4164

Бескомпромиссная история

Актюбинскую цветочницу, снявшую на время строительства со стены дома мемориальную доску в честь экс-министра юстиции Нагашыбая ШАЙКЕНОВА, именем закона лишили земли и пристройки. В процессе выяснилось, что фонд имени великого земляка, устроивший разборки, готов был согласиться с демонтажом памятника, но предприниматель отказалась построить двухэтажный дом для этой общественной организации.

Бескомпромиссная история
Землю под магазином надо вернуть государству.

Актюбинка Оксана ДЕМЧУК, реализатор цветов, просто поражает знаниями из жизни второго министра юстиции Казахстана Нагашыбая Шайкенова, видного политического деятеля, усилиями которого было ускорено принятие Гражданского кодекса, а также конституционно разделены следственная работа и прокурорский надзор.

Эти и другие познания о Нагашыбае Амангалеевиче особенно обогатились после того, как летом прошлого года Демчук сняла с наружной стены жилого дома по улице Шайкенова мемориальную доску с барельефом, установленную в 2001 году в честь второго министра юстиции. Сразу после этого ей прилетел иск от фонда имени Нагашыбая Шайкенова и городского отдела архитектуры и градостроительства.

- Доска висела на углу многоэтажки, где находится мой цветочный магазин. Там же мне решением местных властей для расширения бизнеса был выделен небольшой участок, - рассказывает Оксана Петровна. - Я обошла все необходимые инстанции, получила соответствующие документы, начала стройку. Доску демонтировала из лучших побуждений, ее не было бы видно из-за пристройки...

Оксана ДЕМЧУК сама ухаживала за мемориальной доской Шайкенову.

В качестве доказательства актюбинка предоставила суду документы из официальных органов. 1 апреля 2019 года Демчук выделили на правах временного возмездного землепользования участок в 90 квадратных метров сроком на два года. В апреле того же года предпринимательница заключила соответствующий договор аренды с городским отделом земельных отношений, архитектуры и градостроительства. Затем она разработала и согласовала эскизный проект строительства пристройки к цветочному магазину. После этого акимат выдал ей архитектурно-планировочное задание на проектирование объекта. А в мае прошлого года женщина получила талон-уведомление о начале строительно-монтажных работ. В июле того же года ей наконец разрешили начать переоборудование.

- Также есть бумага из отдела ЖКХ, что мемориальная доска в честь Шайкенова не состоит на их балансе. Кроме того, областным управлением культуры рекомендовано перенести мемориальную доску в более видное место на фасаде многоэтажного дома, чтобы она не загораживалась каким-либо объектом, - говорит Оксана Демчук.

Женщина считает, что собрала все необходимые документы для строительства.

- К памяти выдающихся деятелей страны я отношусь уважительно. Все три года, что работает мой цветочный магазин, я сама нанимала работников со стороны, чтобы они мыли мемориальную доску. Птицы ее часто пачкают. Я ухаживала за ней. И не собиралась убирать. Там, где висит плита, находится крыша новой пристройки. Планировала после завершения строительства перевесить доску на фасадную часть, - говорит Демчук.

Однако в фонде имени Нагашыбая Шайкенова категорически не согласились с планами предпринимательницы. Здесь посчитали, что Демчук не имела права демонтировать мемориальную доску, добавив, что она не может ее переносить куда-либо. И предложили компромисс.

- Глава фонда Серожатдин БАРЫШЕВ передал мне, чтобы я построила двухэтажный музей для города. У меня нет такой возможности, - отмечает Демчук.

Серожатдин Жолдыбаевич не отрицает, что высказывал такое предложение. Но для того, чтобы… отказать Оксане и ее парламентеру.

- Ко мне пришел от ее имени известный строитель. И я сказал: “Если у тебя болит голова, ты не мне, а городу построй музей, в который можно перенести доску”, - говорит Серожатдин Барышев. - Он сразу сказал, что зря ко мне пришел. Я не первый раз разговариваю с такими людьми. Чтобы его просьбу отклонить, я поставил ему такое условие. Специально!

При этом в самом фонде о том, что мемориальная доска не состоит ни в каких реестрах и прочих списках охраняемых объектов, узнали только тогда, когда она была снята со стены.

- Она висела и висела. Мы думали, что она оформлена, - говорит как на духу директор общественного фонда имени Нагашыбая Шайкенова Серожатдин Барышев. - Сейчас в отношении памятника Шайкенову и самой мемориальной доски выясняем, есть ли документы.

Почему все это время фонд не позаботился о должном оформлении мраморной плиты, узнать так и не удалось.

Суд тем временем удовлетворил иск фонда и отдела архитектуры. Разрешительные документы на строительство не основание для демонтажа мемориальной доски, решила Фемида. Поэтому снос плиты, произведенный Демчук, признали незаконным. Доску она должна повесить на прежнее место, а участок, выделенный под пристройку, вернуть в специальный земельный фонд.

Досталось и акиму Актобе Асхату ШАХАРОВУ. Суд посчитал, что он допустил бездействие, выразившееся в невключении мемориальной доски в список государственных памятников истории и культуры. Ведь этот вопрос поднимался еще в 2002 году, и с тех пор никто его так и не решил. Чиновник должен заплатить фонду Шайкенова госпошлину - более 27 тысяч тенге. И вообще, раз решение об установлении мемориальной доски некогда было принято акимом города, то и ее демонтаж должен проводиться с его разрешения.

Апелляция оставила решение суда первой инстанции в силе. Теперь почти построенное здание необходимо снести. Оксана Демчук тем не менее не теряет на­дежды и просит главу государства заступиться за нее.

Акмарал МАЙКОЗОВА, фото Алтын КУМИСПАЕВОЙ, Актобе

Поделиться
Класснуть

Свежее