1741

Принцип равенства

В Казахстане приступили к разработке антидискриминационного законодательства. По задумке экспертов оно должно снизить социальное напряжение.

Принцип равенства

С 1 августа в Казахстанском международном бюро по правам человека и соблюдению законности (КМБПЧ) стартовал проект по разработке и продвижению антидискриминационного законодательства. Идею его разработки уже поддержали комиссия по правам человека при президенте Республики Казахстан, Министерство иностранных дел, Министерство информации и общественного развития.

В чем необходимость создания отдельного, антидискриминационного законодательства? По словам директора КМБПЧ Евгения ЖОВТИСА, этот проект задуман, потому что появилась готовность государства двигаться в этом направлении. То есть время пришло.

Казахстан является подписантом Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и участником Международной конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Ежегодно наша страна отчитывается перед ООН.

Евгений ЖОВТИС.

- Все отчеты возвращались к нам с рекомендациями от международных органов. В чем они заключались? В казахстанском законодательстве нет понятия “дискриминация”. Это проблема исходная, ключевая. Есть только упоминания о дискриминации в Конституции, Трудовом кодексе, законе о государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин. Пока в законодательстве Казахстана не будет четкого определения, что именно является дискриминацией во всех ее формах, кто это рассматривает и какое наказание за это полагается, не будут работать и упоминания, - констатирует Жовтис.

На сегодняшний день в Казахстане нет никакого антидискриминационного законодательства, нет специальных комиссий, процедур и даже судебной прак­тики. Правда, в Уголовном кодексе есть статья 145 о нарушении равноправия граждан, но она не работает. Единственное дело в Казахстане о сексуальном домогательстве, дошедшее не только до суда, но и до комитета ООН, - история школьной уборщицы Анны БЕЛОУСОВОЙ из Костанайской области, которую склонял к интиму директор. Вопреки позиции местной власти и силовых структур женщине удалось отстоять свои честь и достоинство на международном уровне. Комитет ООН признал правоту женщины и рекомендовал Казахстану внести в Трудовой кодекс положение о сексуальных домогательствах на рабочем месте. Но этого не произошло.

Евгений Жовтис уверен: дискриминацию нужно понимать не как уголовную отрасль, а как гражданско-правовую. То есть должна быть система, которая позволит гражданам защитить свои права, если к ним отнеслись иначе, чем к другим. Это касается не только этнических и сексуальных меньшинств, но и инвалидов, детей, пожилых людей...

- Приведу забавный пример. Однажды я ехал из Бишкека в Алматы на своем автомобиле, меня остановил дорожный полицейский. Он объяснил, что просто проводит проверку. Я задал ему вполне логичные вопросы: мимо проехало около 30 машин, почему же из всего потока остановили именно меня? Я ничего не нарушал, не превысил скорость. Полицейский замешкался и в итоге сказал, что он так решил. Но ведь должны быть разумные, объективные критерии, по которым конкретного человека выбирают из остальной массы для проверки, - поделился Жовтис. - Этот пример показывает: различие в одинаковых обстоятельствах должно быть либо обоснованным, либо его не должно существовать. Для того чтобы все это определить, как раз необходимы институты и процедуры. А дальше - возмещение вреда за дискриминацию.

Как именно хотят бороться с дискриминацией? После того как само понятие будет закреплено в законодательстве, следом за ним должен быть утвержден и компенсаторный механизм. То есть восстановление нарушенного права и возмещение вреда. Кто и как будет устанавливать - уже другой вопрос. Необязательно это должны быть суды или прокуратура: в развитых странах большую эффективность показывают специально созданные комиссии. Чаще всего дискриминация происходит в трудовой сфере. Причем это общемировая практика. Для этого создают независимые трудовые комиссии (не путать с государственными трудовыми инспекциями).

Обычно разработчиком законопроекта выступает какое-либо министерство. Там есть своя процедура: публичное обсуждение документа, рассмотрение его рабочей группой в парламенте, после переделок и утверждений законопроект отправляют на подпись к президенту. Каким же будет механизм в этом случае, когда инициатором закона выступают независимые эксперты?

- Сначала мы сами проведем анализ казахстанского законодательства, оценим международные стандарты, модели. Результаты анализа обсудим в рабочей группе, в которую войдут эксперты из гражданского общества, научной среды, представители государственных органов, - поясняет Евгений Жовтис. - Потом согласно закону о правовых актах начнем разрабатывать консультативный документ регуляторной политики. Далее перейдем к созданию концепции и разработке законодательства.

По его словам, есть два пути продвижения законопроекта. Первый - через уполномоченные органы. Скорее всего, это будет Министерство информации и общественного развития, ведь в него входит комитет по межэтническим отношениям. Второй - через парламент, депутаты которого тоже имеют право на законодательную инициативу. Каждый документ и анализ бюро обещает выносить на публичное обсуждение для замечаний и предложений.

- Надеемся на экспертную поддержку офиса Верховного комиссара ОБСЕ по национальным меньшинствам, который сейчас возглавляет бывший министр иностранных дел Казахстана Кайрат АБДРАХМАНОВ. В целом процедуры, институты и наличие понятийного аппарата предлагаемого законодательства должны значительно снизить социальную напряженность, - уверен юрист.

Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть