7454

Голод по чёрному

Почему каждую осень Алматы испытывает дефицит угля? Мы провели целые сутки в поисках топлива

Голод по чёрному

Казалось бы, чего проще: есть деньги - будет и уголь. Привезут. А доплатите - даже перетаскают в сарай. Но не тут-то было. Прошерстив объявления в интернете, мы не нашли ни одного поставщика, готового привезти нам уголь сегодня-завтра. Объясняют: угля на базах нет.

Хочется свеженького

Уточнив адрес и стоимость доставки, а также нужное количество тонн, продавцы с сайта объявлений ставят в лист ожидания. Цену за тонну тоже сразу не говорят. На днях уголь с месторождения Каражыра отпускали по 14 тысяч тенге за тонну, с Шубаркуля - от 15 тысяч. Но как и на сколько высоко прыгнет цена, когда уголь прибудет в город, не предскажет никто.

В Алматы работают восемь угольных баз. Семь из них расположены в Турксибском районе и одна в Жетысуском. Не так давно руководитель управления энергоэффективности и инфраструктурного развития Алматы Евгений ПАК заявил, что ажиотажа по поводу угля не наблюдается. Однако на первой же базе нас разворачивают уже с порога:

- Угля нет больше недели. Должен быть в начале следующей. Приходите, узнавайте.

Здесь торгуют самым ходовым шубаркульским углем. Он хорош для бани - быстро вспыхивает, жар дает сильный. Но маслянис­тый, после топки им чаще приходится чистить дымоходы. Каражыра уступает Шубаркулю по теплоотдаче и дает много золы. А вот майкубинский уголь для Алматы редкость. Некоторые угольщики признаются, что не видели его в городе уже несколько лет.

Возле базы толпятся мужики на ЗИЛах-работягах. Предложить нам им пока нечего. Но, если уголь привезут, доставят хоть тонну. Только тонна эта выйдет золотой.

- Доставка стоит 15 тысяч, - рассказывает водитель грузовика Кенес.

Кстати, будьте готовы к тому, что оплатить вам придется еще и услуги тракториста, засыпающего уголь в кузов, - около 2 тысяч тенге. Неофициально, конечно.

На базе, которая занимается реализацией угля сорта Каражыра, нам снимать не разрешают - частная собственность. Но менеджер соглашается поговорить с нами по телефону:

- Наша база работает с клиентами, обратившимися в наш call-центр. Обеспечить углем население - наш приоритет. В день мы принимаем около двадцати заявок, - рассказывает Наталья. - Ситуация с углем сейчас в городе немного напряженная. Заявки от населения копятся по нескольку дней. Но в пределах трех-четырех дней мы все развозим. Наблюдается дефицит, но, думаю, скоро все разрешится. Люди ночуют у баз, хотят свежий уголь. Хотя на складе у нас лежит сейчас около четырех тысяч тонн угля, который пришел ранее. Но всем нужен свежий уголь, с колес. Если уголь полежит на складе больше недели, покупатели отказываются от него, называя лежалым. Хотя мы не торгуем углем, который лежит больше года. Такой идет на кирпичные заводы как угольная пыль.

Загнанные в уголь

У дороги стоят мешки с углем. Приличный мешок - на две бани - стоит около тысячи тенге. Совсем маленький можно взять за 500. Внутри камни вперемешку с угольной пылью из старых запасов прошлых лет. По вечерам у мешочников не протолкнуться. И уголь у них есть всегда до самой весны.

Здесь отовариваются спешащие домой работяги, жители городского частного сектора, съемных времянок и близлежащих поселков. Основная масса покупателей - те, кто эту тысячу на теплую ночь заработал сегодня. Одна комната во времянке, которая подключена к газу, сдается сейчас от 100 тысяч тенге в месяц. Те, что топятся углем, дешевле. Однако у их обитателей нет денег, чтобы купить сразу ЗИЛ, нет места для хранения угля и нет желания отапливать за свой счет еще и экономных соседей.

Два мешка угля ложатся в багажник. Можно оплатить переводом. Имя у продавца интересное - Генерал. Смеется и показывает удостоверение. Папа мечтал о карьере военного. Не сложилось и у сына. Углем занимается уже больше десяти лет. На районе таких точек немного. Поэтому Генерал не жалуется. Для грязной работы есть двое работяг.

Алмаз выставляет к вечеру мешки с углем на проезжую часть. В поселке Боралдай близ Алматы они с братом снимают двор у одинокой пенсионерки. Бабушке прибавка в 50 тысяч не мешает. Всю осень и зиму ребята проводят здесь, возле кучи угля, ночью в сколоченной наспех бытовке караулит материал наемный сторож. Утром, часам примерно к шести, Алмаз спешит на станцию Шамалган на угольную базу, чтобы договориться о доставке. Когда, во сколько придет состав, оповещают осведомители. Их тоже нужно прикормить. Будешь зевать - ничего не заработаешь.

Днем мешочник фасует товар по мешкам. Сам. Не боится черной работы. Этот бизнес сродни зазаборному сбору металлолома - все по-черному: ни налогов, ни соцотчислений.

Когда Алмаз зашел в этот поселок, его точка была здесь одна. В последние года три повылезли как грибы конкуренты.

- Чуть дальше по трассе вообще контейнер выставили и прямо у дороги кучу угля насыпали - никого не боятся. Тут же в мешки фасуют и продают, - возмущается Алмаз. - А у меня чистота. На тротуаре ни камешка. Мы все подметаем.

На такой же угольной точке в соседнем поселке работает Жаркынай. Грузит и таскает мешки. Колет породу. Гендерное равенство в зените. За такую работу взялась, чтобы кормить детей. Их у нее двое. Самой Жаркынай 31.

- В день здесь я зарабатываю десять тысяч, - рассказывает она. - Тяжелая работа и сезонная. Но что делать? Единственное - до весны не отмоешься, хоть каждый день в баню ходи.

Хватит не всем

На следующее утро мы по примеру Алмаза выдвигаемся в сторону станции Шамалган. Здесь расположены около десяти угольных тупиков. Уже на подъездах к ним царит веселое оживление - уголь пришел! В ряд выстроены грузовые машины. Водители в кабинах напряжены. Три дня база была закрыта - ждали уголь. А сегодня они собрались здесь до зари, чтобы к 8 утра, когда начнут открывать ворота базы, успеть закупиться углем. Запускают по десять машин. О том, что среди покупателей наверняка есть и перекупщики, на базе знают. Но не отпустить им уголь не могут - они же заезжают по очереди.

- Сегодня ко мне пришло десять вагонов, - рассказывает генеральный директор ТОО “Шамалған Көмір” Мухамед АСЫЛБАЕВ. 

- По мере возможности уголь нам отгружают - обижаться грех. Но люди тянут с покупкой угля и спохватываются только поздней осенью. Мы все лето сидели - угля было полно, покупателей не было. И уголь был прекрасный, и цена. Но как изрядно похолодало, все кинулись за углем, всем нужен он одномоментно. А сейчас стоимость за тонну поднялась уже на 500 тенге: Каражыра - 14 500, Шубаркуль - 15 500 тенге. Есть проблема и с увеличением сроков доставки угля. Шубаркуль грузят из-под Караганды, Каражыра - из Восточного Казахстана. Раньше вагоны приходили за четыре дня. Сейчас идут по полмесяца - стоят на всяких маленьких станциях. Мы обращались к железнодорожникам, но ответа так и не получили. Разрешится вопрос с задержкой составов на станциях - меньше будет перебоев с углем.

На тупике пыль столбом. Вагоны разгружают быстро. Два-три часа, и их снова отправляют в путь. Когда новая поставка, пока не известно.

Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть