Энергетики что-то темнят
Независимые эксперты выяснили, какие дополнительные расходы будет оплачивать население, если утвердят заявку алматинских энергетиков на повышение тарифа на 14,5 процента.
В начале июля департамент комитета по регулированию естественных монополий (ДКРЕМ) Миннацэкономики организовал публичные слушания для рассмотрения заявки на повышение тарифа от ТОО “АлматыЭнергоСбыт”. Сейчас тариф на электроэнергию для населения Алматы и Алматинской области составляет в среднем 18,25 тенге за 1 кВт/ч без учета НДС. Поставщик предлагал увеличить его с 20 июля этого года до 20,89 тенге (см. “У монополиста проснулся аппетит”, “Время” от 8.7.2021 г.).
Тогда же заместитель генерального директора по сбыту ТОО “АлматыЭнергоСбыт” Ольга АНТОНОВА на публичных слушаниях в своей презентации привела три причины для повышения тарифа. Первая: увеличение с 1 апреля 2021 года предельных тарифов энергопроизводящих организаций. Вторая: повышение с 1 июня 2021 года тарифа региональной энергопередающей организации АО “Алатау Жарык Компаниясы” на услуги по передаче электрической энергии. Третья: введение с 1 июля 2021 года надбавки на поддержку и использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ), которая составила 1,57 тенге за 1 кВт/ч без НДС.
В общем, чтобы в квартире зажглась лампочка, задействована целая цепь посредников: одни электроэнергию производят, другие передают по сетям, третьи непосредственно поставляют в квартиры и считают, кто сколько потребил. Причем каждый из посредников хочет иметь свою прибыль. В итоге получается такая цена, что не каждый может оплатить.
На публичных слушаниях энергетики привели только три причины повышения тарифа. Представители ДКРЕМ сообщили, что все цифры они анализируют, проводится экспертиза. После слушаний в течение 10-12 дней будет принято окончательное решение. Однако прошел уже месяц, а новостей нет. Не потому ли, что причин повышения тарифа оказалось не три, а куда больше?
Представитель рабочей группы по выработке предложений и мониторингу тарифообразования при управлении энергоэффективности и инфраструктурного развития Алматы экономист Светлана ДРУЖИНИНА в заявке ТОО “АлматыЭнергоСбыт” просмотрела информацию о количестве потребителей по лицевым счетам, а именно - бюджетные организации в период с июня 2020 года по апрель 2021-го. То есть в самый карантинный пик.
- Сначала ничего интересного увидеть я не ожидала, но остановилась на государственном учреждении - департаменте полиции Алматы. Бросилось в глаза количество потребленной энергии - 94 374 кВт/ч в июне 2020 года, далее пошли цифры 30 000, 50 000 и даже 120 000 кВт/час! Почему же так нерационально жгут электроэнергию? А как же политика энергосбережения, объявленная еще первым президентом Казахстана? - задала вполне логичный вопрос Дружинина.
Далее еще интереснее. Филиал “Енбек-Алматы” на праве хозяйственного ведения исправительных учреждений комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции вообще потребил ноль кВт/ч за 10 месяцев. Это согласно отчету энергетиков! Абсолютно ничего за потребление электроэнергии не выставлено и департаменту государственного имущества и приватизации Алматы. Спрашивается: за чей счет банкет?
А департамент государственных доходов, который за неуплату налогов всего в один тенге блокирует счета предпринимателям, сам не заплатив за электроэнергию с июня по ноябрь 2020 года. И это тоже данные энергетиков.
У Службы скорой медицинской помощи управления общественного здоровья Алматы с июня по ноябрь 2020 года также за энергопотребление стоит ноль. И это в самый пик заболеваемости, когда ковидными больными были забиты все больницы города! Что-то не верится… Не ясно, как работал и департамент санитарно-эпидемиологического контроля города в это время, не использовав ни одного кВт/ч за полгода!
- Много вопросов к Наурызбайскому акимату. Вместо того чтобы заниматься благоустройством района, тем более в период дистанционной работы, они жгли электроэнергию: за июнь 2020 года вышло 75 796 кВт/ч, за июль уже 95 280, за август - 86 450 кВт/ч. Такой расход сопоставим с расходом электроэнергии для 4-5 поликлиник! - возмущена экономист.
Удивительным кажется и то, как в период каникул Дворец школьников, относящийся к управлению образования города, умудрился сжечь от 10 000 до 15 000 кВт/ч, когда школы в этот же период в среднем использовали до 3000!
- Раз бюджетные средства, то можно и жечь нещадно? - задается вопросом Дружинина. - А в некоторых случаях и вовсе подозрительные объемы.
Интересны эти наблюдения тем, что поставщики нарушают принципы социальной справедливости, делая госорганам скидки. А обычным потребителям, у которых и так упали доходы в период карантина, отключают электроэнергию за небольшую просрочку. При этом нередко насчитывают лишние киловатты.
Вот пример. Жительница южной столицы София МУСТАФАЕВА приехала в июле в “АлматыЭнергоСбыт” для перерасчета лишних начисленных кВт/ч. В течение двух часов ей так и не удалось это сделать. Женщина оплатила счет за электричество за май и июнь, но в квитанции за июль ей прописали долг за... эти же два оплаченных месяца. За 52 дня.
- Если по показателям монополиста клиент потребляет, к примеру, 168 кВт/ч, а сам потребитель тратит максимум 90-100 кВт/ч, то поставщик припишет ему долг. Я выслала фото своего счетчика, но в “АлматыЭнергоСбыте” все равно выставили долг. Поставщик утверждает, что на счетчиках есть модемы, которые дистанционно передают сведения. Ни одного фото за май и июнь с нашего счетчика мне показать так и не смогли. К вечеру прислали фото счетчика по мессенджеру, но на нем нет даты съемки. И даже по этому фото видно, что за месяц набегает не больше 90-100 кВт/ч, - недоумевает Мустафаева.
Логичный вопрос: если сведения со счетчика потребителя поступают монополисту напрямую, почему тогда они не совпадают? Почему у поставщика комуслуг они всегда завышенные?
Другой представитель рабочей группы Владимир МАЛИШЕВСКИЙ напомнил о том, что в ТОО “АлматыЭнергоСбыт” внедрили новые цифровые технологии и ввели должность заместителя генерального директора по цифровизации. Так почему это не работает? Граждане продолжают ходить в расчетные центры и доказывать, что они не верблюды.
Так вот, несмотря на частые аварийные отключения электроэнергии, ошибочные начисления и неработающие цифровые технологии, энергетики не стесняются просить о повышении тарифа! Малишевский детально изучил тарифную смету энергетиков и тоже нашел много любопытных нюансов.
- Почему расходы по должникам включены в тарифную смету по реализации электроэнергии? Добросовестные потребители не должны оплачивать расходы, связанные с должниками, - резонно заметил эксперт. - Почему стоимость однотипных работ отличается для потребителей электрической энергии в городе и области?
И подобных вопросов очень много. Судите сами: в Алматы 4027 абонентов отказались от бумажных квитанций и получают их в электронном виде. Почему же тогда для них не уменьшена стоимость электроэнергии? Ведь в тариф заложена печать и доставка счетов. В смету ТОО “АлматыЭнергоСбыт” заложили и междугородные переговоры. Но почему же в производственных расходах? Непонятно.
Заместитель руководителя ДКРЕМ Мирас ЗАРИПБАЕВ ответил на вопросы Малишевского официальным письмом. Приводим его в сокращении.
“Согласно предоставленной информации ТОО “АлматыЭнергоСбыт” по городу Алматы АО “АЛСЕКО” объединило всех поставщиков услуг ЖКХ в единую базу данных, что позволяет оплачивать все услуги ЖКХ по одному счету. В свою очередь, в Алматинской области счет за электроэнергию приходит отдельно и доставляется АО “Казпочта”. В этой связи стоимость предоставленных услуг по предоставлению однотипных работ разнится по городу Алматы и Алматинской области.
ТОО “АлматыЭнергоСбыт” осуществляет начисление за потребленную электроэнергию в соответствии с тарифами, согласованными департаментами КРЕМ МНЭ РК по Алматы и Алматинской области, а также дифференцированными тарифами по группам потребителей. Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 18 Закона Республики Казахстан “Об электроэнергетике” договоры, заключаемые энергоснабжающими и энергопередающими организациями на розничном рынке, обязаны содержать равные условия для всех участников розничного рынка электрической и тепловой энергии. Следовательно, в настоящее время другой дифференциации тарифов, то есть выведение отдельной группы потребителей по электроэнергии действующим законодательством в сфере ценообразования на общественно значимых рынках не предусмотрено.
Затраты на междугородные переговоры необходимы для взаимодействия ТОО “АлматыЭнергоСбыт” с потребителями с задолженностью, с поставщиками, которые находятся в других областях и городах республики, партнерами и регулирующими организациями. Пакетные решения для юридических лиц у АО “Казахтелеком” отсутствуют.
Департаментом комитета по регулированию естественных монополий Министерства национальной экономики Республики Казахстан по городу Алматы был направлен запрос в адрес энергоснабжающей организации ТОО “АлматыЭнергоСбыт” для более объективного анализа тарифа. В этой связи срок рассмотрения заявки ТОО “АлматыЭнергоСбыт” приостановлен. Срок ее рассмотрения будет возобновлен после получения ответа от ТОО “АлматыЭнергоСбыт”.
Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы