3109

Если учитель - монстр

Буллинг со стороны педагога - кто виноват и что делать?

Если учитель - монстр

В последнее время о буллинге в школах говорят на всех уровнях - от родительских собраний до заседаний парламента. Но чаще всего речь идет о случаях, когда и жертва, и агрессор - ученики. А что если ребенка травит учитель? К сожалению, такие случаи сейчас не редкость, однако большинство из них остаются в тени - многие дети, а иногда и их родители предпочитают молчать, дабы не усугубить положение.

Некоторые подобные истории все же становятся достоянием общественности. На прошедшем на днях “круглом столе”, посвященном проблеме учительского буллинга и путях ее решения, своим опытом поделилась алматинка Гульшат НУРПЕИСОВА. Весной этого года ее 11-летний сын, учившийся в частной музыкальной школе, во время урока получил затрещину от учителя. А когда ребенок заплакал, педагог стал высмеивать его перед остальными учениками: мол, ноет, как девчонка. Учителя уволили и привлекли к административной ответственности за это. Ребенка же пришлось перевести в другую школу.

Сейчас родители мальчика судятся со школой, требуя возмещения морального вреда. Но, по словам Нурпеисовой, дело вовсе не в деньгах, а в том, чтобы руководство учебного заведения тоже понесло наказание за произошедшее.

- Учитель работал там по совмес­тительству, - заметила женщина. - И сейчас школа отказывается от солидарной с учителем ответственности. Получается, школа, берущая учителя по договору совместительства, не готова нести за него ответственность. И для нас, как для родителей, это говорит о том, что они не подобрали безопас­ных профессиональных учителей.

А на днях в первые строчки казахстанских новостей вышла новость о том, как один учитель на лбу школьников написал слово “тетрадь”. Нередки случаи, когда педагоги не отпускают детей во время уроков в туалет и они ходят под себя...

Почему же учителя, призванные нести в мир добро и свет, поступают подобным образом? Психолог Александр СКУРТУЛ считает, что проблема в том, что у нас еще с советских времен мало кто обращает внимание на личность самого педагога, интересуясь лишь образованием и опытом его работы.

- Но современные подростки гораздо требовательнее к межличностным отношениям, они более чувствительные и уязвимые. К ним нужен более тонкий подход, поэтому необходимо изменить парадигму видения педагогической деятельности, - сказал он.

Еще одна причина учительского буллинга, по мнению руководителя социально-психологической службы Дворца творчества школьников Усть-Каменогорска Лилии КУЗЕМКО, заключается в том, что современные учителя не имеют навыков взаимодействия с детьми, особенно со сложным поведением.

- У нас есть этические нормы, они прописаны, однако практических навыков по выражению мнения, донесению информацию, аргументации, даже просто по трактовке этих правил у педагогов нет. То есть документ есть, а навыков нет, - сказала она. - Поэтому такие навыки, как эмпатия, активное слушание, прояснение намерения ребенка, также слабо проявляются в повседневной педагогической практике.

По словам руководителя центра детской безопасности “Ангел” Зарины ДЖУМАГУЛОВОЙ, проблема заключается в том, что и родители, и школа требуют от детей хорошей учебы, но не соз­дают ему условий для этого.

- Благоприятная атмосфера в классе - задача не только классного руководителя, но и всех представителей системы образования. У ребенка часто отбирают право на ошибку, на уникальность, за успеваемостью не видят личность, - заметила спикер.

Не последнюю роль в возникновении такого явления, как учительский буллинг, играет система, уверена исполнительный директор фонда Just support Светлана БОГАТЫРЕВА.

- Это когда ребенок привык в семье быть подвержен таким вещам (как буллинг. - М. А.) и когда учитель подвергается таким вещам со стороны вышестоящих. Человек не будет применять насильственные методы, если он, во-первых, знает другие методы, а во-вторых, по отношению к себе видел другое отношение. Это проблема всей системы образования и общества, а не только взаимоотношений учитель - ученик.

Между тем чиновники от образования уверены, что государство предусмотрело эффективные механизмы для искоренения такого явления, как буллинг. По словам зампредседателя комитета дошкольного и среднего образования МОН Жомарта КАРАМБАЕВА, в 2020 году был утвержден приказ министра образования и науки “О некоторых вопросах педагогической этики”, в котором прописаны этические нормы учителя.

Однако педагог-психолог алматинской гимназии №21 Алена ДМИТРИЕВА утверждает, что предусмотренные вышеупомянутым приказом советы по педагогической этике созданы в школах лишь на бумаге.

- Ни родители, ни дети, ни даже сами педагоги не знают, что в школе созданы эти советы, - заметила она.

Что же делать, если ваш ребенок столкнулся с травлей со стороны учителя? Прежде всего не замалчивать проблему, считают участники “круглого стола”.

- В первую очередь нужно обратиться к директору, который должен разобраться в ситуации и принять меры, - отметила Джумагулова, вместе с тем заметив:

- Но в большинстве случаев это не помогает, потому что профессио­нальное сообщество становится друг за друга горой, и родитель, которому что-то не нравится, становится изгоем вместе со своим ребенком. К этому еще могут присоединиться родители одноклассников, которые говорят: если вам некомфортно, уходите, нам все нравится. Но нельзя на этом останавливаться, необходимо обращаться в вышестоящие органы! У нас есть департамент по контролю в сфере образования, они же являются представителями комитета по охране прав детей.

Участники “круглого стола” предложили ряд решений проблемы учительского буллинга. Они будут представлены всем заинтересованным сторонам.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть