6430

Торги без правил

Прокуратура выявила, что ликвидационная комиссия АО “Банк Астаны” продает имущество по заниженным ценам и с грубым нарушением закона

Торги без правил

В один из судов Алматы, поскольку именно здесь находился головной офис банка, направлен иск по делу банка, лишенного лицензии еще осенью 2018 года. С тех пор в акционерном обществе хозяйничают сотрудники Агентства по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР), задача которых - максимально выгодно реализовать имущество и закрыть долговые обязательства. Однако, как установил надзорный орган, ликвидаторы по неизвестным причинам распродают ценные активы по бросовым ценам, из-за чего в итоге страдают как обычные граждане, так и государственные учреждения.

Интерес Генеральной прокуратуры, в частности, привлекли торги по двум земельным участкам в жилом массиве “Тельман” Нур-Султана. А началось все с того, что в апреле этого года ликвидационная комиссия выставила один из участков на продажу за 71 миллион 797 тысяч тенге. Площадь земли - более 32 соток. Участок ровный, делимый, со всеми коммуникациями и целевым назначением для строительства жилых домов.

В аукционе приняли участие два человека и одна компания. Все они активно торговались, пока цена не подскочила до 215 миллионов тенге. Победителем торгов признали некоего Азата АБДРАХМАНОВА.

Ну а дальше началось самое интересное: Абдрахманов в итоге от выкупа земли отказался, уплатив штраф. После этого торги объявили заново. Однако по непонятным причинам в них принял участие только… один Азат Абдрахманов! Он и выкупил участок за 68 миллионов тенге, то есть даже ниже стартовой цены. Позже выяснилось, что всего он приобрел два участка в жилом массиве “Тельман” - второй достался ему по схожему сценарию: торги - отказ - покупка по более низкой цене.

Арифметика выглядит так: если бы Абдрахманов купил участки после нормально проведенных аукционов, то они обошлись бы ему в 320 с лишним миллионов. Но после отказа и повторных торгов, в которых никто не принял участия, покупатель забрал оба лота за 152 миллиона тенге - в два раза дешевле, и это еще с учетом штрафов! Но самое удивительное, что сразу после покупки Азат Абдрахманов продал активы компании “Имекс Инвестмент” за 150 миллионов, то есть даже дешевле, чем купил. Ну и маленький мазок в общую картину: именно эта фирма участвовала в аукционах, но проиграла.

Все эти странности привлекли внимание Генеральной прокуратуры. Она и дала поручение подчиненным в Алматы проверить деятельность ликвидационной комиссии Банка Астаны, организовавшей распродажу имущества.

Помимо возможного сговора двух покупателей надзорный орган также выявил несоответствие стартовых цен земельных участков. Перед торгами оба участка проверяли специалисты ТОО “Современные технологии экс­пертизы и оценки”. Именно эти оценщики пришли к выводу, что рыночная цена 32 соток не превышает 72 миллионов, а участок в 38 соток стоит около 81 миллиона тенге. Общая стоимость 70 соток - чуть более 150 миллионов тенге. В принципе, за эту сумму земля и досталась покупателю Абдрахманову.

Но прокуратура попросила других оценщиков определить рыночную цену столичной земли. В оценочно-консалтинговой компании Kalinin@Partners сочли, что два участка тянут на 186 миллионов, а в общественном объединении “Казахстанская федерация недвижимости” 70 соток в “золотом” районе Нур-Султана оценили в 267 миллионов. Получается, оценщики ликвидационной комиссии АРРФР выбрали наименее выгодного для себя оценщика и отталкивались от его цифр.

Еще один важный факт, установленный проверкой, - ликвидационная комиссия предоставляла потенциальным покупателям неполную информацию о выставленном на продажу имуществе. В частности, не указано целевое назначение участков, нет сведений об условиях оплаты. Ну и с уведомлениями, как мы видим, дела обстоят не лучшим образом.

Почему сотрудники АРРФР не позвали на повторные аукционы тех, кто принимал участие в первых торгах? Ведь в этом случае стороны снова могли бы предложить наиболее высокую цену за участки, что полностью соответствует задачам ликвидаторов - продать имущество как можно дороже, чтобы закрыть больше долгов банка. А среди тех, кто потерял свои деньги в Банке Астаны, - проект по строительству LRT в столице на 257 миллионов, а также Казахский национальный университет имени аль-Фараби, державший на счетах около двух миллиардов тенге. И чем дешевле ликвидационная комиссия продает имущество лишенного лицензии банка, тем ниже вероятность, что эти долги будут возвращены.

Именно поэтому прокуратура Алматы подала иск в Медеуский районный суд, требуя признать недействительными торги по земельным участкам, соглашения купли-продажи по этим активам и привести стороны в первоначальное положение. Высока вероятность, что на этом надзорный орган не остановится, и в случае, если его аргументы будут подтверждены, разбирательства перейдут из гражданской в уголовную плоскость. Тем более что даже на двух примерах становится очевидно, что работа ликвидационной комиссии требует более глубокого анализа.

Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть