Сколько законов ещё нужно?
Реформаторы ЖКХ до сих пор додумывают элементарные механизмы передачи власти в многоэтажных домах
ТОО “Bi Clients Service 5”, управлявшее жилым комплексом в Нур-Султане, оштрафовали на 1,6 миллиона тенге за невыполнение решения суда по передаче документов новоиспеченному ОСИ. Интересно, из чьего кошелька пойдет оплата?
По моему стойкому убеждению, жилищная реформа была написана в лучших традициях литературного романтизма: для идеальных действующих лиц в идеальных обстоятельствах. Потому как практика подтвердила аксиому: никто не согласен спокойно отказываться от управления многоквартирным домом, которое приносит солидненький доход. Однако мы существуем в условиях сурового реализма и получили то, чего и следовало ожидать: войну новых ОСИ с прежними КСК. Чуть позже реформаторы ЖКХ это стали понимать: хотя обновленное законодательство о жилищных отношениях вступило в силу еще 7 января 2020 года, новые правила содержания общего имущества объекта кондоминиума Мининдустрии и инфраструктурного развития (МИИР) утвердило лишь через год(!): появились условия сдачи-передачи документов от КСК ОСИ (см. рубрику “Для сведения”).
То есть порядок установили, сроки тоже. Но снова все это написано для идеальных героев жилищно-коммунальной сцены! Наши реальные представители УК/КСК по-прежнему отказываются добровольно подписывать и передавать документы созданным ОСИ. Что теперь делать? Как наказывать тех, кто саботирует жилищную реформу? Идти в суды, которые и без того стонут от чрезмерной нагрузки? Вот такая у нас реформа: проблем стало не меньше, а еще больше!
Оценив ситуацию, минувшим летом МИИР подготовило еще один законопроект под названием “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам реформирования жилищной политики”.
Документом предлагается ввести штрафы для застройщиков, КСК, ПК, ПКСК и прочих управдомов за непредоставление ОСИ или ПТ необходимых документов, ключей от помещений, входящих в общее имущество многоэтажек, электронных кодов доступа к оборудованию, иных технических средств, необходимых для эксплуатации здания. Размер штрафа для физических лиц - 50 МРП, для юридических - 100 МРП. Если же отказ повторится в течение года после наложения административного взыскания, то штрафы удваиваются - 100 и 200 МРП соответственно.
Ну а пока все это додумывается, принимается, согласовывается, утверждается (в МИИР надеются, что подготовленный ими законопроект будет принят в декабре этого года), казахстанцы используют все доступные им методы борьбы. Причем в суды приходится обращаться не раз и не два. В моем распоряжении оказалась копия одного поучительного судебного дела.
22 сентября 2020 года в департаменте юстиции Нур-Султана было официально зарегистрировано объединение собственников имущества “Шарля де Голля, 9” (обычно ОСИ выбирают название адресов, по которым расположены их многоэтажки, коряво выглядит, зато удобно). Как рассказал “Времени” председатель этого ОСИ Эдуард ГОЛУБЕНКО, их домом управляло ТОО “Bi Clients Service 5”, доставшееся им в наследство от застройщика.
Как и следовало ожидать, эта фирма отказалась признавать новый орган управления домом и передавать ему документы на многоэтажку. Поэтому в ноябре 2020 года Голубенко обратился в специализированный межрайонный экономический суд (СМЭС) Нур-Султана с требованием к ТОО “Bi Clients Service 5” передать ОСИ все документы на дом. Представитель фирмы в суде пояснил, что у ТОО в наличии не вся документация, но компания, мол, готова отдать сейчас все имеющееся.
Кстати, список требуемого внушительный: первичные учетные документы, финансовая отчетность, документы, связанные с операциями по текущему счету, протоколы собраний, копии заключенных договоров об оказании услуг с субъектами сервисной деятельности и организациями, предоставляющими коммунальные услуги, копии актов приемки услуг по управлению и содержанию объекта кондоминиума, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества дома, электронные коды доступа к оборудованию.
Однако даже часть имевшихся документов на дом ТОО так и не передало ОСИ. Тогда Голубенко обратился к частному судебному исполнителю. 17 мая, как того требует закон об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей, управляющей компании вручили уведомление о том, что необходимо исполнить удовлетворенные судом требования до 27 мая. Но управляющая компания все равно отказалась передавать документы.
Тогда частный судебный исполнитель Бекзат КОШАНОВ в конце июля снова обратился в СМЭС, ведь по закону за неисполнение судебного решения есть наказание. К слову, по закону в доход государства взыскивается пеня в размере 2 МРП с физических лиц и 10 МРП с юридических лиц за каждый день просрочки исполнения.
Управляющая компания хоть и не соглашалась с выдвинутыми ей требованиями, но и не предоставила суду свои аргументы и доказательства. Поэтому уже в августе судья Бейсенбек АЛИЕВ вынес определение: взыскать с ТОО “Bi Clients Service 5” с 28 мая по 21 июля 2021 года пеню в доход государства в размере 10 МРП за каждый день просрочки, которая составила 55 просроченных дней. Итого в общей сложности 1 604 350 тенге (1 МРП в этом году составляет 2917 тенге).
Кстати, из каких денег будет погашать штраф управляющая компания? Долгое время мы наблюдали во многих КСК один и тот же сценарий: жильцы, недовольные работой председателя кооператива, писали на него жалобы. Жилищная инспекция, обнаружив нарушения, выписывала штраф, который оплачивался… из взносов жильцов на расходы по содержанию дома. А некоторые управдомы подавали иски к жалобщикам за клевету, оплачивая судебные издержки... опять же из денег, предназначенных на содержание общего имущества.
Между тем еще 30 марта 2020 года был утвержден нормативно-правовой акт к закону о жилищных отношениях “Методика расчета сметы расходов на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума, а также методика расчета минимального размера расходов на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума”. Там прописана такая норма: “В случае наложения административного взыскания в виде штрафа на исполнительный орган его оплата из средств, предусмотренных на управление и содержание объекта кондоминиума, не допускается”. То есть руководитель управляющей компании должен оплачивать долг из собственного кармана! Только вот вопрос: кто и как это будет контролировать, если все денежные взносы жильцов дома за прошлые годы по-прежнему сосредоточены в руках управляющей компании?
И еще: если все стороны жилищно-коммунального конфликта в конечном итоге идут в суд, зачем вообще нужна была такая сложная и к тому же затяжная реформа? Ведь от нее ждали простого и понятного механизма передачи власти в многоэтажных домах. Сколько еще законов для этого надо?
Для сведения
Три контрольных дня
11 января 2021 года вступил в силу порядок передачи финансовой, технической документации и иных технических средств по объекту кондоминиума.
Председатель ОСИ с момента создания юридического лица направляет КСК/УК в течение трех рабочих дней уведомление по форме (шаблон формы есть в приложении к правилам содержания общего имущества объекта кондоминиума).
Одновременно председатель ОСИ в течение трех рабочих дней направляет уведомление в жилищную инспекцию о создании ОСИ. С момента получения уведомления КСК/УК, а также председатель ОСИ в течение трех рабочих дней совместно составляют акт приема-передачи финансовой, технической документации и иных технических средств по объекту кондоминиума по утвержденной форме.
Передать совету дома или председателю ОСИ либо доверенному лицу простого товарищества (ПТ, как известно, еще одна новая форма управления многоквартирным домом) финансовую, техническую документацию и иные технические средства по объекту кондоминиума тоже должны не позднее трех рабочих дней до подписания акта приема-передачи.
Кроме того, в соответствии с актом приема-передачи председателю ОСИ либо доверенному лицу ПТ должны быть переданы денежные средства на сберегательном счете на капитальный ремонт и средства, собранные как целевые взносы.
Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы