Как мы пробили дно рейтинга US News & World Report
У Северо-Казахстанского облуправления государственного архитектурно-строительного контроля и лицензирования (ГАСК) плохая репутация. В 2017 году со взяткой в полторы тысячи долларов был задержан руководитель управления Валерий ЗАТАЙ, деньги он получил от бизнесмена за лицензию на проведение строительно-монтажных работ. Его последователь быстро освоился, и спустя всего два месяца после назначения его уже задержали с поличным. Мурат АБЛАЕВ создал целую коррупционную схему: за полторы тысячи долларов можно было без экзамена получить аттестат эксперта технадзора.
Кстати, в СКО за халявными документами приезжали и из других регионов страны. Следующий руководитель тоже долго не продержался: спустя год работы Батырбека КАЛАБАЕВА уличили сразу в трех коррупционных эпизодах: за вознаграждение он не обращал внимания на те или иные нарушения в строительстве.
После очередного скандала в ГАСК уволили курирующего это управление заместителя акима области Антона ФЕДЯЕВА, провели мощную аналитическую работу по устранению малейшей возможности для коррупции, составили очень серьезный план мероприятий, расписали график отчетов по нему. В общем, казалось бы, приняли исчерпывающие меры по искоренению коррупции в ГАСК раз и навсегда.
Но далеко не все предприниматели смогли оценить эффект. Например, компания, которая возводит в Петропавловске жилой комплекс из трех восемнадцатиэтажек, вынуждена была остановить стройку как раз после проверки ГАСК. Ревизоры обнаружили ошибки в предпроектной документации, а точнее, в отчете об инженерно-геологических изысканиях, хотя должны были проверять строительно-монтажные работы. Немало сил и времени потребовалось строителям, чтобы доказать, что предписание о приостановлении работ незаконно.
В ходе разбирательства выяснилось, что проверяющий так старался поскорее приостановить стройку, что вынес предписание в нерабочее время. Кроме этого в нем ничего не было сказано о том, на какой из трех многоэтажек нужно приостановить работы. Или это касалось всех трех домов?
Застройщик ТОО “Зерттеу” тогда все-таки добился правды: прокурор Петропавловска внес протест на незаконное предписание. Спустя месяц простоя и беготни по кабинетам стройка возобновилась.
Впрочем, далеко не всегда ревизоры архстройконтроля столь принципиальны. Cейчас ведется строительство во дворе жилого кубика в самом центре Петропавловска. Причем процесс идет без всяких разрешительных документов.
Еще в январе 2012 года некто Х. А. АВХАДОВ получил в городском акимате архитектурно-проектировочное задание (АПЗ) на строительство офисного помещения. А когда удивленные жители соседних домов увидели вместо дворовой строительную площадку и стали жаловаться во все инстанции, выяснилось, что здесь должны быть не офисы, а жилая пятиэтажка.
Городской акимат незаконно выданное АПЗ отменил. А управление госархстройконтроля выдало предпринимателю предписание о приостановлении строительства… “до устранения выявленных нарушений”. Как можно устранить нарушения в отмененном документе, без которого строительство просто невозможно? Это было еще в апреле 2018 года. А сейчас в горакимате заявляют, что с тех пор никаких разрешений на строительство здесь они не выдавали. Но здание продолжает прирастать деревянными этажами.
Кстати, Авхадов, получивший незаконное АПЗ на это строение, успел побывать фигурантом по делу последнего осужденного за коррупцию начальника ГАСК. Из приговора следует, что Авхадов предложил сельскому бизнесмену построить механизированный ток, при этом получение всех разрешительных документов на строительство и ввод в эксплуатацию обещал взять на себя. Именно он и “решал вопросы” с ГАСК. Кстати, за акт ввода в эксплуатацию объекта, который строили без каких-либо разрешительных документов, бывший начальник ГАСК запросил 400 тысяч тенге.
А вот другой аграрий свой акт получить не может уже четвертый месяц. Госархстройконтроль так скрупулезно занялся проверкой, что даже оштрафовал фирму, которая делала экспертизу проекта, на полтора миллиона тенге!
В конце прошлого сельхозсезона в тэоошке затеяли пристроить еще одно зернохранилище. В районном акимате им выдали АПЗ на расширение, затем, как и полагается, был разработал проект. А потом через электронный портал нашли фирму для экспертизы проекта. С полным пакетом документов аграрии приступают к строительству, предварительно уведомив об этом ГАСК. А потом каждый месяц в госархстройконтроль попадают отчеты от компании, которая ведет технический надзор за строительством зернохранилища. Все идет как по маслу, объект достраивают. Остается последний этап - зарегистрировать право на недвижимость. По правилам это дело трех рабочих дней. 1 марта этого года тэоошка направляет документы через “Правительство для граждан” для согласования в районный акимат и в ГАСК. А 9 апреля ГАСК отказывает в регистрации зернохранилища на основании того, что это никакое не расширение, а строительство нового сложного объекта. И специалист, который делал экспертизу, не имел на то полномочий.
Задержку с документами в ГАСК объяснили тем, что консультировались по этому вопросу с головным комитетом. Однако, как потом выяснил местный департамент по делам госслужбы, мнение столичных специалистов, которые не усмотрели здесь никаких нарушений, североказахстанский архстройконтроль не принял во внимание.
За три месяца противостояния предприниматели получили подтверждение своей правоты и в прокуратуре (“внесен акт надзора в акимат СКО с постановкой вопроса о привлечении виновных”), и в департаменте по делам госслужбы (“допущено необоснованное увеличение срока… направлен отрицательный результат сверки, что послужило причиной для необоснованного отказа”). И казалось бы, этого достаточно, чтобы дать возможность предпринимателю все-таки зарегистрировать объект.
Но нынешний руководитель ГАСК Тимур НУРКЕНОВ в этом вопросе проявил такое рвение, что с обезоруживающей искренностью написал в письме своему шефу: “Отсутствует повод к возбуждению дела об административном правонарушении, что является правовой коллизией.
В связи с этим полагаю необходимым поручить управлению (…) рассмотреть вопрос привлечения к адмответственности ТОО “СевСтройНадзор”. От такого поручения комитет отказался, на трех листах цитируя законы и правила. И тогда Нуркенов сделал ход конем.
Вдруг из недр управления появилось письмо… из департамента КНБ! Этот документ был получен управлением еще 23 апреля. Но лишь 17 мая, исчерпав все иные возможности, Нуркенов штрафует фирму на полтора миллиона тенге, в качестве основания указывая то самое письмо из ДКНБ с пометкой “для служебного пользования”.
- Меня с этим письмом ознакомили и даже разрешили сделать выписки! - говорит юрист, представляющий интересы фирмы-эксперта, Олег ХРУПИН.
- Разве это “для служебного пользования”? На бланке без какого-либо заголовка написано: “О нарушении норм строительства”, а в тексте после слов “По имеющимся данным…” переписано слово в слово все то, чем ГАСК мотивировал свой отказ в регистрации еще 9 апреля! Мы бы очень хотели понять, каким образом департамент КНБ выявил эти нарушения и когда он это сделал?
В суд, где экспертная фирма обжалует свой штраф, чекист не явился, объяснив отсутствие командировкой в место, которое нельзя разглашать. Юристы фирмы готовы ждать окончания этой командировки, а вот представитель ГАСК просит суд обойтись без пояснений ДКНБ.
А тем временем в рейтинге лучших стран для предпринимательства по версии US News & World Report в 2021 году Казахстан оказался на 75-м месте из 78. Оценка уровня развития предпринимательства в республике составила всего 0,9 балла из 100. Развитие правовой базы оценено лишь на 0,6 балла.
Ульяна АШИМОВА, фото автора, Северо-Казахстанская область