Мал пятачок, да дорог
Акимат Алматы изымает земельный участок в элитном районе города для своих нужд, предлагая хозяевам за него 27 миллионов тенге. Однако независимые эксперты оценивают его в два раза дороже.
Мы останавливаемся на проспекте Аль-Фараби. С левой стороны - киностудия “Казахфильм”, с правой - парк Первого президента. Посередине - тот самый небольшой частный сектор, который приглянулся властям. Экологически чистый район, рядом горы, речка. Участок и правда лакомый, дорогой. Но чиновники так не считают. Однако хотят его заполучить во что бы то ни стало.
Семья Елены ВОРОНОЙ живет на этой земле уже более 60 лет. Размер территории - 3,6 сотки. Мы входим во двор, видим недостроенный второй этаж старого дома.
- Думали, сын женится, молодые и заселятся туда. Однако пришлось остановить строительство. 4 декабря 2019 года к нам пришли представители акимата Алматы. Никакого постановления об изъятии земли у них не было. Экспертная компания, которую по тендеру привлек акимат, оценил наш участок всего в 29 миллионов тенге. И это в элитном, престижном районе города! - не скрывает негодования Елена. - Мы стали мониторить цены, изучили, какие они в этом районе на аналогичные участки. Почти везде выходила цена более 30 миллионов тенге, доходило даже до 50 миллионов. Мы не согласились с первой оценкой. Через две недели ТОО “Независимая экспертная оценка” делает вторую оценку, и участок выходит на два миллиона дешевле - 27 731 769 тенге.
Кстати, само постановление городского акимата о принудительном отчуждении (выкупе) земельного участка для государственных нужд вышло только 9 декабря 2019 года. Семье Вороных предложили три альтернативных адреса в этом районе, куда они могли бы переехать. Один участок стоит 36 миллионов тенге, причем на нем мусорная свалка. Второй был размером поменьше - 3,2 сотки, но стоил 30 миллионов тенге. У третьего адреса была аналогичная цена. Кто бы заплатил разницу при переезде? Конечно же, семья Вороных.
- Соседям, которые согласились на условия акимата, пришлось брать ипотеку. А мы простые рабочие, у нас нет такой возможности. Да и почему мы должны брать на себя долговые обязательства акимата? Это они пришли на нашу землю, это им нужна наша земля, - недоумевает Елена.
Вороные обратились в независимую частную компанию - ТОО “Дом оценки”. Согласно заключению этой фирмы рыночная стоимость изымаемого имущества составляет 50 676 283 тенге. Причем все жители этого частного сектора на улице Витебской обратились к одним и тем же оценщикам.
Пандемия коронавируса и ограничительные меры внесли свои коррективы в эту проблему. В марте 2020 года акимат Алматы собирался подать в суд на жителей улицы Витебской, не согласных с оценкой. А растянулось все надолго. Первое судебное заседание в Бостандыкском райсуде прошло только в июне 2020 года. Судья удивился, почему вышла такая большая разница между оценками двух компаний - от акимата и от жильцов. Назначил независимого оценщика от Министерства юстиции для проведения экспертизы. Только в октябре появились результаты оценки - 43 миллиона тенге за участок! Суд вынес решение в пользу Вороных. Это было 7 декабря 2020 года.
Как и следовало ожидать, акимат не согласился с решением суда и обжаловал его в апелляционной инстанции. Вороные подали встречное заявление: решением-то они были довольны, но в эту сумму не были внесены убытки по переезду. Апелляционное рассмотрение дела состоялось только 26 марта 2021 года.
- Представьте, сколько прошло времени! Разрешили использовать пенсионные накопления на улучшение жилищных условий, и цены на квартиры и земельные участки взлетели. Городской суд Алматы посчитал, что Министерство юстиции нас неверно оценило. Оказывается, есть три метода оценивания: сравнительный, расходный и доходный. А раз Минюст оценил нас по доходному методу, то и оценка недействительна, - вздыхает Елена. - Поэтому нам оставили оценку акимата за декабрь 2019 года. А ведь по закону оценка действует всего шесть месяцев! К тому же пандемию можно рассматривать как форс-мажорное обстоятельство, которое тоже повлияло на рост цен. Должна быть проведена новая оценка недвижимости!
Кстати, судились почти все соседи этого частного сектора. Все выиграли, кроме Вороных: их дело затянулось. Они подали кассацию в Верховный суд. Пока дело находится на рассмотрении. Но уже вступило в силу апелляционное решение суда и передано судебным исполнителям.
- Они ежедневно требуют, чтобы мы предоставили им счет для передачи тех самых 27 миллионов тенге. Если мы этого не сделаем, то начнут удерживать с этой суммы за каждый день пеню в размере двух МРП. То есть сумма, и так небольшая, начнет медленно таять. А счет мы не даем специально: ведь как только предоставим данные, это будет означать, что мы приняли их условия. Мы живем с пожилыми родителями, у нас трое детей. Всего нас семь человек. Здесь у нас участок, хозяйство, собаки. Куда мы пойдем? - задается вопросом Елена Вороная.
Есть еще один любопытный момент. Для каких таких нужд людей выселяют, заставляют их искать другое жилье, переезжать, испытывать дискомфорт и страх неопределенности, тратить на это время и нервы?
- Поначалу нам отвечали: согласно генплану развития города. На суде представителю акимата задавали вопрос: что будут строить на этом самом месте? Он ответил: будет благоустройство дороги, территории. То есть судье не сказали правду, ведь буквально через две недели через новостные сайты мы узнали, что на этом месте хотят возвести экоцентр, в котором будут проходить исследования экосистемы Алматы, выставки… Но до сих пор не ясно, кто застройщик, - говорит Елена. - Когда две недели назад я была в управлении земельных отношений, то еще раз спросила об этом. Мне сказали, что инвестор пока не найден.
- Наши деды, родители и мы живем на этой земле уже 60 лет. В постановлении есть такая фраза относительно нашего участка: “временное возмездное землепользование сроком на три года”. То есть акимат наш участок изымет, дома снесет. А что потом? Как судья городского суда Жумахан УМАРОВ мог вынести такое решение? Люди борются за свое единственное жилье, а его хотят снести, посадить здесь травку, построить нежилое здание! - возмущается Елена.
Теперь Вороные ждут рассмотрения их дела в Верховном суде.
Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы