Металлы бы делать из этой реки
Похоже, что вода из трансграничной реки Иртыш способна менять свой химический состав не хуже хамелеона. Чем ещё можно объяснить, что на территории Павлодарской области она чересчур богата железом, а в российском Омске - ртутью?
Ближайшие соседи павлодарцев, омичи, снова в панике. На сей раз поводом стало обращение депутата Госдумы от Омской области Олега СМОЛИНА к российскому премьеру Михаилу МИШУСТИНУ с просьбой “на межправительственном уровне активизировать взаимодействие с казахстанской стороной по поводу предотвращения экологической катастрофы”. Под последним российский народный избранник подразумевает ртутные залежи, доставшиеся павлодарцам в наследство от бывшего химзавода.
“В Павлодарской области работы по демеркуризации ртути были прекращены еще в 2004 году, как только ртуть закрыли в глиняный саркофаг. На месте химзавода появилось частное АО “Каустик”, доступ на его территорию сразу закрыли. Попасть туда не могли не только экологи, но и сотрудники МЧС. Также под гриф “секретно” попала информация о состоянии глинобитной стены и 900 тонн ртути. Куда и как будет двигаться металл, не могут сказать даже ученые. Угроза экологической катастрофы в бассейне Иртыша сохраняется”, - цитата из текста обращения Смолина.
Делая подобные заявления, депутат опирается на данные Роспотребнадзора, который как минимум уже трижды с конца прошлого года регистрировал в Иртыше многократное превышение предельно допустимой концентрации ртути (ПДК). Последний раз в марте этого года. Это аж 19-й случай!
По данным исполняющей обязанности заместителя руководителя управления Роспотребнадзора по Омску Ольги ГАВРИЛЬЧЕНКО, ртутное загрязнение иртышской воды было выявлено в деревне Ольховке, которая находится в 15 километрах от казахстанско-российской границы. Месяцем ранее, в феврале 2021 года, в колокола били экологи Обь-Иртышского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, зафиксировавшие в Иртыше превышение ПДК ртути в четыре раза.

Павлодарские чиновники, ссылаясь на результаты лабораторных исследований, дают совершенно противоположную информацию о химическом составе иртышской воды. По их данным, в воде из Иртыша содержится больше, чем положено, только железа. Ртутного загрязнения реки павлодарские экологи не зафиксировали ни разу.
Как нам рассказал руководитель департамента экологии Павлодарской области Ильяс КУРАМЫСОВ, мобильная группа экологов совместно с лабораторией Казгидромета выехала на отборы проб воды в Иртыше сразу же, как только в социальных сетях России появилась первая информация о ртутном загрязнении реки. Это было в октябре прошлого года. Аналогичная экспертиза со стороны павлодарцев была проведена и в марте после громкого заявления Обь-Иртышского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. И в обоих случаях наши экологи не обнаружили причин для паники.
- В октябре фактическое значение ртути в поверхностной воде в двух контрольных точках (на выходе из Павлодара в селе Мичурино и на выходе из Павлодарской области в селе Прииртышском. - И. В.) было в пределах 0,000001 при норме в 0,00001, - привел результаты проб главный эколог Павлодарского Прииртышья. - Почти те же цифры мы получили в феврале, когда фактическое значение ртути было ниже чувствительности метода. Иными словами, проведенные испытания не выявили никакого превышения ПДК ртути.
Последние лабораторные исследования проб воды в Иртыше датированы маем текущего года. В этом исследовании принимали участие сразу четыре областных ведомства, ответственные за качество воды в реке: департамент экологии, Казгидромет, управление недропользования, окружающей среды и водных ресурсов и Ертисская бассейновая инспекция по регулированию использования и охране водных ресурсов. Но, кроме бытовых источников загрязнения в виде строительного мусора или хозяйственных отходов вдоль реки, специалисты ничего не выявили. В лабораторных пробах из 20 точек отбора превышение ПДК было выявлено только по железу. Самое большое - в поселке Аксу.
- Вода проверялась по 37 показателям, в том числе и на содержание ртути. Никаких отклонений от норм обнаружено не было. Что касается железа, то это явление природного характера, свойственное Павлодарскому Прииртышью с его преимущественно песчаными почвами, - отметил Ильяс Курамысов.
Ситуация вырисовывается странная. Павлодарские чиновники, ссылаясь на лабораторные пробы, заверяют, что вода в Иртыше, конечно, не “кристально чистая, как в горных речках, но соответствует первому классу, то есть является пригодной для всех видов использования”. Но Роспотребнадзор тоже данные о качестве воды в Иртыше не с потолка взял. Кстати, к заявлению депутата Смолина присоединились и тюменские народные избранники, также просившие российского премьера обратить особое внимание на возможное загрязнение Иртыша павлодарской ртутью.
И кому из них верить? Одно известно наверняка: под бывшим корпусом электролиза (на павлодарском химзаводе использовали хлорщелочное производство по методу электролиза с ртутным катодом мощностью 100 тысяч тонн хлора в год) действительно скопилось 1310 тонн металлической ртути. Такие данные называли ученые алматинского института энергетики и связи, которые проводили ртутный мониторинг Северной промзоны.
Чтобы остановить распространение загрязненных ртутью подземных вод к пойме реки Иртыш, которая, к слову, находится всего в пяти километрах западнее завода, в грунте построили противофильтрационную завесу, что-то типа стены из водоупорных слоев глин. Но это была лишь первая фаза демеркуризации. Тяжелый металл законсервировали, но без гарантий, что он в этом саркофаге останется.
Еще в 2014 году на совещании в областном акимате ученые, проводившие ртутный мониторинг, говорили о постепенном разрушении глиняной завесы. Из-за талых вод по весне и дождей летом и осенью. Это одна проблема. Другая связана с озером-накопителем Былкылдак. На его дне также находятся залежи ртути.
На момент проведения исследования, а проводили его специалисты киевского “Еврохима”, донные отложения Былкылдака большой опасности для грунтовых вод с точки зрения попадания их в Иртыш не представляли. Но ученые предупреждали, что так будет лишь в том случае, если в Былкылдак не начнут сбрасывать воду новые предприятия, одно за другим открывающиеся на территории СЭЗ “Павлодар” (она находится недалеко от бывшего химзавода).
“Динамика распространения подземных вод в Северной промзоне определяется в основном техногенными факторами. И направление развития шлейфа загрязнения может быть относительно быстро изменено. Одним из вероятных результатов происходящей перестройки промышленности этой промзоны может стать изменение направления распространения ртутного загрязнения подземных вод на запад, в сторону реки Иртыш” - это выдержка из научного исследования одного из авторов ртутного мониторинга Михаила ИЛЮЩЕНКО.
Кстати, использовать пруд-накопитель Былкылдак изначально хотели авторы проекта строительства завода по производству кальцинированной соды. Сейчас они ведут разговоры о строительстве собственного пруда-накопителя, но тоже вблизи Былкылдака. Предостережения экологов не в счет.
Немаловажно и то, что с момента проведения последних научных изысканий по изучению состояния как стены в грунте, так и поведения подземных вод под озером Былкылдак прошло уже несколько лет. Данные давно устарели. А новых нет.
Ирина ВОЛКОВА, фото Валерия БУГАЕВА, Павлодар

Ирина ВОЛКОВА