Хоть на паперть выходи
520 тенге в день на человека - такую сумму предлагают подопечным приюта для жертв бытового насилия власти Туркестанской области. Для сравнения: ежесуточный норматив питания для осужденных в казахстанских тюрьмах, по данным КУИС, вдвое больше - 1050 тенге.
Уже несколько лет кризисный центр “Комек” сам находится в кризисной ситуации. Сложности и без того трудному положению добавило разделение Южно-Казахстанской области на две административные единицы. В итоге оказалось, что расположен “Комек” в Шымкенте, а закреплен по-прежнему за Туркестанской областью. При этом скудный доход центра пополняется лишь из республиканского бюджета, и с каждым годом сумма становится все меньше. А пострадавших тем временем все больше. С учетом сегодняшнего роста цен на продукты это самый настоящий эксперимент на выживание для женщин и детей, нашедших здесь единственное пристанище, пусть и временное.
“Комек” был создан в августе 2017 года благодаря проекту Генпрокуратуры “Казахстан без насилия в семье”. Открыли его на базе общественного объединения “Сеним Ай”. Долгое время до его появления пострадавшим женщинам просто негде было прятаться от бытового террора.
- Изначально были оговорены условия, что средства на содержание центра только в первый год будут выделены из республиканской казны с постепенным уменьшением этой доли, потому как большую часть финансирования возьмет на себя областной бюджет, - поясняет директор центра “Комек” Малика ЖУСУПОВА. - В итоге транши из республиканского бюджета с каждым годом все меньше, а из областного мы по-прежнему не получаем ни тиына. Поэтому живем в режиме жесткой экономии и дефицита. Но я не могу выставить женщину с детьми или беременных на улицу только из-за того, что превышен лимит пострадавших. Принимаю и думаю, как их разместить и прокормить.
Новость о появлении приюта для пострадавших от насилия распространилась быстро: женщин после семейных разборок с рукоприкладством сюда начали доставлять полицейские из районов и городов области. Многие и сами дорогу находят. В любое время дня и ночи на пороге может возникнуть очередная страдалица с детьми. В халате и тапках на босу ногу. Поэтому в рекламе “Комек” точно не нуждается, а вот в помощи спонсоров, волонтеров и просто неравнодушных к чужой беде людей - постоянно.
В прошлом году в разгар пандемии в центр обратилось рекордное количество пострадавших: почти две тысячи человек - мам и детей. А средств - 5,4 млн тенге - было выделено всего на 36 постояльцев. Кто-то пробыл здесь пару дней, другие - несколько месяцев. Все зависит от обстоятельств, в которые попадают женщины.
В этом году финансирование центра началось только в марте. И снова бюджет урезан: 2,8 млн тенге на 20 человек в год из расчета 520 тенге в день. Хотя 20 человек - это минимальное количество обращающихся за помощью в “Комек” только за месяц. Впору идти на паперть с протянутой рукой.
Каждое утро Малика Абдрашевна начинает с подсчета имеющихся на этот день продуктов, денег, которых кот наплакал, и количества ртов. Небольшую часть провизии покупают на бюджетные деньги, с остальным постоянно просят помочь. Благо за эти годы круг помогающих вырос настолько, что всегда есть к кому обратиться. О помощниках и волонтерах кризисного центра она говорит с особой теплотой: эти люди не дают окончательно опустить руки.
- Когда нам раз за разом отказывали в финансировании из областного бюджета, я неоднократно обращалась за помощью к каждому депутату маслихата, - признается Малика Жусупова. - Все разводили руками: лишних денег нет. Отозвался лишь генеральный директор птицефабрики Мурат ТАГАЕВ. В прошлом году его не стало, и помощь прекратилась. А простые люди и малый бизнес понимают и идут навстречу. Среди добровольных помощниц центра женщины, сами когда-то пострадавшие от насилия в семье. Искренне благодарна шымкентскому клубу добряков, для которых мы уже постоянные подопечные. Раз в неделю обязательно что-нибудь привозят. Различные благотворительные общественные фонды тоже нас не забывают.
Торговцы расположенного неподалеку крытого рынка также в числе постоянных спонсоров: кто скидку сделает хорошую, а кто и вовсе бесплатно даст картошку, крупы, макароны или что-то другое съестное. Для этого к ним идет волонтер центра Бахтияр ДУЛАЕВ. И все уже знают, для кого он просит.
- Вся надежда на добрых людей, - говорит Бахтияр-ага. - Мне на них везет. Поэтому с пустыми руками никогда не возвращаюсь. Постоянно помогают церкви, сами иной раз звонят. Мечети - по мусульманским праздникам. В этом году на Ораза-айт и продукты нам привезли, и два ковра.
Штатного повара на кухне здесь нет - женщины готовят сами. Пекут хлеб, делают заготовки - лишь бы было из чего. Находясь в вечном поиске продуктов, Малика Жусупова уже и не мечтает сделать ремонт в комнатах, обновить кровати и тумбочки, закупить постельное белье. На это денег нет. Растут долги за коммунальные услуги - набежало уже 640 тысяч тенге за отопление и электричество.
- Постельное белье шьем сами, если удается купить ткань подешевле. Матрасы отдаю на перечес, а новые чехлы женщины сами шьют. Жаль мебель самостоятельно чинить не можем, - сетует она. - Кстати, мы организовали оказание клининговых услуг: наши женщины могут убрать и помыть, к примеру, офис или любое другое помещение.
Сегодня в центре шестеро новорожденных малышей - их матери после выписки из роддома вновь пришли сюда. Больше им идти пока некуда. Они и остаются на хозяйстве. Остальные, как только придут в себя, приступают к поискам работы, оформлению пособий. За трудоустройством и получением новой профессии обращаются в центр занятости. Каждой из них Малика Жусупова настоятельно рекомендует как можно больше сэкономить, отложив деньги на будущее. Приучает рассчитывать только на свои силы.
История каждой ее подопечной полна боли и обиды, страха за себя и детей. Жить негде и не на что. Но женщины не опускают руки, отчаянно цепляются за малейшую возможность выкарабкаться. Большинство из них имеют только неполное среднее образование. А некоторые даже не окончили школу. Бесправные, униженные, несчастные женщины живут одной надеждой, что кто-то им непременно поможет.
Между тем в управлении координации занятости и социальных программ Туркестанской области уверяют, что понимают всю безвыходность ситуации, в которую попал “Комек”, но максимум, что могут сделать, снова и снова обращаться к руководству области с просьбой о дофинансировании государственного социального заказа по оказанию услуг жертвам бытового насилия.
- Конечно, этой суммы недостаточно, - говорит руководитель отдела управления занятости Кумис МИРОВА. - По республике стоимость одного дня утверждена на уровне 5195 тенге. Министерством труда и соцзащиты рекомендовано предусмотреть недостающую сумму в бюджете области. В связи с этим мы еще в начале этого года обратились в областную бюджетную комиссию с просьбой выделить 64 млн тенге. Но нам отказали.
Бесконечная нужда ходить с протянутой рукой и вечно просить о помощи не прельщает ни саму Жусупову, ни ее сторонников. И выход здесь только один - включить оказание специальных услуг жертвам бытового насилия в перечень бесплатных гарантированных социальных услуг государства.
Ольга ШЕЯНОВА, фото автора, Туркестанская область