2216

Цифровая пропасть

Можно ли выжить в современном мире, не имея гаджетов и доступа к интернету?

Цифровая пропасть

Цифровизация принесла не только комфорт, прозрачность услуг и скорость обмена данными, она стала причиной расслоения людей на тех, у кого есть смартфон, компьютер, интернет, и на тех, кто лишен этих благ. По мнению некоторых экспертов, в нашей стране число граждан, не имеющих гаджета, не умеющих им пользоваться и не использующих его в бытовых и юридически значимых вопросах, доходит до половины.

Самое обидное, что цифровизация усугубила положение тех, кто и так был уязвим. Это пенсионеры, бедные, мигранты, жители отдаленных сел без средств связи и другие, которым очень сложно оспорить принятые роботом решения.

- Мне 64 года, у меня нет сотового телефона, компьютера. Из техники у меня обычный телевизор без кабельного телевидения, дисковый домашний телефон и холодильник. Мне очень комфортно. Но оказалось, что мои документы на квартиру устарели, с 1993 года я их не обновлял, и нужно идти в ЦОН. А для этого надо было бронировать очередь через интернет. Просил соседей помочь, но выяснилось, что для этого мне нужно зарегистрироваться в eGov: либо через одноразовый пароль, который придет на сотовый телефон, либо через ЭЦП. Так как у меня нет сотки, сосед попробовал мне сделать ЭЦП - говорит, что так я смогу получать любые справки из дома. Ну ладно. Но и тут проблема. Чтобы сделать ЭЦП, нужно зарегистрироваться в мобильной базе данных, а для этого нужно иметь сотовый телефон. В общем, я запутался. Если у тебя нет телефона и компьютера, ты не подступишься к государственным услугам, - сокрушался пенсионер Тимур ЖАНАТОВ, который позвонил нам в редакцию в середине сентября.

Благо с 23 сентября посетить ЦОНы можно без предварительной брони, но через приложение Ashyq. Пенсионер был счастлив, увидев живого человека у стойки, который вытащил за него талон с номером очереди, а потом и поговорил с работником за столом, который обновил все его документы.

Без реальных сотрудников клиент может попасть в заколдованный круг отсылок в eGov. Как говорит дедушка: “У чат-бота (виртуального консультанта) не переспросишь”.

Умный город повернулся спиной

Мы собрали топ-3 самых пугающих старшее поколение фраз.

- Номер мобильного… как это нет?!

- У вас нет ЭЦП?!

- У вас нет приложения eGov?!

Зарегистрироваться куда-то или получить услугу, не указав номера мобильного, не имея ЭЦП, все труднее. Хочешь не хочешь, а должен разобраться в смартфоне, установить пару приложений. И тот, кто владеет компьютерной грамотностью, имеет больше привилегий и прав, чем остальные. Настоящая цифровая дискриминация!

Особенно она расцвела во время пандемии, когда встать в очередь в банки и ЦОНы можно было через онлайн-бронь, а входить в любые заведения - через QR-код.

- Действительно, определенный круг лиц в период карантина имел ограниченный доступ к цифровым средствам связи. Речь идет о гражданах, не имеющих смартфоны и другие устройства, либо не обладающих навыками их применения. Полагаю, будет правильным во всех отделениях ЦОНов возоб­новить в полном формате работу уголков самообслуживания, в частности с оказанием помощи сотрудниками отделения гражданам, не имеющим компьютерных навыков или доступа к технологиям, - призвала через нашу газету уполномоченный по правам человека Эльвира АЗИМОВА.

Когда исчезнут ЦОНы

В “правительстве для граждан” уверяют, что проверяют цифровые госуслуги на предмет того, возможна ли дискриминация людей.

- Мы работаем над тем, чтобы все госуслуги казахстанцы могли получать онлайн. Это требование времени, мы живем в век технологий и цифровизации! Мы понимаем, что в силу разных причин не все люди могут это понять или принять. Но когда все госуслуги станут доступны онлайн, ЦОНы в том виде, в каком они есть сейчас, перестанут существовать. И у нас уже идет работа по их трансформации. В перспективе это будут офисы цифровизации, куда смогут обращаться за получением госуслуг те люди, которые не захотят или не смогут перейти на цифровые технологии, - говорит управляющий директор по сервису НАО “правительство для граждан” Бахтияр МУХАМЕТКАЛИЕВ. - Мы также активно внедряем проактивные услуги, благодаря которым скоро людям вообще не нужно будет никуда ходить! Например, среди сотрудников госкорпорации в 2019 году мы запустили пилотный проект по оформлению выхода на пенсию проактивным способом. Будущим пенсионерам не нужно посещать ЦОН для оформ­ления услуг по назначению пенсии. Они предварительно отдают в отдел кадров документы, и за 10 дней до достижения пенсионного возраста им приходит SMS-сообщение с предложением оформить услугу проактивным способом. Человек дает свое согласие, и пенсия оформлена!

Грамотность на букву “е”

Государство делает шаги и в обучении казахстанцев цифровым навыкам. По словам вице-министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Асхата ОРАЗБЕКА, е-грамотность населения в 2022 году должна достичь 85 процентов, в 2023-м - 85,5, в 2024 году - 86, а в 2025-м - 86,5 процента.

