2862

Доступ ограничен!

Многоквартирные жилые дома без электричества и отопления, квартиры без унитазов и ванн. Финансовые нарушения и коррупционные преступления. Так реализуются программы по обеспечению населения социальным доступным жильем. Субъектами преступления в этой сфере чаще всего оказываются работники отделов строительства и архитектуры акиматов, заместители акимов районного значения.

Доступ ограничен!

На заседании комитета партийного контроля Nur Otan в минувший понедельник его председатель Артур ПЛАТОНОВ сразу же предупредил: все заинтересованные лица собрались здесь обсуждать не достижения, а проблемы. Тем более что проблемы оказались достаточно серьезными, системными и масштабными.

- Есть серьезные недостатки, недоработки, а порой банальная некомпетентность и разгильдяйство при реализации проектов и программ в этой социально чувствительной сфере! - заявил Платонов.

И заявил неспроста. Всему этому есть доказательства - результаты аудиторских проверок, которые провел Счетный комитет по контролю за исполнением рес­публиканского бюджета. Были выявлены факты неэффективного расходования бюджетных средств центральными и местными исполнительными органами при реализации программ и проектов в сфере строительства социального доступного жилья. Цифры почти всех этих нарушений исчисляются миллиардами! Объем проверенных средств в рамках реализации госпрограммы “Нурлы жер” за период с 1 января 2017 года по 30 июня 2020 года составил 714 млрд 563,2 млн тенге. Из них неэффективное планирование бюджетных средств - 92 млрд 404,9 млн тенге, или 13 процентов.

Несколько веских претензий сразу к двум ведомствам: Министерство нацэкономики одобрило бюджетную заявку Мининдустрии и инфраструктурного развития на сумму 21 млрд тенге без фактической информации, подтверждающей заявленный объем кредитного портфеля. Каким образом так получилось? Это посчитали нарушением.

Аудит выявил неэффективное планирование и в АО “Байтерек девелопмент”, которое профинансировало строительство 19 проектов в Западно-Казахстанской, Северо-Казахстанской, Карагандинской, Павлодарской областях на сумму более 19 млрд тенге при отсутствии разработанной или находящейся на корректировке проектно-сметной документации!

Вот еще несколько ярких примеров. Отдел строительства в Кокшетау сейчас возводит жилые дома, несмотря на наличие проблем с тепловой энергией: нет свободных мощностей для подключения новых объектов к котельным. На это строительство из республиканского бюджета было выделено 13 688,5 млн тенге.

Факты неэффективного планирования бюджетных средств на общую сумму 36 625,8 млн тенге выявили и в Нур-Султане. Из-за отсутствия координации деятельности и отлаженного взаимодействия двух управлений акимата не были выполнены первоначально заявленные объемы строительно-монтажных работ на общую сумму 295,1 млн тенге. Мало того, управление строительства столицы на 1 июля 2020 года допустило дебиторскую задолженность на сумму 7 425,6 млн тенге, которую теперь нереально взыскать. Такие деньги потеряны!

- Нарушение регламентов, правил, порядков, инструкций в вопросах планирования и исполнения бюджета приводит к финансовым нарушениям. Почему происходят эти нарушения? Ответ лежит на поверхности: из-за несоответствующего уровня квалификации работников, низкой исполнительской дисциплины, - поделилась мнением член комитета партконтроля Nur Otan Ануар ИЛЬЯСОВА.

Планирование строительства жилья базируется на двух главных принципах: качество и безопасность. Однако факты, которые имеют место быть почти во всех регионах республики, свидетельствуют об обратном.

- Радость новоселов от получения новой квартиры нередко сменяется огорчением и сожалением, недовольством и негодованием, когда вскоре после заселения на стенах появляются трещины, обои отходят, двери не закрываются, кафель отлетает, инженерные сети не подведены или не до конца отрегулированы, - приводит правду жизни Ильясова.

И здесь предостаточно примеров. В работе отдела строительства акимата Тараза аудит выявил порочную практику. Здесь жилые дома с 2017 по 2020 год сдавались в эксплуатацию вообще без… обеспечения инженерными коммуникациями! Ни электричества, ни водопровода, ни канализации. И таких 41 жилой дом! Зато общая сметная стоимость объектов составила 33 870,9 млн тенге.

- Нам интересно, сами сотрудники отдела строительства Тараза хотели бы жить в доме без инженерных коммуникаций? - задала логичный вопрос Ильясова.

О многих проблемах партийцы узнали от самих граждан. За последние полтора года в общественные приемные Nur Otan поступило 11 тысяч обращений, связанных со строительством и распределением социального жилья. Больше всего жалоб поступило от жителей Восточно-Казахстанской, Туркестанской, Карагандинской, Алматинской, Павлодарской областей. Практически все отправители писем из социально уязвимых слоев населения: неполные семьи, пенсионеры, многодетные и инвалиды.

При проверке многие факты подтвердились. Вот вопиющая история: акимат Актау выделил очереднику - инвалиду II группы арендную квартиру без раковины, ванны, унитаза. Даже в местах заключения все это есть…

А жители микрорайона “Нурсая” в Атырау вышли на митинг из-за того, что в их домах лопаются радиаторы отопления, сгорают электрощиты и проводка.

- Низкое качество строительства жилья становится одной из серьезных причин социального напряжения и даже его катализатором. Ведь накренившийся дом, трещины в стенах - это угроза жизни и здоровью людей, - отметили партийцы.

Несут ли бракоделы и виновные в приемке такого жилья наказание? По данным Агентства по противодействию коррупции, за период с 2019 по 2021 год в сфере строительства и распределения жилья зарегистрировано 74 коррупционных правонарушения. Из них в сфере строительства жилья - 18 преступлений, реализации государственных жилищных программ - 29, выдачи жилья из государственного жилищного фонда - 27. Наибольшее число фактов коррупции в Северо-Казахстанской, Алматинской, Карагандинской областях и Нур-Султане. К уголовной ответственности привлечены 43 лица, направлено в суд 59 дел, осуждены 22 человека. Сумма ущерба по оконченным уголовным делам составила 467,2 млн тенге, из которых возмещено 203 млн тенге, или 44 процента.

Вообще, как отмечают в Nur Otan, сфера жилья традиционно характеризуется высокими коррупционными рисками, связанными со взяточничеством (дача взяток - 36,5 процента, получение взяток - 35 процентов), злоупотреблениями должностными полномочиями (11 процентов) и хищениями (9,5 процента). По словам партийцев, субъектами преступлений выступают главным образом сотрудники отделов строительства, архитектуры и градостроительства акиматов, заместители акимов районного значения.

Например, в 2020 году в Айыртауском районе Северо-Казах­станской области руководитель отдела строительства акимата района АБДУЛЬМАНОВ Е.С. приобрел 13 домов на сумму 91 754 000 тенге у МОЛДАГУЛОВА А.К. Денежные средства были перечислены в полном объеме. Однако выкупленные дома не соответствовали санитарным требованиям. Более того, высотки не были подключены к электричеству, в десяти домах отсутствовали линолеум и санузлы. Три выкупленных дома были вообще не готовы для принятия жильцов, поскольку в зданиях не было даже потолочного перекрытия. Отсутствовали двери, линолеум, межкомнатные стены, печь, система отопления, отделка фасада.

После прокурорской проверки Абдульманова привлекли к дисциплинарной ответственности в виде неполного служебного соответствия по статье 50 закона о госслужбе. В настоящее время в этих домах устраняют брак и недоделки.

Высокие коррупционные риски наблюдаются и в процессе приобретения акиматами вторичного жилья для социально уязвимых категорий граждан.

Обозначили партийцы и другую проблему: в жилье, предназначенное для социально уязвимых слоев, заселяют тех, кто не относится к этой категории населения. Так, в 2017-2019 годы из введенных в эксплуатацию 21,5 тысячи квартир восемь процентов заняли “самозванцы”. Еще 12 процентов квартир пустуют из-за отсутствия инженерно-коммуникационной инфраструктуры и благоустройства территории.

Строительство жилья в Таскалинском, Сырымском районах Западно-Казахстанской области включено в предвыборную программу партии. Однако возводить не на что: из республиканского бюджета не выделили финансирование, нет денег и в местных бюджетах. Это ставит под угрозу исполнение предвыборных обязательств. Тогда почему эти объекты были запланированы?

Артур Платонов объединил все изложенные выше факты метким словосочетанием: антигосударственный подход.

- Качественное жилье - это один из важнейших стратегических вопросов социальной политики, от решения которого во многом зависит социальное самочувствие наших граждан. Не нужно вкладывать миллиарды в рост социального напряжения! Людей интересует результат, а не причина его отсутствия. Как можно издеваться над людьми с инвалидностью?! Неужели трудно связаться и создать условия?

Между тем спросить особо было не с кого. Подключенных к онлайн-конференции представителей акиматов можно было пересчитать по пальцам. То ответственного за бардак в регионе не было на месте, то пришел новый заместитель и только-только входит в курс дела. Отдуваться пришлось первому вице-министру индустрии и инфраструктурного развития Каирбеку УСКЕНБАЕВУ. Он заявил: все виновные наказаны, все проблемы услышаны, предложения подготовлены.

- Нужно пересмотреть работу ГАСК (управлений градостроительного контроля. - Е.Т.), но не для того, чтобы они ходили по стройкам. Только цифровизация может обеспечить прозрачность и систематизировать всю строительную отрасль! - удивил решением всех проблем Ускенбаев. - Сейчас разработана система “Е-Курылыс”, она проходит проверку на промышленную безопасность. До конца этого года она заработает, и со следующего года планируем ее ввести.

Посмотрим, оценим...

Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть