4851

Минздрав не поспевает

Почему не смогли вакцинировать от коронавируса 10 миллионов человек к концу сентября?

Минздрав не поспевает

Первым эти цифру и дату назвал премьер-министр Аскар МАМИН. “В сентябре мы планируем завершить вакцинацию 10 миллионов человек. И тогда ожидаем получение коллективного иммунитета”, - сказал он 6 апреля на заседании правительства. Чуть позже Минздрав обнародовал детальный план действий: в апреле количество привитых составит 2,3 миллиона человек, в мае - 4,4, в июне - 6,4, в июле - 7,9, в августе - 8,9 миллиона человек, в сентябре - вожделенные 10 миллионов.

Критическая масса уже привилась?

В середине лета стало понятно, что до этой цифры не допрыгнуть. Первые три месяца нужно было вакцинировать по два миллиона человек - неподъемные, как оказалось. Взрывной июль, когда объявили об обязательной вакцинации работников сферы услуг и грядущих проверках, ситуацию не спас. В итоге, по официальным данным, к 20 сентября первую дозу вакцины получили 7 300 062 казахстанцев - недотянули даже до июльского прогноза.

К 20 августа первым компонентом были привиты 6 276 224 человека. То есть за месяц вакцину получили чуть больше миллиона. Нынешние темпы вакцинации далеки от июльских: в сутки в прививочные пункты по всей стране приходит в среднем 30-40 тысяч сознательных граждан. Если так пойдет и дальше, 10 миллионов достигнем лишь к новому году. К тому времени придется что-то решать еще и с ревакцинацией.

Сейчас Минздрав цифрами не разбрасывается - осторожничает. Без конкретики проще: не получится к сентябрю - вакцинируем в октябре, но будем стараться уложиться в кратчайшие сроки.

- В принципе, вы видите, что критическая масса наших граж­дан уже привилась, - говорил в конце августа министр здравоохранения Алексей ЦОЙ.

10 миллионов человек - это почти половина всего населения Казахстана. Из них получили хотя бы одну дозу порядка 73 процентов, а двумя (после которых и вырабатывается иммунитет) - около 60 процентов. Можно ли считать их критической массой? Чуть больше половины от почти половины?

Например, в Германии считают, что коллективного иммунитета можно достичь, если прививку получат хотя бы 85 процентов граждан от 12 лет и старше. Там есть вакцина Pfizer, ее в том числе применяют и для иммунизации подростков. У нас такой нет - ждем, опять же в октябре. Поэтому казахстанские подростки пока среди тех, кто попал в статистику медотводов. Минздрав планирует прививать и их. Тогда, по логике, придется корректировать и общее количество подлежащих вакцинации: скажем, их станет не 10, а 12 миллионов. Или не придется? У нас свой подход. Спрашивала. Не ответили.

Сейчас на общем фоне Казахстан выглядит неплохо: хоть и не в лидерах, но и в хвосте не плетется - крепкий середняк. По данным сайтов, публикующих статистику вакцинации от коронавируса в разных странах, больше всего привитых хотя бы одной дозой в ОАЭ (91%), Португалии (89%), Испании (87%) и Сингапуре (79%). Во многих европейских странах и США эти цифры варьируются в интервале 60-75%. Если говорить о постсоветском пространстве: Россия - 32,01%, Киргизия - 11,49%, Узбекистан - 28,74, Таджикистан - 22,14%, Азербайд­жан - 44,59%, Украина - 15,15%, Беларусь - 18,54%, Казахстан - 38,11%. Подчеркну, что это процент привитых от общего количества населения, а не от тех, кто попал в группу, как у нас говорят, подлежащих вакцинации.

“Принимаются исчерпывающие меры”

Я рассчитывала на живой разговор с кем-то из ответственных чиновников Минздрава. Хотела спросить, в чем причины такого серьезного (почти на треть) расхождения между заявленными и реальными цифрами количества вакцинированных к сентябрю? Кто в этом виноват? Почему не получилось? Но в ведомстве попросили прислать официальный запрос - читай, предпочли уйти от прямых ответов. В итоге я получила набор обтекаемых фраз, смысл которых сводится к стандартным: работаем, обеспечиваем, делаем все возможное.

Процитирую частично: “С целью создания коллективного иммунитета в стране определена цель по обеспечению доступа к вакцинам против КВИ как минимум 10 миллионам человек. Так, с февраля 2021 года в регионы страны поставлено более 18,34 млн доз вакцин, в том числе 9,94 млн доз вакцины для введения І компонента и 8,4 млн доз вакцин для введения ІІ компонента. Таким образом, на сегодня обеспечена доступность к вакцинации для 9,94 млн человек, что составляет 99,4% от прог­нозной, то есть Министерством здравоохранения Республики Казахстан обеспечена доступность объемов вакцины для иммунизации населения”.

Мы сделали все, что могли, они сами вакцинироваться не хотят. Видимо, так? Это к разговору о причинах. И ниже - о дальнейшей стратегии: “Министерством совместно с местными исполнительными органами принимаются исчерпывающие меры по обеспечению доступа граждан к вакцинации, выбора вакцин против КВИ, получению достоверной и полной информации о важности, безопасности и эффективности вакцинации… В регионах сформированы специальные бригады из числа санитарных врачей, врачей-инфекционистов, лидеров общественного мнения для разъяснения необходимости вакцинации в трудовых коллективах с последующей публикацией в СМИ и социальных сетях. Управлениями здравоохранения (идет работа. - О. А.) в целях обеспечения доступа блогеров с большим количеством подписчиков в ковидные госпитали для ведения прямых эфиров. Также осуществляется размещение в социальных сетях (Facebook, Instagram, в YouTube-канале) интервью пациентов о тяжелом течении болезни и призывах беречь себя, соблюдать масочный режим, не посещать массовые мероприятия и вакцинироваться”, - говорится в ответе.

Выбор и доверие

Почему почти три миллиона казахстанцев до сих пор не вакцинировались? Одна из возможных причин - недоверие к системе здравоохранения и отсутствие признанных ВОЗ вакцин.

В начале лета журнал Human Vaccines & Immunotherapeutics опубликовал статью казахстанских ученых из Назарбаев Университета, посвященную отношению казахстанцев к вакцинации. Первый опрос на эту тему авторы исследования провели еще до начала пандемии, в 2019 году. Поводом стало растущее число отказов от вакцинации - все больше родителей не хотели делать прививки своим детям. В 2020 году опрос повторили, но добавили в него вопросы про вакцину от коронавируса, чтобы понять, повлияла ли пандемия на настрой людей.

- В каждом из опросов участвовали порядка 400 человек из разных регионов Казахстана. Более 30 процентов из них говорили, что сомневаются в вакцинации, - рассказывает одна из участниц исследования Зылкия АХМЕТЖАНОВА. - Причем результаты, которые мы получили в 2020 и 2021 годах, во многом были схожи. Люди отвечали, что им недостаточно информации о прививках и их возможных последствиях, сетовали на непрозрачность в этой сфере и врачей, которые толком ничего не объясняют перед вакцинацией. Боялись последствий и того, что их не так тщательно, как хотелось бы, осматривают перед прививкой. При этом огромную роль играла страна происхождения вакцин.

Больше всего доверия вызывала Германия: 78 процентов рес­пондентов отвечали, что готовы получить вакцину, произведенную именно там. После нее шли другие страны Европы и США. А вот Россия и Китай сильно отставали по этим показателям. Привились бы казахстанской вакциной 9,3 процента опрошенных, российской - 2,5 процента, китайской - менее 2 процентов. Возможно, этим в том числе можно объяс­нить такое количество людей, до сих пор не получивших вакцину от коронавируса.

- Еще одна из причин - недоверие к системе здравоохранения, - продолжает Зылкия. - У нас не было прямого вопроса на эту тему ни в первом, ни во втором опросе, но мы просили респондентов оставить комментарии и рассказать, почему они не вакцинируются. Многие писали про коррупцию, говорили, что вакцинация - это бизнес. Утверждали, что получат прививку, но только европейского или американского производства. Некоторые были готовы сделать это платно или поехать в другую страну.

Комментарий в тему

Вячеслав ЛОКШИН, профессор, член республиканского штаба по поддержке вакцинации:

- Минздрав изначально неверно рассчитал свои возможности, поэтому цифра в 10 миллионов вакцинированных к сентябрю была недостижима. Отчасти свою роль сыграла критика президента страны - чиновникам от медицины нужно было показать, что работа намечена серьезная, назвать внушительные цифры. Возможно, весной Минздрав ориентировался на темпы вакцинации, которые в тот момент демонстрировал Израиль. Но там получилось охватить почти все население, а у нас нет.

На мой взгляд, есть несколько основных причин. Вспомните начало года, когда во многих странах уже началась массовая иммунизация, в Казахстане не было вакцин в свободном доступе. Они приходили не в таких больших объемах, как нужно было, и с перебоями, хотя именно в тот момент люди их ждали и хотели привиться.

Позиция Минздрава часто была неубедительна. Не всегда могли обосновать важность вакцинации, объяснить это на простом и понятном языке, вовремя ответить антиваксерам, которых становилось все больше. Потом появился штамм дельта. Активно начали болеть даже привитые двумя дозами, и доверие к вакцинам упало. Люди рассуждали так: какой смысл прививаться, если все равно заболеешь? И в Минздраве снова упустили момент: там не могли сказать точно, сколько вакцинированных заболели, при помощи статистики показать, что прививки помогают избежать тяжелых последствий.

И еще одна причина такого результата кампании по вакцинации в том, что часть населения рассчитывала получить вакцину, которая признана в Европе и США. Но казахстанцам они оказались недоступны. Никто не говорит, что те вакцины, которые есть в Казахстане, плохие. Но почему бы не удовлетворить запросы тех, кто ждет именно Pfizer?

Результаты, которые мы видим, говорят о комплексе проблем, и характерны они не только для Казахстана. В России, к примеру, практически такие же цифры. Не все страны Европы показывают высокую приверженность к вакцинации, там свои нюансы. Но об этом нужно говорить честно. Касается это и нашего Минздрава. Зачем скрывать реальную ситуацию и чего-то бояться? Нужно проанализировать ситуацию: посмотреть, кто до сих пор не привит. Понять, почему они этого не сделали. Попытаться подсчитать, сколько человек купили паспорта вакцинации. Потом работать с каждой из групп в отдельности.

Такой же подход применить к пациентам, которые из-за противоречивой и часто недостоверной информации до сих пор не получили вакцину. Я говорю про диабетиков, аллергиков, людей после трансплантации, получающих химиотерапию и т. д. Они думают, что им нельзя вакцинироваться, хотя это не так. Врачи из-за неинформированности боятся направлять их на прививку. Этот и вопрос с вакцинацией нужно решать как можно быстрее. Только тогда мы сможем привить большую часть общества.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА и Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Кстати

Без лишней мороки

Вакцинированные казахстанцы смогут посещать уже 11 стран без сдачи ПЦР-тестов.

Министерство иностранных дел провело обмен нотами о взаимном признании паспортов вакцинации с уполномоченными госорганами Грузии, Венгрии, Кыргызстана, Молдовы, Монголии, Таиланда и Турции.

“Таким образом, граждане Казахстана и вышеуказанных стран, прошедшие полный курс вакцинации от коронавирусной инфекции, могут пересекать государственные границы без карантинных ограничений (сдачи теста ПЦР, самоизоляции) на основании паспортов вакцинации против COVID-19”, - сообщили во внешнеполитическом ведомстве.

Между тем Беларусь, Вьетнам, Египет и Оман в одностороннем порядке признали пас­порта вакцинации иностранных государств и упростили въезд для прибывающих. Для посещения этих стран гражданам Казахстана также достаточно предоставить в пограничных пропускных пунктах документ, подтверждающий вакцинацию против COVID-19.

В МИД также проинформировали, что сейчас ведут переговоры о взаимном признании паспортов вакцинации против коронавируса с Азербайджаном, Аргентиной, Арменией, Иорданией, Индонезией, Марокко, Россией, Узбекистаном, Филиппинами и другими государствами.

Лэйла ТАСТАНОВА, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть