4285

Присяжные, ваше слово!

Казахстан тратит на суды в 10 раз меньше, чем европейские страны

Присяжные, ваше слово!

Этот и другие любопытные факты, цифры и мнения прозвучали на экспертном обсуждении вопросов состояния и развития судебной системы, административных процедур и административного процесса в рамках проекта концепции правовой политики до 2030 года.

Затраты из госбюджета на систему правосудия в Казахстане наименьшие по сравнению со всеми странами - членами Совета Европы. При этом у нас 81 процент бюджета судов покрывается за счет госпошлины, а в Европе всего лишь около 20 процентов, сообщила со ссылкой на отчет Европейской комиссии по эффективности правосудия (CEPEJ) за 2020 год в ходе обмена мнениями исполняющая обязанности директора Центра исследования правовой политики Татьяна ЗИНОВИЧ.

В 2018 году Казахстан тратил на суды 4,5 евро на душу населения (1997,2 тенге по тогдашнему курсу), тогда как расходы европейских стран на эти цели составляли порядка 40,79 евро. На прокуратуру выделялось 3,3 евро (1449,9 тенге соответственно) на душу населения, а вот на гарантированную государством юридическую помощь всего лишь 0,3 евро (131,8 тенге). Начальная зарплата судьи в Казахстане в 2018 году составляла 7680 евро в год - это самый низкий показатель по сравнению со странами Совета Европы.

- Очевидно, что в этом направлении еще есть, над чем работать, - отметила Зинович.

Заместитель председателя правления украинского Центра политико-правовых реформ Роман КУЙБИДА предложил ряд мер по усовершенствованию судебной системы Казахстана. В частности, он рекомендует внедрить в нашей стране по опыту европейских институт судей с частичной занятостью, которые могли бы замещать вакантные должности, снижая тем самым нагрузку на судебную систему. Но судья Верховного суда Аслан ТУКИЕВ считает, что на данном этапе это невозможно:

- В целом нам эта идея интересна, она нас завлекает. Мы детально изучили закон Германии о судах и судебной системе, там у них четыре вида таких судей существует. Однако мы упираемся в нашу конституционную норму о постоянных судьях. Большинство склоняются к тому, что это (институт судей с частичной занятостью. - М. А.) будет противоречить Конституции. Именно это нам не дает возможности развития этого начинания.

А вот развитие института присяжных заседателей в Верховном суде всячески поддерживаем.

- Нам удалось в 2018-2019 году провести реформу, и с 2023 года (планируем. - М. А.) расширить так называемый суд с участием присяжных заседателей. Туда попадут все особо тяжкие дела и большинство тяжких, за редким исключением. Мы планируем, что от четырех и более раз увеличится количество реальных процессов с участием присяжных заседателей. Но все равно мы находим это количество недостаточным. В целом мы готовы к обсуждению, в какой форме этот институт должен у нас существовать: в чистой англо-американской форме или в иной смешанной или смежной форме, - говорит Тукиев.

Что касается предложения о том, чтобы деятельность судебной системы и статус судей регулировались законами, а не подзаконными актами, то, по мнению судьи ВС, Казахстан к этому уже пришел.

- У нас есть только несколько документов, утвержденных органами судейского самоуправления, которые так или иначе затрагивают деятельность судей, - сказал он. - Например, об автоматическом распределении дел. Они утверждаются пленарными заседаниями Верховного суда и позволяют нам в местных судах более или менее независимо и объективно распределять дела без возможности председателей райсудов влиять на такое распределение. Сейчас председатели райсудов выполняют 80-120 процентов от средней нагрузки в их судах и сделать с распределением дел ничего не могут. Это вам подтвердит любой председатель райсуда. А если у вас есть сомнение, то я заявляю, что у нас из 350 должностей (председателей райсудов. - М. А.) примерно 120 вакантны. Причем вакантны, как правило, больше шести месяцев. Эта должность становится со временем менее приглядной, интерес к ней пропадает. Это очень хороший в нашем понимании сигнал. Конечно, с одной стороны, это проблема, но в целом эти механизмы и рычаги, которые раньше позволяли влиять, из рук этих должностей (председателей судов. - М. А.) выпадают.

В ходе обсуждения также были затронуты вопросы квалификации судей. По словам спикера, этим занимается комиссия по качеству правосудия, которая проводит аттестацию служителей Фемиды.

- Ее раньше называли оценкой, и она была как полноценная аттестация у правоохранительных органов. Сейчас мы постарались от этого подхода отойти, - пояснил Тукиев. - Эта аттестация делается преимущественно для того, чтобы рекомендовать судьям, у которых есть определенные проблемы, как эти проблемы преодолеть. И только в крайних случаях комиссия имеет право делать представление в Высший судебный совет о перемещении судей в суды с меньшей нагрузкой или о смене специализации, раз они не справляются. И в очень крайних случаях ставить вопрос об их соответствии. Так или иначе это всегда решается судебным советом. Эта комиссия в первые годы очень плодотворно работала, у нас были серьезные вопросы к большому количеству судей. Большинство из них нашли подтверждение в Высшем судебном совете. Мы в целом не склонны придавать больший императивный, санкционный характер работе этой комиссии, потому что конечной целью ее считаем содействие в методологическом и личностном росте судей.

В целом, по мнению экспертов, прогресс в вопросах, связанных с развитием судебной системы и качеством отправления правосудия, в Казахстане есть.

- Дитя растет постепенно, все в этом мире происходит постепенно. Революционные вещи очень опасны по своей природе, - заметил в этой связи Тукиев. - Самое главное - это наличие прогресса. Он есть, как мне кажется и как отмечают мои коллеги. И наша задача стимулировать этот прогресс.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть