Подводные камни реновации
В Алматы снос ветхого жилья тормозится из-за интересов отдельных общественников и страхов чиновников
Программа реновации жилищного фонда города была принята в начале этого года и должна быть завершена в 2025-м. Предусмотрены снос 708 ветхих и строительство 683 новых домов. Распределили по районам, в районах - по участкам, определили проекты по каждому из них, сроки и даже успели подобрать подрядные компании. Часть этой городской программы будет реализована в рамках госпрограммы жилищно-коммунального развития “Нурлы жер”. Но в отдельных районах города программа реновации забуксовала. Тому есть и объективные, и субъективные причины. Одна из них - очередной шум, поднятый в соцсетях так называемыми гражданскими активистами. И вместо того чтобы реализовать задуманное, чиновники акимата во избежание негативных постов про себя, по сути, срывают программу и игнорируют интересы граждан.
Основную часть ветхого жилья составляют каркасно-камышитовые двухэтажные дома, построенные в конце 50-х годов прошлого столетия, срок эксплуатации которых всего 50 лет. В городе таких хрущевок насчитывается более 1400. Не только крыша и стены такого жилья, но и коммуникации в таких домах давно прогнили. Естественно, встает вопрос о безопасности жизни граждан. И как уже было сказано, программа реновации охватывает пока только половину старых домов. Она будет реализована по двум механизмам: проекты, реализуемые за счет частного финансирования совместно с СПК Алматы, где предусмотрен снос 458 ветхих домов, и проекты, реализуемые посредством государственного финансирования, где запланирован снос 250 домов.
Государственные деньги будут вкладываться поэтапно в размере 50 млрд тенге в строительство в тех местах школ, детских садов, скверов и аллей. При этом собственникам сносимого жилья гарантируется бесплатное временное жилье до момента сдачи в эксплуатацию нового дома или предоставляется квартира из свободного жилищного фонда при наличии у инвестора или СПК Алматы. После строительства новых домов переселение собственников происходит в равнозначные новые квартиры по принципу “комната за комнату” в соответствии с техническими паспортами на квартиры вне зависимости от количества проживающих. При этом собственник может увеличить квадратные метры квартиры за дополнительную плату. В общем, городские власти вроде бы постарались и разработали правильные механизмы по закону и справедливости.
Но в любом деле появляются частности, и там, где касается личных интересов и прав граждан, возникают споры, а также справедливые претензии. Как ранее было сказано, сейчас в противостояние встали жители верхних районов города, где в большей степени соседствуют ветхие дома и новые элитные жилые комплексы. Первые хотят поскорее обновить свое жилье, вторые - жить в комфортном экорайоне с красивым видом. По сути, и те и другие имеют право на осуществление собственных желаний и потребностей. А вот где найти золотую середину - сложный вопрос, который как-то вяло решается акиматом города.
Взять, к примеру, участок в микрорайоне “Самал-2”. Удивительно, но в этом одном из престижных районов города в виде анклава остались нетронутыми старые трехэтажные хрущевки 60-х годов постройки и на 20 лет их старше два барачных домика. Живут в них бывшие работники отрасли связи, ныне в основном пенсионеры, и их дети. 80 семей ждут не дождутся, когда у них подрядная организация начнет либо скупать квартиры, либо предлагать взамен другую жилплощадь.
- Впервые о сносе наших домов заговорили еще в 2004 году, когда верхняя часть города стала бурно застраиваться, - рассказывает Роза ШАМСУТДИНОВА. - Приходили и из акимата, появлялись представители компаний-застройщиков. Но с тех пор ничего не произошло с нами. Мы и тогда, и сейчас не против сноса, если взамен дадут новое жилье. Разве мне и моей маме, которой сейчас 99 лет, не хочется жить в комфорте? Элементарно, у нас в доме давно прогнили трубы, из-за чего приходится жить без воды по нескольку дней, пока не починят. Только дело со сносом опять не решается. И во многом из-за наших соседей из той пятиэтажки. Эти соседи всегда вели себя как местные хозяева жизни. Уже давно самовольно построили забор, установили шлагбаумы. И теперь требуют, чтобы на месте наших домов ничего не строили: видите ли, им весь вид испортят и негде гулять будет.
Дом, о котором говорит пенсионерка, находится по адресу: мкр. “Самал-2”, №12. Он был построен в конце 90-х, всегда считался элитным, там раньше жили знаменитости и семьи руководителей страны. Поговаривают, что и сейчас в нем обитают родители отдельных депутатов. Живут они по стилю загородных клубных домов. Естественно, при строительстве большая часть жильцов будет испытывать неудобства.
- Мы с ними живем бок о бок не один десяток лет, - говорит жительница района Дамира САБИРОВА. - Но никогда не завидовали им и не предъявляли претензий, когда они поставили забор и оставили узенький проход в школу и когда их машины преграждают нам дорогу. А теперь, видите ли, стройка новых домов закроет им вид на горы и им негде будет ставить свои автомобили. А мы вынуждены ютиться в своих старых, аварийных квартирках. Всей семьей вынуждены спать на полу, чтобы поместиться в 30 квадратных метрах. Для них собственные интересы важнее наших, это понятно, но и наши права никто не должен ущемлять.
Сами жильцы дома №12, высказывая свою точку зрения, говорят о необходимости соблюдения экологических норм: не заграждать пространство и оставить место для розы ветров. И именно по этой причине они против строительства новых домов вместо старых, ведь хочется наслаждаться спокойствием в собственном сквере, нежели смотреть на соседей, попивающих чай в новых квартирах.
Спор жильцов можно было бы понять, если бы рядом, буквально в трех метрах от забора пятиэтажки, не был возведен элитный 22-этажный ЖК “Самал Делюкс” 2010 года постройки. Как туда умудрились вписать огромную башню, даже трудно представить, и как вообще давалось разрешение на строительство этого объекта, впритык поставленного рядом с бараками, без соблюдения правил и норм строительства. Помимо шума стройки, пыли, грязи и дискомфорта все в округе испытывали и страх: во время строительства этого ЖК на крышу одного из домов упал башенный кран. Но никто, в том числе жильцы дома №12, тогда не возмущался.
Нынешний застройщик этого участка ТОО “GAB Construction”, по словам жителей хрущоб, не собирается строить такой гигантский жилой комплекс. Почти половина земли из двух гектаров уйдет на благоустройство территории с удобным парковочным пространством, вдвое расширят внутри дворов дорогу и проведут все коммуникации за свой счет, а дома постараются правильно вписать в ландшафт. Также компания берет на себя обязательства по возмещению компенсации за снос либо предоставление жилья в новых домах там же или в другом месте, либо по денежной выплате по рыночной стоимости. Все по желанию самих жильцов.
Сейчас часть территории, где раньше были баня и медцентр, подрядчик выкупил и огородил. Кстати, когда и эти объекты в прежние годы строились, жильцы дома №12 не устраивали протестов. Но работы застройщик полноценно пока не начал. Как нам говорят жители района, акимат не велит, пока там не будет единогласия.
Оно бы и возникло давно, ведь соседи всегда смогут договориться и обязать того же застройщика изменить частично план и внести свои пожелания. Но вокруг этого проекта вьются уже небезызвестные так называемые общественные деятели в лице экологических защитников. Эти же лица всплывали и ранее в ситуации с “Кок Жайлау” и проектами в Иле-Алатауском нацпарке. Одна и та же группа блогеров и “типа экологов” помогает жителям устраивать какие-то пикеты и вместе с ними требует от властей категорически закрыть проекты и ничего не делать. Или же кричат, чтобы акимат решил все их беды. Хотя в их выступлениях не видна здравая и конструктивная мысль. При этом большая часть имен общественников ежегодно мелькает в списках получателей грантов в международных организаций, в том числе Фонда Сороса и других. И этих активистов нет даже в общественных советах города.
Поэтому мы решили узнать о позиции самого общественного совета Алматы. Там-то должны знать о сути проблемы и как ее решить. На вопросы согласился ответить член общественного совета Марат ШИБУТОВ.
- Скажите, программа реновации Алматы принималась с учетом мнения общественности и, в частности, общественного совета города?
- Нет, общественный совет ни в лице комиссии №2 по вопросам комфортной городской среды, ни в лице комиссии №3 по предпринимательству программу не рассматривал. Может, это делал маслихат, но мне об этом не известно. По-хорошему, надо было бы провести социологический опрос среди собственников квартир в ветхих домах, потом провести общественные или публичные слушания, чтобы народ больше знал о программе реновации.
- Какие именно моменты вы считаете спорными и принципиальными? Где и как нужно улучшить или усилить эту программу?
- В целом программа нужная, и именно в Алматы ее можно осуществить из-за большого спроса на рынке жилья. Хорошая вещь в программе - это 100 процентов согласия владельцев квартир и обмен “комната на комнату”.
Вопрос тут больше в расположении. Дело в том, что Алматы - большой город с разными условиями, и переезд в другой район сильно бьет по многим, особенно по семьям с детьми.
Поэтому ключевая вещь, с которой надо начинать, - это строительство резервного фонда с арендными квартирами, где могли бы жить люди до того, как их дома будут построены. Но пока их не начали строить.
Спорным моментом я посчитал бы еще, что программу начали с района на улице Бухар жырау, так там большинство граждан не хотят реновации. Надо было начать с Турксибского и Жетысуского районов, где и сами районы не очень, и состояние домов плохое. Там люди хотят сноса. Если это исправить, то дело пойдет быстрее.
- На ваш взгляд, насколько выгодна программа реновации для застройщиков?
- Я скажу так: для добросовестных застройщиков это выгодно. Потому что там хотя и небольшая прибыль и долгие сроки, но зато очень большие объемы - можно строить целыми кварталами. Это загрузка на много лет.
Но у нас большинство застройщиков не хотят так. Они хотят пустой участок, где быстро построят один дом, продав его на стадии котлована, и быстро переключиться на другой объект. Они не хотят строить детсады, школы, благоустраивать дворы и так далее, так как это снижает им прибыль. И они не хотят строить в нижних районах города, потому что там нельзя строить высотки из-за слабого грунта.
- В любом же случае застройщики вместо обветшалых малоэтажек будут строить большие высотки с захватом большей части прилегающей территории, нарушая и перестраивая былую архитектуру города и снижая экологичность. Как с этим быть алматинцам: принимать новую реальность и смириться?
- Я тут не соглашусь. Дело в том, что 31 мая были приняты правила формирования архитектурного облика и градостроительного планирования города Алматы, которые большинству таких поползновений поставили заслон. Там установлена плотность населения в 440 человек на гектар и 300 человек на гектар в историческом центре. Кроме того, там установлены минимальные расстояния между зданиями. К примеру, между длинными сторонами зданий при застройке домами в 6-12 этажей расстояние составит не менее 30 метров. Еще там учитываются условия по красным линиям, социальным объектам и другие требования.
Все это позволит сделать застройку нормальной и удобной для жителей. Единственное, что жалко, - нельзя эти правила распространить на объекты, где уже получены АПЗ, так как правовые акты не имеют обратной силы. Но как минимум в кварталах, где проводится реновация, они будут полностью учтены.
В общем, пока акимат города, прислушиваясь к мнению отдельных экоактивистов и урбанистов в одном лице, сам тормозит процесс реновации, хрущобы разваливаются. Недавно по улице Бухар жырау в одном из таких домов обвалилась крыша. К счастью, никто не пострадал. Есть еще один момент риска: надо учитывать фактор роста цен на рынке. Если цены на недвижимость и стройматериалы продолжат расти, то программу реновации можно смело сворачивать. Экономически невыгодно станет частным инвесторам вкладывать в капремонт города. Яркий тому пример - район того же “Самала-2”, куда с 2004 года не могли зайти застройщики.
Аскар ДЖАЛДИНОВ, Нур-Султан - Алматы