3394

Вынужденные бояться

На севере страны в страхе ждут новый отопительный сезон

Вынужденные бояться
В сарайчике у Валентины ЩЕЛКУНОВой еще сохранились дрова.

Много лет люди в двух- и трехэтажках райцентра Бесколь Северо-Казахстанской области живут как на пороховой бочке: топят установленные в ванных кустарные печки с дымоходами, выходящими в вентиляционные шахты. А под их окнами еще пять лет назад проложили новенькую теплотрассу, к которой они никак не могут подключиться.

Вместо детских площадок во дворах бескольских многоквартирных домов сараи. Там хранят дрова и уголь. Их приходится закупать сразу на сезон, потому что зимой сюда крупная техника не проедет: все занесет снегом, прочистят лишь узкие тропинки, каждый к своему сарайчику.

А потом начнется традиционный зимний фитнес. Дрова до подъезда можно довезти на санках, а в квартиру - пешком. Супруг Валентины ЩЕЛКУНОВОЙ, после того как притащил очередную сумку с дровами на третий этаж, слег с инсультом, через десять дней его не стало. Это был январь. В прошлом году женщина кое-как перезимовала. В следующем вынуждена была установить электрический котел и платить за отопление двухкомнатной квартирки едва посильную для себя сумму - 26 тысяч тенге ежемесячно. И это при том, что оборудование работало на минимально возможных температурах. В ее сарайчике еще сохранились дрова, которые заготавливали вместе с мужем. Там же стоит и старая печка. В этом году, говорит женщина, придется возвращать ее на прежнее место: элект­ричество снова подорожало, новые тарифы она не потянет.

В сарайчике у Валентины ЩЕЛКУНОВОЙ еще сохранились дрова.

Печь у Валентины, как и у всех ее соседей, была установлена в ванной комнате. Это самый простой и дешевый способ устройства отопления в многоквартирном доме, но худший из вариантов, предупреждают пожарные. По вентиляции распространяется не воздух, как обычно, а угарный газ, от которого могут погибнуть люди. Дымоходы тоже бывают разные: подороже - из качественного толстого металла либо подешевле, которые быстро прогорают и могут спровоцировать пожар. А если учитывать тягу в вентиляционной шахте, то огонь станет распространяться очень быстро.

За такое нарушение правил противопожарной безопасности можно схлопотать штраф. Но пожарные сюда не ходят: смысла никакого, штрафы ничего не изменят. Людям некуда деваться.

В свои 83 года Антонина ИВАНОВА тоже таскает дрова и уголь на второй этаж. Муж остался без ноги несколько лет назад, теперь приходится делать все самой.

- Так жду отопления, - сокрушается бабушка, - думала, ремонт в ванной сделаю, уберу эту печку проклятую, плиточку новую положу, душ поставлю, хоть поживем с дедом как люди, сколько осталось. Дождусь или нет, уже не знаю.

Антонина ИВАНОВА таскает уголь на второй этаж.

А ведь этот и еще десятки домов возводились как благо­устроенные. Было и отопление, и центральное газоснабжение. Во дворе до сих пор остатки газгольдера, а по дому тянутся трубы. Но вместе с печками в ванных, на кухнях у жителей этих домой еще и газовые баллоны.

В 2014 году в Бесколе решили все-таки вернуть людям центральное отопление и начали строительство магистральной теплотрассы от котельной. Освоили тогда более миллиарда тенге на пяти километ­рах сетей. К 2016 году построили разводящие сети по всему райцентру, потратив еще 300 миллионов тенге. Коммунальный рай должен был наступить в 75 многоквартирных жилых домах. За пять лет полсотни все-таки подключили. А остальные все еще ждут без какой-либо конкретики.

- В прошлом году нам пообещали, что подключат, - рассказывает Ермек БАЙТИКЕЕВ. - Мы все расслабились, никто ничего не заготавливал: ни дрова, ни уголь. И уже когда стало совсем холодно, нам сообщили, что подключат только на следующий год. И вот он наступил, а нам опять не дают подключаться.

Ермек БАЙТИКЕЕВ.

Геннадий ОЛЬКОВ в свои 73 года понял, что ухаживать за частным домом больше нет сил. С супругой они переехали в эту трехэтажку три месяца назад, поверив обещаниям чиновников. Да и как было не поверить? Колодец, из которого можно провести трассу в подвал и подключить дом к теплу, у Геннадия Дмитриевича в огороде! Рядом уже давно подключенные к этой же теплотрассе районный отдел образования, школа и офис Nur Otan. Люди приготовили по 150 тысяч тенге с квартиры, чтобы оплатить работу подрядчиков. Но подключаться районные чиновники им не дают, а в письмах только обещают, что вопрос будет решаться. Так что, похоже, таскать дрова и уголь дедушке все-таки придется, правда, теперь уже на второй этаж.

Геннадий ОЛЬКОВ показывает: вот же он, колодец теплотрассы, прямо у дома!

В акимате сельского округа удалось узнать, отчего же чиновники тянут. Оказывается, потратив огромные по меркам райцентра почти полтора миллиарда тенге на строительство теплотрасс, не рассчитали мощность местной котельной. Новых абонентов она не потянет. А на то, чтобы ее модернизировать, средств уже нет.

- Там требуется ремонт теплового оборудования и электрической части, - заявил и. о. акима Бескольского сельского округа Маулен КАСЫМГОЖИН. - Нет, я не знаю пока, сколько на это нужно средств, давайте скажу: примерно 80 миллионов. Конкурс мы не объявляли, денег же нет! А ПСД будет считать фирма, которая возьмется за этот ремонт, когда будут деньги.

Маулен КАСЫМГОЖИН.

А ведь при наличии нужной суммы и грамотного подрядчика вопрос можно решить в течение месяца. То есть уже в этом году успеть подключить к центральному отоплению весь Бесколь. Но вряд ли это произойдет. По какой-то странной логике этой весной районные власти требующую модернизации котельную зачем-то передали на баланс сельского округа, у которого и без того очень скудный бюджет. Сельский аким говорит, что заявку в вышестоящий акимат подал. А уж где она там застряла и надолго ли, вряд ли кто-то скажет.

В официальных письмах чиновники бескольцев обнадеживают, а на словах советуют заготавливать дрова и уголь. Деньги, приготовленные на подключение к центральному отоплению, многие снова потратят на топливо: сезон обходится примерно в 120 тысяч тенге. И вновь по райцентру задымят сотни печек, каждая из которых потенциально опасна. Здесь хорошо помнят большой пожар в двухэтажке, когда погибла женщина.

В прошедшем отопительном сезоне по всей стране случилось несколько таких коммунальных трагедий, в которых гибли люди. На это обратил внимание президент страны во время своей недавней встречи с акимами областей. В сообщении пресс-службы главы государства тогда говорилось об участившихся в ходе прошедшего отопительного сезона несчастных случаях, пожарах, технологи­ческих авариях. 

В Северо-Казахстанской области насчитывается около 500 прежде благоустроенных домов, где сейчас топят печи. Но в районном центре Бесколь, который на особом положении из-за близости к областному центру, для подключения людей к центральному отоплению есть все... за исключением нормально работающей котельной, про которую почему-то забыли, когда полтора миллиарда тенге осваивали на масштабном строительстве теплотрассы.

Ульяна АШИМОВА, фото автора, Северо-Казахстанская область

Поделиться
Класснуть