За счёт страдающих
Как в Алматы ресторанно-кофейный бизнес захватывает общественные пространства
В самом большом городе страны подобное сплошь и рядом. Самым оккупированным является по большей части центр города, что, впрочем, неудивительно. Хорошая проходимость, куча потенциальных клиентов - лакомые аргументы в пользу того, чтобы расширить территорию первоэтажного общепита и питейных заведений в ущерб тротуарам. А на окраинах тротуары пока еще достаточно редкое явление.
Разумеется, отдыхать никому не запрещено, но многие кафе и рестораны мешают не только пешеходам, но и жильцам домов, в которых они расположены, - шум, запахи еды, дым от готовящихся шашлыков и кальяна, мусор (на днях акимат Алмалинского района разбирался с несколькими кафе на улице Панфилова, оставлявшими мешки с мусором в подворотне ближайшего дома), разборки пьяных посетителей, припаркованные где попало авто и т. д. Алматинцы жалуются на магазины, офисы, стройки, СТО... Привести на страницах газеты все факты мы, конечно, не сможем, поэтому расскажем о самых вопиющих случаях либо о тех, на которые поступило больше всего жалоб.
Кафе “Скандалистъ” на улице Богенбай батыра между проспектом Назарбаева и улицей Тулебаева. Летник установлен с размахом, занял почти две трети тротуара. Причем ресторатор не просто выставил столики на тротуар, а соорудил капитальный деревянный подиум.
“Центр плова и шашлыка” на улице Маркова между Тимирязева и Габдуллина, заведение “Хачапури Хинкальевич” на пересечении улиц Кабанбай батыра и Зенкова. Первое захватило полностью тротуар, второе оставило узенькую дорожку, на которой с трудом расходятся два человека.
Кафе Delpapa, Pinsa by Big Apple, Benedict и CTR Chicken, расположенные на нижней стороне улицы Гоголя между улицами Панфилова и Байсеитовой. Там столики заняли всю пешеходную часть тротуара, в результате чего народ вынужден ходить по велодорожке.
Люди также сообщали нам о вынесенных на тротуар входных группах популярных магазинов разливных напитков “Ракса” на улице Богенбай батыра между улицами Валиханова и Пушкина, а также на улице Кабанбай батыра между проспектом Достык и улицей Зенкова. Кроме того, горожане пожаловались на офис строительной компании Exclusive Construction на улице Кабанбай батыра - проспект Назарбаева, крыльцо которой заняло половину верхней части улицы.
Один из обратившихся в редакцию горожан просил обязательно упомянуть захват тротуаров на пересечении улиц Солодовникова - Катаева, где ТОО “Диал-строй” возводит жилой комплекс Elif Garden. Стройкомпании, заметим, занимаются этим регулярно, и даже суд не всегда может заставить их освободить самовольно захваченную землю. Так было, например, с жилым комплексом на улицах Карасай батыра - Шагабутдинова (см. “Второй раунд: новый поворот” и “Точки преткновения”, “Время” от 19.8 и 21.11.2020 г.).
Грешат захватом общественных пространств даже госорганы! Например, в свое время Алматинский городской департамент по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями (финансовая полиция), занимавший здание на углу проспекта Жибек жолы и улицы Бузурбаева, оттяпал себе весь тротуар, поставив там железный забор. Теперь там базируется антикоррупционная служба. Тротуар пешеходам вернули. Правда, не весь. А вот департамент полиции, наоборот, вместо низенького заборчика поставил вдоль улицы Масанчи глухой забор, и люди, как и прежде, вынуждены ходить там по проезжей части.
Почему так происходит? По информации управления городского планирования и урбанистики (УГПиУ), предприниматель должен получить разрешение: 1) на строительство пристройки к зданию или входной группе с выходом на тротуар либо иное общественное пространство; 2) на установку забора на участке, находящемся в коммунальной собственности города, на период строительства какого-либо объекта; 3) на установку летней площадки точки общепита.
Процедура разрешения регламентирована законом об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и правилами организации застройки и прохождения разрешительных процедур в сфере строительства. Вместе с тем, согласно подпункту 11 пункта 2 статьи 60 закона, заказчик (собственник) по согласованию с местными исполнительными органами без проектной документации может по эскизу возводить малые архитектурные формы и ограждать территории.
Мы поинтересовались, нужно ли в таких случаях еще и согласие жильцов дома, в котором расположен объект. В ответ УГПиУ сослалось на закон о жилищных отношениях, правда, конкретную норму не назвало. Но статья 40 этого закона регламентирует, что при переоборудовании или перепланировке квартир, нежилых помещений требуется обязательное письменное согласие не менее двух третей собственников квартир, нежилых помещений в случаях, если изменения затрагивают функциональное назначение квартир, нежилых помещений и общее имущество объекта кондоминиума, к которому как раз относится придомовой участок.
Есть, конечно, и случаи самозахвата гостерритории. Например, весной этого года была снесена летняя терраса популярного бара “Пинта” на пересечении улиц Гоголя и Кожамкулова, построенная без разрешения. В таких случаях самозахватчику выдается предписание об устранении нарушений в течение одного месяца. По истечении этого срока проводится контрольная проверка, и если требования не выполнены, то в отношении нарушителя составляется адмпротокол по пункту 3 статьи 462 Административного кодекса и материалы передаются в суд. Кроме того, уполномоченный орган - в данном случае управление градостроительного контроля (УГП) Алматы - обращается в суд с иском об истребовании госземель из чужого владения.
Что касается методов контроля, то УГП имеет право проводить внеплановые проверки только по обращениям физлиц и госорганов. “Проведение иных форм контроля и надзора не предусмотрено”, - сообщили нам в УГП.
По данным этого управления, в 2020-2021 годах за самовольное занятие земель были привлечены к ответственности 254 лица на сумму 37,7 млн тенге. Площадь самозахвата составила 12,14 гектара.
Напоследок хотелось бы напомнить противоборствующим сторонам известную фразу, авторство которой приписывают немецкому философу Иммануилу КАНТУ: ваша свобода размахивать руками заканчивается на кончике носа другого человека.
Комментарий в тему
Анара ЖИЕНБЕКОВА, член инициативной группы по проблемам с общепитом в жилых домах:
- Насколько мне известно, сейчас в Алматы разрабатываются новые правила по размещению и работе летних площадок кафе, ресторанов. Сейчас схема такая: предприниматель приходит в районный отдел предпринимательства, к районному архитектору и просит утвердить эскизный проект. Чиновники ставят свои подписи - и все, даже санкции районного акима не требуется. Да, если это земли госфонда, они имеют право ими распоряжаться. Но ведь есть и придомовая территория, принадлежащая КСК или ОСИ (объединение собственников имущества). Я интересовалась, проверяются ли правоустанавливающие документы, где регистрируются разрешения на летние площадки, - они не регистрируются, база не ведется. А незарегистрированные документы не имеют юридической силы. Мне говорят: легкие конструкции могут без архитектурно-планировочного задания, без рабочего проекта утверждать. Но по закону-то в любом случае нужно согласие жильцов, а на деле никто их мнения не спрашивает! Я понимаю, что государство хочет развивать предпринимательство, но не надо это делать за счет нарушения прав других граждан!
Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы