОВА, фото Олега СПИВАКА, Алматы

Поделиться
Класснуть