4690

Народное ополчение

Жители аула Акбулак, что в Туркестанской области, ополчились на предпринимателя-карьериста и на все то, что с ним связано. Сельчане долго мирились с соседством действующего карьера по добыче гравия. Но в итоге решили, что минусов от такой экономической гео­графии больше, чем плюсов, и надумали запретить большегрузным самосвалам пользоваться общей дорогой.

Народное ополчение
“Ополченцы” несут службу. Кадр с видеорегистратора.

Бизнесмену, которому без дороги и копать-то незачем, выкатили радикальный ультиматум: “Нужна тебе дорога - строй свою”. А пока тот обдумывает “коммерчес­кое предложение”, выставили народные блокпосты, где круглосуточно дежурят сборщики подати с тех водителей, которые все же решаются сократить путь и проехать на большегрузе по сельской дороге.

Десять лет работает карьер по добыче и переработке песчано-гравийной смеси (ПГС), который находится в километре от села. За эти годы ТОО “Ниетім-Н” проверяли не раз, но не нашли к чему придраться: документы в порядке, разрешение есть, законы соблюдают, налоги платят. Но весной этого года в Акбулаке запахло экстремизмом.

- Пусть сделает себе объездную дорогу за селом и ездит сколько хочет! - кратко формулирует общее мнение односельчан житель Акбулака Дастан САБДИРОВ. - Нам в ауле большегрузы не нужны: мешают, дороги портят.

Сказано - сделано. Акбулакцы со знанием дела выставили на дороге, ведущей из карьера в село, народное ополчение. Установили по обеим сторонам трассы бетонные блоки и развернули круглосуточное дежурство. Любое неповиновение со стороны водителя в ответ на приказ остановиться расценивалось как нарушение правил. Получали водители не раз, но в полицию никто не обращался. Однако кадры с массовой дракой, когда все вместе на одного, все же появились и в сети, и в новостных сюжетах каналов. За самоуправство тогда, понятное дело, никого не привлекли. Но к решению проблемы наконец подключились местные власти. Установили знаки, ограничивающие проезд большегрузов.

- Сейчас у нас нет этой проблемы, машины с грузом в село не заезжают, - заверяет аким Акбулака Мурат ОРАЗБАЕВ. - Провели разъяснительную работу среди водителей, убедили ездить в объезд. Сейчас там стоит дорожный знак, ограничивающий движение автотранспорта до восьми тонн на одну ось, но по факту никакие большегрузы не ездят, даже с меньшим весом. Ремонт 22 километров дороги закончили в этом году, из областного бюджета был выделен 871 млн тенге. Асфальт положили в два слоя. Подрядчик - ТОО “Корпорация “Сити-Строй” - заявил, что не гарантирует устранения дефектов в течение двух лет эксплуатации, если по этой дороге будут ездить грузовые машины.

Так проблемы не решают, уверен владелец карьера. “Меня и всех водителей моих партнеров просто поставили перед фактом, не предложив никакой альтернативы. Не воевать же мне с ними!” - возмущается предприниматель. По его словам, у него есть серьезные основания переживать за безопасность своих детей, посещающих в Акбулаке детсад и школу, поэтому и фамилию свою он просил не называть.

На блокпосту уже случались потасовки. Кадр из теленовостей.

- В нашем Сайрамском районе 32 карьера по добыче ПГС, из них 23 расположены в нашей округе и в соседних селах, - говорит он. - И только в Акбулаке развязали этот конфликт. Осенью прошлого года дорожники перед началом ремонта сняли слой асфальта с дороги и оставили ее в таком состоянии на всю зиму. Конечно, трасса стала малопригодной для езды. Но виноватыми в итоге сделали нас и водителей большегрузов, с которыми мы сотрудничаем. А весной начались проблемы. Местные жители выставили три блокпоста и объявили нам войну. Для круглосуточного дежурства даже кровати на обочине поставили. Останавливали каждую машину. И права отбирали, и деньги требовали, и даже камни кидали в лобовое стекло! Я из-за этого много клиентов потерял.

