3773

Статистике доверять - себя не уважать?

Как наш корреспондент пыталась туристов подсчитать

Статистике доверять - себя не уважать?

На днях мне в редакции дали задание сверить статистические данные по внутреннему туризму. Коллеги, которые готовили инфографику на эту тему, засомневались в цифрах: неужели летом прошлого года, когда заморские курорты были недоступны, во всей алматинской курортной зоне за третий квартал обслужили лишь 28 615 туристов, как сообщает сайт Бюро национальной статистики АСПиР Казахстана? По их данным, за целый год в Алматинской области объекты туризма обслужили 483 тысячи человек, тогда как мы помним забитые до отказа гостиницы на Алаколе, очереди из машин на Кольсай и бронь на месяц вперед в зоны отдыха на термальных источниках в Уйгурском районе.

О том, как делается статистика, я узнала еще в детстве. Однажды к нам пришли сотрудники сельсовета. Сказали, что проводят перепись домашних животных.

Время для ведения учета было выбрано неудачное: солнце стояло высоко, а скот уже давно пасся на лугах.

- Апа, сколько у вас курей? - спросила одна из прибывших.

- Пять штук, - уверенно ответила моя бабушка, перебирая фасоль.

Считать-то тогда я умела. В курятнике было не менее 25 кур.

- А сколько у вас овец?

- Десять!

- А коров?

- Две коровы и столько же телят! - не поднимая головы, продолжала бабушка.

- А лошадей?

- Лошадей нет вообще, - сказала она, словно отрезала.

- Почему ты их обманула? Ведь овец-то у нас 25, а коров пять, - возмутилась я, как только женщины покинули двор.

- После коллективизации родители наказали никогда не говорить правду, тем более людям с амбарными книгами в руках. Они могут всю скотину отобрать, а ты потом с голоду умрешь, - сказала тогда моя престарелая апашка, родившаяся как раз после революции.

С тех пор прошло много времени, про массовый голодомор вспоминаем только 31 мая, однако и теперь у моей мамы, сколько ни пытай, все время одинаковое количество животных: коров десять, овец тоже десять. А когда я спрашиваю, сколько лошадей, без колебания отвечает:

- Та, на которой ты сидишь, и еще одна, на которой скот пасем.

Коллективизация ей уже не грозит, площади крестьянского хозяйства позволяют содержать до тысячи голов крупного рогатого скота, но наказы бабушки она соблюдает твердо. А цифры отделов статистики, как ни печально, формируются из информации, которую дают обычные люди и не всегда честные предприниматели.

Вот и я задумалась: всюду говорят о бурном развитии внутреннего туризма. Почему же данные статистики такие скромные? Посмотреть, что происходит в реальности, отправилась на Кольсайские озера. Их называют голубым ожерельем Северного Тянь-Шаня. Пандемия заставила казахстанцев по-настоящему оценить их великолепие.

- Наконец-то казахстанцы потянулись к своим истокам. Они хотят жить в юртах, пить кумыс и отдыхать на лоне природы, - уверяет предпринимательница из села Саты Бижамал МАНАНОВА. - Всю жизнь мы с мужем проработали учителями в школе. Вышли на пенсию. Продали квартиру в Алматы и вернулись на малую родину. Купили участок восемь соток у крупного землевладельца и стали свой бизнес раскручивать: построили дом, установили юрты. Это было два года назад. Тогда мы и представить не могли, что пандемия начнется.

Гостевой домик Бижамал-апай, как и сотни других, расположен у дороги, ведущей к нижнему Кольсайскому озеру. По припаркованным автомашинам можно смело сказать, что здесь от отдыхающих нет отбоя. Кто-то лежит в шезлонге, любуясь горами, кто-то катается на лошади, кто-то на велосипеде берет горные подъемы.

- Юрта в национальном стиле стоит 15 тысяч тенге в сутки. Внутри убранство создано собственными руками. На полу сырмак, на нем различные корпешки и по­душки, на кереге ковры. К сожалению, удобства на улице, но это не мешает туристам комфортно отдыхать, - говорит апашка. - В прошлом году в самый разгар сезона в Кегенском районе поставили бло=кпосты. Представляете, что здесь творилось! Люди бежали из больших городов от коронавируса, а сюда им заезжать не разрешали. Выстроились огромные очереди. Были семьи, которые успели проехать через посты, а другие так и остались за шлагбаумом.

По словам женщины, они бились за каждого туриста. Писали расписки, брали на себя ответственность соблюдать все карантинные меры.

- 2 августа началось послабление, и народ снова хлынул сюда. Нашей радости не было предела, ведь заработки зависят исключительно от туристов. Все комнаты в доме и юрты были забиты отдыхающими. Мы их кормили бараниной, поили кумысом и шубатом. Были среди них и больные ковидом. А что, не выгонять же? Все мы люди. И самое интересное, на свежем воздухе они выздоравливали, - уверяет женщина. - Никто к нам не приходил и не спрашивал, сколько туристов у нас отдохнуло. По примерным подсчетам, в прошлом году число туристов на Кольсае перевалило за миллион, в этом году цифра наверняка увеличится в два раза.

Пандемия ужесточила конкуренцию среди сельчан. Если раньше гостей принимали только жители близлежащих к озерам Кегенского, Уйгурского и Нарынкольского районов, то в этом году, как говорят местные, в бизнес зашли предприниматели из Нур-Султана, Алматы, Жамбылской и Туркестанской областей.

- Даже звезды эстрады и представители силовых структур свои юрты поставили. Вон та принадлежит певцу Рамазану СТАМГАЗИЕВУ, а рядом прокурорская, далее комитетчика. Только на этом кусочке земли установлено порядка 300 юрт, - говорит собеседница, указывая на огромный аул из войлочных домиков. - Они тоже, как и мы, с человека по 5 тысяч тенге берут, а юрту сдают по 15 тысяч. Есть и современные гостиницы со всеми удобствами внутри. Там в основном наши казахстанцы заселяются, а у нас больше останавливаются любители экзотики - иностранцы. В прошлом году были из Латвии, с Украины, из Белоруссии, России и Германии. Ждем их и в этом году. Благо послабление есть.

Такого наплыва туристов здешние места не видели никогда, говорят старожилы села.

А вот по данным акимата Кегенского района, в прошлом году здесь побывали всего 83 тысячи туристов. Ну а в этом уже 104 тысячи. Смешные цифры, правда?

С Алаколем тоже головоломка выходит. По сведениям Бюро национальной статистики, в прошлом году за лето там отдохнули 222 969 человек (данных по курортным зонам за весь 2020 год у них на сайте нет до сих пор). При этом акимат Алакольского района с гордостью докладывает, что в 2020-м за счет собственных средств ввели в эксплуатацию 15 туристских объектов и комплекс отдыха “Гранд Вилл-2”, количество отдыхающих довели до 1,5 миллиона. Ну явно же не зимой туда прибыли 1 миллион 277 тысяч человек. Кто лукавит: акимат, который хочет показать достижения района в лучшем свете, предприниматели, занижающие в отчетах количество посетителей, или Бюро по статистике, которое непонятно как считает и не имеет объективной картины?

В Уйгурском районе на термальных источниках, как сообщает управление туризма Алматинской области, находятся 53 зоны отдыха (при этом, по сведениям респуб­ликанских счетоводов, вся алматинская курортная зона имеет всего 65 объектов размещения). В 2020 году на горячих источниках приняли 62,5 тысячи человек. Если разделить на 12 месяцев и на количество зон отдыха, получается в среднем по 98 человек в месяц, примерно 25 человек в неделю в каждой зоне. Не смешите меня - там круглый год нужно заранее бронировать места, в выходные дни везде битком народу!

Вот и делайте выводы.

Между тем вчера мамина корова сломала ногу. Ее пустили на мясо. Теперь по статистике у нас осталось всего девять голов. Но правда только в том, что одной коровы не стало… Так и у нас в стране со статистикой.

Сандугаш ДУЙСЕНОВА, фото автора, Талдыкорган

Поделиться
Класснуть