Берегись… водителя!
В Казахстане в столице и Алматы с 1 октября запустят пилотный проект, который, по замыслу разработчиков, должен оптимизировать процедуру получения водительских прав. Что изменится для тех, кто планирует в ближайшее время сесть за руль, и поможет ли оптимизация снизить зашкаливающую аварийность на дорогах страны?
Проект совместного приказа двух ведомств - Министерства внутренних дел и Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности - о запуске пилотного проекта “Оптимизация приема теоретического и практического экзаменов на получение водительского удостоверения на право управления транспортными средствами различных категорий” был размещен на сайте “Открытые НПА” для публичного обсуждения до 22 сентября.
Новшества в сдаче теоретического экзамена
Согласно проекту, в существующие с 2014 года правила приема экзаменов и выдачи водительских удостоверений будут внесены дополнительные пункты. Практически все новшества коснутся сдачи теоретического экзамена на знание правил дорожного движения.
Прежде всего это идентификация личности экзаменуемого путем сверки его биометрических данных со сведениями, содержащимися в государственных информационных системах. Это исключает возможность сдачи экзамена подставным лицом. Если будет выявлено расхождение, то нарушителю придется забыть о возможности получить права в ближайший год, потому что до экзаменов его в этот период не допустят.
Кандидатам на получение водительских прав запретят проносить в зал сдачи теоретического экзамена телефоны и другие принимающие-передающие электронные устройства. Все гаджеты на время сдачи тестов нужно будет оставлять на хранение в специальных шкафах с ячейками.
Перед тестированием с будущим водителем проведет инструктаж оператор. Он ответит на все вопросы экзаменуемого и будет присутствовать в зале, контролируя соблюдение требований. Плюс ко всему процесс сдачи теоретического экзамена будет записываться на видео.
Обязательные требования и причины отказа
Следуя тенденции цифровизации, для сдачи теоретического экзамена претендентам нужно обязательно не позднее одного рабочего дня до даты экзамена подать заявление через портал электронного правительства или непосредственно в ЦОНе. В случае обращения через портал в личном кабинете экзаменуемого либо в соответствующем интеграционном сервисе портала отражается статус о принятии запроса для оказания государственной услуги.
Желающий получить водительские права может выбрать место, день и время сдачи теоретического экзамена исходя из наличия свободных мест, но не позднее одного рабочего дня до даты тестирования. Однако если за последний год кандидат в водители уже пытался сдать на права и нарушил правила сдачи экзамена с составлением соответствующего акта, то он получит отказ в регистрации заявки.
Разработчики предусмотрели форс-мажорные ситуации: если техника вышла из строя или сдаче экзамена помешали другие обстоятельства непреодолимой силы (стихийные явления, военные действия и тому подобное), теоретический экзамен приостанавливается. При этом сдать его можно в другое время в течение этого дня либо в другой день согласно графику. Аналогично, если экзаменуемый сообщил оператору о плохом самочувствии.
Как есть - как станет
Как и сейчас, сдать практический экзамен без предварительной проверки на знание ПДД не получится. Но если сейчас повторный экзамен, как теоретический, так и практический, может быть назначен уже на следующий рабочий день, то теперь не ранее чем через один рабочий день, так как надо будет снова регистрироваться в системе через портал электронного правительства.
Все так же в тестах 40 вопросов. Подсчет правильных ответов будет проходить автоматически. По окончании времени, отведенного на экзамен, он будет автоматически остановлен, а результаты сдачи теоретического экзамена отобразятся на экране компьютера. Одновременно сведения о результатах сдачи теоретического экзамена передаются в личный кабинет экзаменуемого на портале, а также в соответствующие информационные системы и интеграционные сервисы портала.
Как и сейчас, оценка “сдал” выставляется, когда кандидат в водители в отведенное время ответил правильно не менее чем на 32 вопроса. В противном случае ему выставляется оценка “не сдал”.
Если сейчас экзаменуемые, прошедшие самостоятельную подготовку на получение права управления транспортными средствами категорий А, В, подкатегорий А1, В1, в случае получения трех отрицательных оценок при сдаче теоретического экзамена или трех отрицательных оценок при сдаче практического экзамена к последующей сдаче допускаются только через шесть месяцев со дня проведения последнего экзамена, а при получении трех отрицательных оценок при сдаче практического экзамена результаты теоретического автоматически аннулируются, то вскоре этот пункт будет из правил исключен.
Результаты теоретического экзамена будут действительны в течение одного года со дня сдачи вне зависимости от числа предпринятых попыток сдать вождение.
Цифры в тему
- 13 515 ДТП, 1997 летальных случаев зарегистрировано в Казахстане в 2020 году.
- 86% всех аварий произошло по вине водителей.
- 7,2 тысячи дорожно-транспортных происшествий произошло в стране за январь - июль текущего года - на 14,5% больше, чем за аналогичный период 2020-го.
- Более 1000 казахстанских водителей лишили прав пожизненно в 2021 году.
Сроки пилота
По разработанной “Дорожной карте” пилотный проект будут вести в течение года - с 1 октября 2021 года по 30 сентября 2022-го в Нур-Султане и Алматы. По всей видимости, потом ответственные чиновники заглянут в статистику ДТП и решат, помогла ли оптимизация процедуры получения водительских прав уменьшить количество дураков на дорогах.
Екатерина НАЗАРЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Петропавловск
Опрос в тему
Помогут ли новые правила сдачи экзаменов снизить аварийность на дорогах?
- Нет, эта оптимизация больше похожа на упрощение и смягчение требований.
- Да, экзамены уже не смогут сдавать подставные лица.
- Как покупали права, так и будут покупать.
Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz
Возвращаясь к напечатанному
Мнения наших читателей
Согласились бы вы ревакцинироваться?
- Жду, когда это можно будет сделать............36%
- Только когда появятся научные исследования и качественные вакцины...............................22%
- Посмотрю, что будет в тех странах, где уже начали ревакцинацию, а потом решу.............21%
- Я и вакцинироваться не собираюсь..............21%