4892

Диверсант. Новая эра

Орудующие на южном рубеже страны несуны подрывают экономическую безопасность

Диверсант. Новая эра

Шымкентские предприниматели вновь и вновь поднимают проблему серого импорта из Узбекистана. Конкурировать с товарами, стоимость которых не включает в себя никаких пошлин и налогов, невозможно. При этом таможенники, поначалу в один голос отрицавшие контрабанду на пунктах пропуска, теперь вынуждены признать: несуны существуют!

Недовольных неравным положением предпринимателей в Шымкенте немало, а вот говорить об этом открыто решились единицы. Все они пришли на встречу с руководителями таможенных постов и руководством комитета госдоходов Минфина в региональную палату предпринимателей “Атамекен”. Обсуждение столь больной для бизнеса темы было долгим и эмоциональным. Тон встрече задало выступление известного в регионе предпринимателя - директора ТОО “Nurtau distribution company” Абая МЫРЗАБАЕВА, пять лет назад наладившего производство сладостей. Контрабандистов он считает врагами государства.

- Мерами господдержки, субсидиями и льготными кредитами в стране стимулируют отечественное производство. А контрабанда сводит на нет эти усилия! И если раньше ее завозили фурами, то сейчас - вагонами! - утверждает бизнесмен. - Рынок сбыта в Узбекистане перенасыщен: заводов и фабрик по выпуску ТНП в сотни раз больше, чем у нас. Поэтому все сбывают нам, а казахстанская продукция становится неконкурентоспособной по стоимости. При этом я работаю на импортозамещение и перечислил в бюджет более 500 миллионов тенге налогов. Но почему государство не может защитить нас, отечественных производителей, от серого импорта?! Куда мы только не обращались: в Минфин, Генпрокуратуру, правительство. Но контрабандный товар никуда не делся.

Более того, по словам предпринимателя, ему уже угрожали за его излишнюю активность в борьбе с контрабандой: позвонили с угрозами, наказали деньгами.

- Меня уже сложно запугать, но, если меня заставят свернуть бизнес, знайте: это результат давления на меня со стороны гос­органов! - откровенно заявил бизнесмен.

Схему доставки нелегального товара из Узбекистана в Казах­стан он изучил настолько, что разложил ее на пальцах:

- Машины разгружаются на приграничной территории со стороны Узбекистана. Затем включаются в работу носильщики, которые в сумках и баулах тащат товар как ручную кладь через границу. Работают в основном рано утром и поздно вечером. На казахстанской стороне их уже ждет машина, куда загружается товар. До двадцати рейсов каждый может сделать в день. Причем в этой схеме все поделено по сферам: одежда, текстиль, игрушки, сухофрукты, кондитерские изделия и даже стройматериалы! Услуги посредников стоят недорого: 250-300 тенге за килограмм пронесенного груза. Зато не надо платить никаких таможенных пошлин и НДС. Конечно, такой товар будет дешевле моего!

Причем, добавляет Мырзабаев, этот импорт доставят в любой регион Казахстана и с оформленными как положено документами (!), которые готовят умельцы в селе Капланбек приграничного Сарыагашского района Туркестанской области.

Между тем руководители всех шести таможенных постов на границе Казахстана и Узбекистана единодушно заявили: никаких несунов на пунктах пропус­ка сегодня нет!

- По сравнению с прошлым годом зафиксирован рост товарооборота на 16 процентов, - аргументировал замруководителя департамента госдоходов по Туркестанской области Мурат АБДРАХМАНОВ. - Трикотаж - на 62 процента, одежда - на 390 процентов, игрушки - на 537 процентов, изделия из пластмассы - на 84 и кондитерские - на 44 процента по сравнению с 2020 годом, когда граница была закрыта из-за пандемии. Так что сейчас все оформляют официально. И у наших производителей не должно быть претензий.

Свой анализ ввозимой продукции предоставили и эксперты НПП “Атамекен”, изучившие не только официальные данные и обращения предпринимателей, но и ситуацию на таможенных постах.

- Согласно данным, которые предоставил комитет госдоходов, действительно наблюдается рост ввоза узбекистанских товаров и почти нулевые показатели экс­порта наших товаров, - пояснил директор департамента таможенного администрирования НПП “Атамекен” Толеген НУРБАЕВ. - При этом их среднестатистическая стоимость существенно отличается. По одним и тем же кодам товарной номенклатуры стоимость одной игрушки из Узбекистана меньше одного доллара, а когда оценивают на экспорт нашу, почему-то стоимость выходит от 6 до 40 долларов. Костюмы женские и мужские - аналогично: узбекистанский пиджак с брюками стоит от 60 центов до 2 долларов, наш - от 4,5 до 18 долларов. Из Узбекистана в Казахстан в основном ввозят легковые автомобили, прокат плоский, кирпичи, шлак, а также виноград. Странно, что основными товарами экспорта из Казахстана в Узбекистан наряду со сталью, рудой, концентратами и традиционно сырой нефтью стали почему-то телефоны, которые в нашей стране даже не производят.

Таможенные посты на казах­станско-узбекистанской границе модернизируют и оснащают новыми технологиями. В их числе и электронная очередь, которая в режиме реального времени на сайте КГД показывает количество машин, ожидающих своего часа на пунктах пропуска. Сделано это в первую очередь для того, чтобы разгрузить многокилометровые очереди из фур. Однако эксперты НПП, побывав на пунктах пропус­ка, видели прежнее скопление машин. Водители сообщали, что в ожидании провели больше суток. В подтверждение своих слов Нурбаев демонстрировал собственное видео, где на кадрах - вереницы из фур.

- Кроме того, на таможенном пункте имени Конысбаева, в боксе, предназначенном для углубленного таможенного досмотра, мы обнаружили частный склад временного хранения, который оказывает услуги по хранению, разгрузке и погрузке грузов. Там же оказывают и брокерские услуги. Между тем Таможенным кодексом запрещена какая-либо посторонняя деятельность коммерческих организаций в зоне таможенного контроля, - отметил эксперт.

Этот факт руководитель поста им. Конысбаева Газиз АББАСОВ объяснил тем, что для углубленного таможенного досмотра товар необходимо сначала выгрузить. Не нанимать же для этого грузчиков из соседнего аула. Другое дело - сотрудники частной фирмы, имеющие допуск в зону таможенного контроля. Но брокеры там находятся исключительно в тех же целях: оказывают помощь водителям, которые не умеют самостоятельно заполнить таможенную декларацию в электронном виде.

- А кто в итоге поможет нам?! - чуть ли не хором воскликнули предприниматели, чей бизнес страдает от контрабанды.

В качестве одной из мер помощи им предложили подключиться к Telegram-чату “Экспорт отечественных производителей”, чтобы они могли оперативно подавать жалобы в КГД. Насколько оперативно при этом будут решать их проблемы, пока не известно.

А под занавес заседания случилось самое интересное: участвовавший в нем руководитель управления КГД Минфина Ануар МАДИЕВ предложил совместными усилиями выявить всех несунов и толкачей, если такие факты есть (а фактически, на наш взгляд, признав их наличие), переписать данные этих лиц и передать сведения в местную полицию и центры занятости для дальнейшего трудоустройства. Правда, сразу возник вопрос: а на место этих контрабандистов разве не придут другие? Как известно, свято место пусто не бывает!..

Алиса МАСАЛЁВА, фото автора, Шымкент

Поделиться
Класснуть