По словам одного из пострадавших водителей Бахрама ТУРСЫНКУЛОВА, его дважды за это время разворачивали с грузом после того, как он отказывался платить за проезд по дороге. А однажды отобрали права, пришлось выкупать их за 10 тысяч тенге.

Бахраму ТУРСЫНКУЛОВУ приходилось даже выкупать свои права.

- Ощущение, что я преступник или занимаюсь преступным бизнесом! - возмущается предприниматель. - На карьере вместе со мной трудятся около 200 человек, но с нами никто считаться не собирается. И безопасность водителю не гарантирована, если машина поедет по дороге. При этом столько лет жители, включая акима села, берут у меня щебень, песок, шлакоблок. Конечно, по-свойски, по-соседски дешевле, а то и вовсе бесплатно. Никому не отказал. А как доставлять мою продукцию на строительные объекты в Туркестан, Шымкент, другие районы? По воздуху, что ли?!

“Народное ополчение”, взимающее плату за проезд по дороге, по которой, по мнению сельчан, ездить нельзя, прокомментировал адвокат бизнесмена Евгений ЯВОРСКИЙ:

- Проблему нужно решать не запретами для одних и вседозволенностью для других, а законным компромиссом, который устроит обе стороны. Почему интересы законного бизнеса не должны учитываться? Более того, та земля, по которой сегодня в объезд ездят машины из карьера, не бесхозная - у этих участков есть хозяева, они вправе тоже предъявить претензии. Так что при всем желании предприниматель, даже если бы у него были на это средства, не может проложить там дорогу. Кроме того, согласно Земельному кодексу дорога считается землей общего пользования. Но, видимо, в селе Акбулак свои законы.

Не найдя решения проблемы на местном уровне, владелец карьера обратился в администрацию президента. А теперь самое интересное: ответ ему пришел за подписью участкового полицейского из соседнего села Манкент! Участковый пишет в письме, что “нет такой проблемы”! А там и правда ее нет: тамошние жители по примеру акбулакских ополченцев попытались перекрыть дорогу, но их хватило только на неделю круглосуточного дежурства. Потом у всех нашлись свои дела, и блокпост демобилизовался. Сейчас через это село проложен объездной путь. Четыре гектара перед выездом на дорогу, проходящую через Манкент, владелец карьера был вынужден арендовать, чтобы хотя бы на этом участке ему никто не предъявлял претензий. Теперь он подсчитывает убытки от потери клиентов, которые предпочитают карьеры без радикалов и ультиматумов.

Водителям, понятное дело, тоже не нравится такое развитие событий. Крюк приходится делать, жечь лишнюю солярку. Да еще и по пыли.

- У нас в области есть транспорт­ная инспекция, пусть ее специалисты и контролируют наши машины, а не местные жители, возомнившие себя инспекторами! - возмущаются водители большегрузов.

В инспекции транспортного контроля Туркестанской области говорят, что о проблеме в Акбулаке они не только знают, но и провели там не один день, взвешивая машины и разъясняя нормы провоза груза.

- Дорога через село Акбулак имеет статус областного значения, - поясняет и. о. руководителя инспекции транспортного контроля Туркестанской области Галымжан БАЙСЕИТОВ. - И никто самовольно не может вводить иные запреты на проезд, кроме тех, что установлены законом. Если вес машины не превышает 25 тонн, то водитель имеет право ехать по этой дороге. Никакого другого запрета нет. Мы разъяснили эти нормы и местным жителям, и водителям. Специалисты наших передвижных постов транс­портного конт­роля поработали на этом участке и сделали замеры машин. Около 50 административных материалов за перегруз составлено в отношении грузоперевозчиков. Сумма штрафа на одного правонарушителя в среднем составила 90 МРП - более 262 тысяч тенге.

Видимо, все эти разъяснения и пояснения ополченцам, которых тоже можно понять, так как дороги лучше после проезда большегрузов не становятся, в одно ухо влетели, а в другое вылетели. Поэтому водители по-прежнему вынуждены поворачивать с акбулакского карьера налево и ехать в объезд по бездорожью, так как, если повернуть направо, нар­вешься на неприятности. А акимат безмолствует…

Алиса МАСАЛЁВА, фото автора, Шымкент

Поделиться
Класснуть