Не о том они мечтали
В Алматы управляющая компания в начавшийся отопительный сезон оставила жилой комплекс из 268 квартир без обслуживания. Чтобы потом вернуться в качестве… нового управленца
ОСИ без прав и полномочий
Элитному ЖК всего шесть лет. Еще до жилищно-коммунальной реформы собственники квартир успели сменить две управляющие компании: одна досталась им от застройщика, другую - ТОО “МобилХауз Менеджмент” (МХМ) - они привлекли сами. И вот отношения со второй напоминают остросюжетный сериал с непредсказуемыми поворотами сюжета. В главной роли почему-то совсем не собственники квартир…
Напомним, по обновленному закону о жилищных отношениях собственники квартир обязаны выбрать вместо КСК одну из двух форм управления многоквартирным домом: объединение собственников имущества (ОСИ) или простое товарищество (ПТ). Причем управление домом и сервисные услуги (обслуживание внутридомовых коммуникаций общего пользования, расположенных вне квартир и помещений собственников) в законе разделены. Определившись с выбором - ОСИ или ПТ, органы управления могут нанять сервисные компании на договорной основе, а могут привлечь управляющую компанию, которая в свою очередь приведет на объект обслуживающие бригады.
Так вот, в июле собственники квартир в указанном ЖК узнали, что у них зарегистрировано ОСИ под названием “Мечта на Минина” под председательством Жангазы АХМЕТОВА. Правда, почему-то ни госорганы, ни собственников квартир не смутило то, что новоиспеченный председатель ОСИ не имеет в ЖК никакой собственности и не живет в этом доме. Оказывается, такое позволено, если закреплено в уставе ОСИ. Позже собственники квартир выяснили, что Ахметов не знает норм законодательства. Прошло уже пять месяцев, а процесс приема-передачи полномочий от управляющей компании новому ОСИ так и не состоялся! Причем единственный вопрос, который задавал председатель ОСИ на встречах, был о… размере его заработной платы.
- Изначально мы были не против, если бы ОСИ заключило договор с этой управляющей компанией - МХМ. Мы стали интересоваться: сколько средств передала компания, где отчеты по деньгам, которые мы ежемесячно отчисляем на содержание комплекса? За два года мы не увидели ни одного документа! - поделились с корреспондентом “Времени” своим возмущением жители комплекса.
Все эти требования собственники квартир оформили, заверив подписями, как того требовал МХМ, еще в начале осени. Однако время шло, а ответов все не было. К тому же 1 ноября истек срок прошлого договора с МХМ. Жильцы оказались в подвешенном состоянии: стоит ли им продолжать платить немалые деньги фирме, которая даже не может отчитаться, на какие цели их использовала?
- Мы не хотели заключать новый договор без дефектного акта, по которому управляющая компания должна устранить все свои нарушения. Кроме того, у МХМ образовались долги перед нами, в частности, по вопросу охраны территории ЖК, поскольку один из пунктов пропуска в наш комплекс закрыли. Если подсчитать, то за два года набежала переплата в размере 4 800 000 тенге. Где эти деньги? Управляющая компания сообщила, что покрыла ими расходы на электроэнергию. Но ведь это нецелевое использование средств! К тому же без нашего ведома! - возмущается Елена КРАВЧУК.
Между тем проблемы только накапливались. В квартирах вместо холодной воды из крана побежала обжигающе горячая! ТОО “МХМ” не увидело в этом проблему и отстранилось от ее решения. Собственники квартир выяснили: смешение в водопроводе происходит из-за низкого давления в подаче холодной воды, необходимо ставить обратные клапаны в каждой квартире. Неужели снова за счет жильцов помимо взносов в управляющую компанию?
Кстати, тариф на текущие расходы на управление и содержание жилья здесь 76,5 тенге с одного квадратного метра. Однако многие статьи расходов вынесены за пределы этого тарифа и прописаны отдельной строкой в квитанции. Такая своеобразная видимость “низкого” тарифа. Например, за ту же охрану нужно выложить 2338 тенге, причем такую таксу платят не по квадратуре, а с квартиры. Но это ведь несправедливо: одна и та же сумма и для жителей трехкомнатных квартир, и для жителей однокомнатных.
Бесхозный ЖК
А на прошлой неделе “Мечта” осталась… бесхозной.
“Управляющая компания ТОО “МобилХауз Менеджмент” доводит до вашего сведения, - говорится в послании жильцам, - что с 10 ноября 2021 года компания не будет оказывать услуги по управлению и содержанию объекта МЖД по адресу: Минина, 24, по следующим причинам: 1. Не подписан договор на оказание сервисных услуг между ОСИ “Мечта на Минина” и ТОО “МобилХауз Менеджмент”. 2. Самоотвод участия в ОСИ членов совета ОСИ и ревизионной комиссии. 3. Накопленная дебиторская задолженность перед ТОО “МобилХауз Менеджмент” со стороны собственников имущества. 4. Появление рисков неоплаты за сервисные услуги МХМ от собственников имущества на ОСИ. 5. Деструктивное влияние некоторых собственников имущества на процесс управления и содержания многоэтажного домостроения”.
- Как же так, не выполнить наши требования, бросить объект и уйти, не передав его никому? А вдруг авария?! Такая ситуация в зимнее время, в отопительный сезон может спровоцировать социальное напряжение! - пребывали в растерянности собственники квартир, но, надо отдать им должное, сгруппировались-объединились и подыскали несколько вариантов замены ушедшей УК.
Однако председатель ОСИ Ахметов заявил, что подписал новый договор с... МХМ. А гендиректор ТОО “МобилХауз Менеджмент” Евгений ВОРОБЬЕВ пояснил “Времени”, что компания была вынуждена сделать такой шаг - уйти с объекта, чтобы с ней наконец заключили договор.
- Но разве это не шантаж? - спросила я.
- Никакого шантажа. Не было договора - не было и обслуживания, - парировал Воробьев. - Сменился орган управления. Сначала им была наша управляющая компания, с 1 ноября стало ОСИ. По акту приема-передачи дом приняли, заключили новый договор. Теперь мы здесь не как управляющая, а как сервисная компания. Банковские счета ОСИ уже созданы, все деньги поступают туда. Никаких проблем нет: отчеты предоставим, но в течение месяца, потому что бухгалтерия у нас на аутсорсинге.
Однако жильцы “Мечты” не согласились с таким поворотом и решили отказаться от услуг МХМ. К тому же, полагают они, договор намеренно составлен в пользу этой УК. Чего стоит один только пункт: “Настоящий договор может быть расторгнут в одностороннем порядке по инициативе сервисной компании”. То есть минимум обязательств!
- Пусть соберут две трети подписей и принимают решение отказаться от нас, - согласился в ответ на этот пассаж Воробьев. - Я не держусь за этот объект, он для меня не прибыльный, а имиджевый, потому что взял его первым. Если у собственников квартир есть претензии, пусть подают в суд, там будем разбираться.
Помогите разобраться!
Буквально на следующий день Ахметов взял и сложил с себя полномочия председателя ОСИ по состоянию здоровья - без общего собрания или письменного опроса, без передачи своих прав и полномочий новому управленцу.
В минувшие выходные жильцы созвали общее собрание, на которое пригласили и газету “Время”, и жилищного инспектора из акимата Алматы.
Главный специалист отдела жилищной инспекции и модернизации жилья городского управления жилищной политики Бекежан АЛМЫРЗА поинтересовался, есть ли на собрании представители ОСИ.
- Я представитель ОСИ. У меня есть доверенность от председателя, оригинал, - огорошил присутствовавших Воробьев.
- Председатель ОСИ не может выдавать вам доверенность! Нигде такое не прописано! - немало удивился жилинспектор. - Председатель ОСИ действует на основании протокола общего собрания. Если же он на собрании выставит вопрос о передаче своих полномочий на основании доверенности и две трети проголосует “за”, то только такое возможно!
Кстати, позже бывший председатель ОСИ пояснил, что доверенность была выдана на срок с 14 сентября по 31 октября 2021 года для заключения договоров с коммунальными предприятиями. То есть доверенность уже просроченная, а значит, не имеет никакой силы.
Выслушав жалобы людей, инспектор предложил собственникам квартир открыть проверку в отношении управляющей компании:
- Здесь прозвучали вопросы касательно сомнения протоколов собрания: кто-то подписывал, а кто-то нет. Наш отдел жилищной инспекции имеет право на основании вашего заявления, будь оно коллективное или даже от одного собственника, провести проверку наличия протоколов собрания.
На том и порешили. А еще инициативная группа жителей на основе голосования определила вопросы выбора председателя, членов совета дома и ревизионной комиссии, утверждения нового тарифа и прочее.
Есть еще один очень любопытный момент. Управляющей компанией был допущен к внутренним делам ЖК (в том числе к квитанциям собственников квартир) совершенно посторонний человек, не житель этого дома, не работник, с которым заключен договор. И человек этот не кто иной, как президент Казахстанской федерации недвижимости Ермек МУСРЕПОВ. По словам Воробьева, он просто бесплатный консультант на объекте, к тому же участвовал в разработке поправок в закон о жилищных отношениях. Тогда почему же в этой “Мечте”… такой бардак?!
Вместо P.S. Гримасы жилищной реформы на примере одного отдельно взятого ЖК. Де-юре создано ОСИ, однако де-факто оно не работает. Председатель оставил свою должность, члены совета дома попросили самоотвод. Сервисная компания действует по договору, который ни с кем не согласован. Разобраться в этом жилищном хаосе пытается инициативная группа жильцов, которых обвиняют в “деструктивном влиянии”. И при всем этом кавардаке государство пассивно перекуривает в сторонке. Его же дело маленькое, по закону оно ведь не при делах… Ну какие еще должны случиться конфликты в сфере ЖКХ, чтобы государство наконец активно вмешалось в управление жилым многоквартирным фондом?
Екатерина ТИХОНОВА, фото Олега СПИВАКА, Алматы