3311

Ловля денег в мутной воде

Защитнице окружающей среды не дали подкормиться от проверки

Ловля денег  в мутной воде
Саранские очистные сооружения.

То, что очистные сооружения в Сарани дышат на ладан, ни для кого из обслуживающих их работников не было секретом. Долгими месяцами сточные воды стекали прямо в речку Сокур через подпольный неразрешенный сброс. Когда тайна раскрылась, предприятию стали грозить многомиллионные штрафы. Плюс наверняка пришлось бы нести затраты на ремонт гнилого оборудования или покупку нового, чтобы прекратить загрязнение природы канализационными нечистотами. Но сюжет стал развиваться по другому сценарию. Куда же в наших реалиях без коррупции, способной превратить любую сказку в пыль?

На днях антикор предупредил Министерство экологии о серьезных коррупционных рисках. Зампред Агентства по противодействию коррупции Олжас БЕКТЕНОВ отметил, что значительные штрафы за нарушение экологических требований используются недобросовестными сотрудниками для оказания давления на предпринимателей и требования незаконных возна­граждений. Его коллеги привели примеры взяточничества в Кызылординской области, где двое работников экологического ведомства попались на получении 30 и 50 млн тенге.

Карагандинская область, как выяснилось, тоже решила внести свой вклад в преступную копилку. Здесь незаконный “гонорар” в размере 10 млн тенге передали в руки и. о. замруководителя - главного государственного экологического инс­пектора регионального департамента экологии Салтанат КЕНЖЕБАЕВОЙ.

Кенжебаева начала свой трудовой путь в борющемся за чистоту окружающей среды госоргане в 2009 году. Примечательно, что в тот же период коммунальное предприятие “Қарағанды Су” заключило договор с ТОО “Капиталстрой”, которое взялось оказывать услуги по очистке сточных вод с помощью собственных очистных сооружений. Не будем гадать, как обстояли дела у представителей фильтрующего бизнеса все эти годы, но в минувшем феврале в департамент экологии поступило заявление неравнодушного человека. Он сообщил, что очистные сооружения в Сарани находятся в аварийном состоянии, продолжительное время не ремонтируются, из-за чего происходит слив загрязненных вод в реку Сокур.

Около двух месяцев экологам понадобилось на организацию внеплановой проверки. В итоге они непосредственно осматривали подозрительное предприятие с 6 по 12 апреля, а проверяемый период в целом брался с 1 сентября 2019 года. Возглавляла ревизию Салтанат Кенжебаева, поскольку водные объекты были закреплены за ней, да и вообще она считалась наиболее опытным специалистом. Действующая с ней в паре сослуживица отвечала лишь за отбор проб и их анализ. Разумеется, проверяющие не знали, каким именно путем нечистоты попадают в речку. Благо им встретилась словоохотливая машинистка насосных установок, которая не только рассказала о плачевном состоянии оборудования, но и отвела инспекторов к точке неразрешенного сброса. За оставление рабочего места и неумение держать язык за зубами машинистку в тот же день уволили. Позже на допросе она искренне недоумевала: об обстановке на предприятии и сливе загрязненной жидкости было известно всем сотрудникам ТОО. То есть выходило, что пострадала за честность.

Инспекторы, конечно, не отреагировать на выявленные нарушения экологического законодательства не могли. Они принялись подсчитывать ущерб. И чиновники, и представители “Капиталстроя” понимали, что он будет большим, так как в расчеты лягут цифры более чем за полтора года тайных эмиссий в окружающую среду. Директор фирмы на тот момент находилась в отпуске за пределами страны. Этим обстоятельством воспользовался инженер по снабжению Рахимжан ЖАМБУРБАЕВ. Когда Салтанат Кенжебаева привезла к нему в офис акт о результатах проверки и протоколы об адмнарушениях, он сделал ей интересное предложение: попросил значительно завысить сумму ущерба, чтобы испугать руководителя “Капиталстроя”. Благодаря обману Жамбурбаев намеревался получить от директора родного предприятия солидные деньги на якобы взятку для экологов, которые потом будто бы скостят штрафные санкции. В случае успеха бабки поделили бы между собой. В общем, кадры на очистных сооружениях особой преданностью начальству не отличались.

Экологи берут пробы воды с места неразрешенного сброса.

Кенжебаева сомневалась в том, что схема прокатит. Но Жамбурбаев продолжал ее обрабатывать и уговаривал назвать максимальный объем отводимых сточных вод, а не фактически выявленный проверкой. Пояснял, что никто из его коллег в таких вопросах не разбирается. И все-таки речь шла о 10 миллионах тенге на двоих, вот Салтанат Болатовна и не устояла перед соблазном внезапного обогащения. А дальше рулил ситуацией Жамбурбаев. Он через такси передал в столичный головной офис записку для главного бухгалтера, в которой указал следующие сведения: мол, экологи за вознаграждение готовы снизить ущерб за нанесенный окружающей среде вред с 18 710 230 тенге до 2 476 077 тенге, а также уменьшить сумму ущерба по результатам анализа воды с 347 210 536 тенге до 185 808 649 тенге. Инженер по снабжению полагал, что руководство вряд ли откажется от такого выгодного расклада. Однако он ошибся.

Д иректор ТОО, получив через мессенджер сообщение от бухгалтера о записке Жамбурбаева, велела подчиненной обратиться с заявлением в КНБ. А потом разрешила взять из сейфа предприятия 23 тысячи долларов для проведения спецоперации по разоблачению обманщиков. Обвешанная записывающей спецаппаратурой бухгалтер даже лично поехала вместе с Жамбурбаевым на встречу с экологом Кенжебаевой. Вот только госслужащая отказалась брать пакет с баксами, попросив обменять их на тенге. Инженер по снабжению сказал, что доставит деньги позже, и повез бухгалтера в гостиницу, возле которой его повязали оперативники. Во время задержания он сразу поплыл и добровольно согласился участвовать в негласных следственных действиях по изобличению сотрудницы департамента экологии. Из сейфа “Капиталстроя” достали 2 млн тенге для формирования взятки, еще 8 млн были муляжем от комитетчиков. Эту полукуклу сыщики изъяли у Салтанат Болатовны сразу после ее встречи с Жамбурбаевым.

В дальнейшем дело передали в антикор. Как часто случается в нашей действительности, попытку получения взятки переквалифицировали в покушение на мошенничество. И отвечала за него только чиновница от экологии, поскольку ее подельник до суда не дожил. Этот прискорбный факт явно сыграл на руку Кенжебаевой, потому что неизвестно, какие показания дал бы инженер. Ведь в приговоре так и не указано, какая часть от десяти лямов предназначалась ему и почему он не отсчитал свою долю сразу, привезя всю сумму целиком госслужащей. Получилось, что можно вешать всех собак на покойника. Впрочем, может, он реально хотел обдурить руководство и заодно ненароком подставил и Кенжебаеву?

Салтанат Болатовну, кстати, практически пощадили: приговорили к трем годам лишения свободы с отсрочкой наказания на пять лет из-за того, что она воспитывает четырехлетнюю дочь. Кроме того, она пожизненно лишена права работать в госорганах. В принципе, достаточно легко отделалась. Меж тем фирма “Капиталстрой” до сих пор обжалует в судах законность той самой проверки очистных сооружений. И сведения, которые легли в основу приговора Кенжебаевой о выявленных нарушениях, Фемида еще может признать неправильными. Но это уже другая история. А пока хотелось бы посоветовать жителям Карагандинской области не рыбачить на речке Сокур. Тамошние подводные обитатели могут быть не вполне пригодными в пищу.

Ирина МОСКОВКА, Караганда

Поделиться
Класснуть