- Мы выработали новые подходы по повышению цифровой грамотности. Будет создан YouTube-канал с обучающими роликами, а еще на госканалы для популяризации цифровой грамотности будут приглашаться лидеры мнений. Кроме того, министерство прорабатывает вопросы по передаче IT-факультетов вузов и ТиПО под шефство IT-компаниям, а также по внедрению в школах проекта “Виртуальный учитель” по предмету “информатика”, так как там не хватает квалифицированных IT-педагогов, - сказал нам вице-министр Оразбек.

Впору вспомнить о доступе к интернету. По информации минцифры, из 6459 населенных пунк­тов страны 118 городов и 5214 сельских населенных пунк­тов уже обеспечены широкополосным доступом к интернету по проводным и беспроводным технологиям. То есть 99 процентов населения могут подключиться к Всемирной сети.

Но при этом качество связи в отчетах чиновников не учитывается. На практике мобильного интернета не хватает, чтобы зайти в соцсети или отправить документы в eGov. Кроме того, далеко не все граждане имеют устройства, позволяющие войти в интернет: кто-то не в состоянии их купить, а кто-то не может освоить технику.

Шаг в будущее

Поэтому эксперты считают, что помимо этих мер в стране должны быть институты, которые станут проводником в мир цифрового гражданского оборота. По мнению юриста Алексея СОНа, лучшие кандидаты на эту роль - нотариусы.

Логика простая: у тебя нет электронной цифровой подписи, ты не понимаешь в компьютере, ты не хочешь в этом разбираться - ты идешь к нотариусу. А нотариус совершит определенные нотариальные действия и уже от своего имени, за своей ЭЦП отправит эти документы по нужным е-адресам.

- Другие институты и организации я пока не рассматриваю. У нотариусов в этом смысле четыре преимущества. Во-первых, их много, а значит, высокая доступность к получению услуги. Во-вторых, у нотариусов есть централизованная база ЕНИС, то есть платформа, которую можно дополнить необходимыми для населения услугами. А еще нотариусы постоянно совершенствуют свою работу (не все, конечно, но большинство) и повышают квалификацию, нотариальные палаты дают рекомендации по оказанию профильных услуг. И в отношении оплаты деятельности нотариусов уже сложились размеры таких оплат, в том числе действует система скидок для социально уязвимых слоев населения, - считает Алексей Сон. - Главное, не допустить незаконного получения документов нотариусами в интересах третьих лиц. Данный вопрос можно урегулировать посредством отправки специального кода в виде SMS-сообщения по зарегистрированному за ним номеру, но если у гражданина нет сотового, остается надеяться на их добросовестность.

Думаете, что следующее поколение дедов будет умнее в использовании искусственного интеллекта и через 15-20 лет уже все смогут пользоваться благами цифровой революции? А вот и нет. Зарубежные исследования показывают, что, учитывая быстрые темпы изменения технологий, всегда будут люди, которые не успевают совершенствовать свои цифровые навыки и осваивать все новые гаджеты. Если в молодости вы научились пользоваться смарт­фоном, это еще не значит, что в старости сможете освоить какой-нибудь новейший электронный телепортатор… Так что каждый из нас в будущем может оказаться на обочине прогресса. И дизайнерам цифровой среды следует об этом помнить

Советы пожилым от eGov

- Если вы относитесь к льготной категории (инвалиды I и II групп, ветераны Великой Отечественной войны), вы можете вызвать на дом сотрудника ЦОНа для получения гос­услуг. Для этого вам или вашему опекуну необходимо позвонить в единый контакт-центр “1414” и оставить заявку на получение этой услуги. С вами свяжутся сотрудники ЦОНа, которые назначат дату и время своего приезда. Сотрудник обязан приехать не позднее семи рабочих дней со дня приема заявки.

- Если вы не относитесь к льготной категории, то для того, чтобы получить ЭЦП и зарегистрироваться в мобильной базе граждан, вам нужно будет прийти в ЦОН, где вам помогут операторы. В ЦОНах есть льготное окно, куда пенсионеры могут обратиться вне очереди.

- Сейчас в ЦОН можно попасть без предварительного бронирования электронной очереди. Принимают клиентов по приложению Ashyq и только с безопасным статусом. Если у человека нет смартфона и приложения - ничего страшного. С недавнего времени терминалы в ЦОНах, которые выдают талон с номером очереди, были интегрированы с Ashyq. Нужно только иметь при себе удостоверение личности, и терминал определит ваш статус.

- Понятно, что у пожилых людей, которые не относятся к льготной категории, все равно могут возникнуть трудности при самостоятельном посещении ЦОНа. В таких ситуациях советуют оформить доверенность на детей или родственников, с которой они могут получать госуслуги вместо вас.

Тогжан ГАНИ, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Нур-Султан

Опрос в тему

Как можно помочь людям, не имеющим гаджетов и не владеющим навыками работы в интернете?

- Организовать бесплатные курсы по обучению.

- Создать службу волонтеров-консультантов, которые могут помочь с доступом к интернет-услугам.

- Сделать платформу eGov более понятной и доступной для пользователей.

- Не вижу проблемы - всегда можно найти способ получить нужные услуги по старинке.

Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz

Возвращаясь к напечатанному

Мнения наших читателей

Какая, на ваш взгляд, главная проблема наших домов престарелых?

- Обидное название - пора привыкнуть говорить “медико-социальные учреждения”................................4%

- Плохой уход и формальное отношение.....................42%

- Убогие условия и скудное питание...........................44%

- Пожилому человеку трудно туда устроиться.................8%

- Проблему уже решили: провели интернет и поставили видеокамеры............................................2%

Поделиться
Класснуть