Школы без опасности
Глава МВД Ерлан ТУРГУМБАЕВ на заседании правительства представил меры, реализация которых позволит уберечь школьников и педколлективы в опасных экстренных ситуациях. Об этом министр решил поведать всем коллегам по кабмину и другим чиновникам, включая руководителей акиматов, проанализировав трагедию в Казани.
По его словам, из 7440 учебных заведений в стране только 434 заключили договоры с охранными организациями. Получается, в остальных альма-матер на страже жизни и здоровья детей и учителей лишь вахтеры, завхозы и уборщицы.
Тургумбаев перечислил и другие недостатки в обеспечении безопасности школ, которые были выявлены во время их проверок.
- В 3384 школах системы видеонаблюдения не соответствуют установленным стандартам, 5072 школы не оснащены системами экстренного оповещения (речевые, звуковые, световые), в 6832 школах отсутствуют тревожные кнопки, в 7095 учебных заведениях нет систем контроля и управления доступом, в 7107 школах не установлены турникеты, в 7349 нет металлоискателей! - с тревогой доложил глава МВД.

Проанализировав ситуацию, главный полицейский представил меры для эффективной защиты учеников. Во-первых, акиматам в кратчайшие сроки нужно обеспечить все школы системами безопасности (охрана, видеонаблюдение с выводом его на мониторы в центральном оперативном управлении департаментов полиции, тревожные кнопки, турникеты, сигнализация, средства досмотра). Во-вторых, следует обеспечить безопасность школ и детских садов силами лицензированных частных охранных организаций.
Кроме того, Минобразования, МЧС и МВД, по словам Тургумбаева, должны совместно организовать спецподготовку школьников и педагогов к действиям при возникновении ЧС техногенного, природного характера и кризисных ситуаций, включая теракты, нападения, захват.
В школах должны активизироваться психологи для выявления учащихся, склонных к насилию, чтобы оказать им превентивно психологическую помощь и предусмотреть меры по профилактике буллинга.
Наряду с этим Тургумбаев предложил расширить практику организованной развозки учащихся, а также обеспечить доступность спортивных секций и кружков для детей в период летних каникул. И, наконец, усилить меры безопасности при коллективных выездах учащихся в места отдыха и детские оздоровительные лагеря для предупреждения несчастных случаев, таких как гибель учителя и ученицы во время недавнего селя в Чарынском каньоне.
Наличие проблемы с безопасным подвозом школьников подтвердил министр образования и науки Асхат АЙМАГАМБЕТОВ.
- В ходе акции “Безопасный школьный автобус” совместно с органами транспортного контроля МВД проверено 1710 школьных автобусов и выдано 119 предписаний, составлено 48 протоколов об административных правонарушениях, - сказал глава МОН.
Он отметил, что школы плохо обеспечиваются школьными автобусами, за последние три года было приобретено только 203 при потребности в 506 машин.
- Вопрос нехватки школьных автобусов на местах оперативно не решается, - посетовал глава Минобразования. - В этой связи в национальный проект “Образованная нация” включен пункт “Обновление, пополнение парка автотранспорта, осуществляющего подвоз детей”, в котором ставим задачу перед собой и регионами решить проблему к 2025 году!
Премьер Аскар МАМИН поддержал предложения главного полицейского страны. Он поручил МВД, МОН, МЧС и Минздраву в течение двух недель подготовить “Дорожную карту” по обеспечению объектов образовательной и досуговой сферы соответствующей инфраструктурой безопасности.
- Особое внимание необходимо уделить системам видеонаблюдения и их интеграции с центрами оперативного управления полиции, наличию тревожных кнопок и оперативному реагированию. Всю эту работу следует завершить до начала учебного года! - повелел Мамин.
Он также поддержал идею внедрения в 2022 году казахстанского индекса благополучия детей. С его помощью, по его мнению, должна отслеживаться результативность работы госорганов по улучшению положения детей.
На заседании, прошедшем в День защиты детей, выступил глава представительства ЮНИСЕФ в Казахстане Артур ван ДИЗЕН:
- ЮНИСЕФ рекомендует открыть все школы в новом учебном году с соблюдением санитарно-эпидемиологических норм! Школы должны закрываться в последнюю очередь, а открываться первыми. Так как из-за пандемии у каждого третьего школьника в мире, а это 463 миллиона, не было доступа к дистанционному образованию, и дети Казахстана не стали исключением.
Представитель Детского фонда ООН рекомендовал провести мониторинг для определения потерь в обучении. По его результатам, посоветовал он, следует разработать программы по восстановлению знаний учащихся на основе индивидуального подхода. ЮНИСЕФ, по словам Дизена, готов оказать помощь в разработке таких программ.
Тогжан ГАНИ, фото Владимира ЗАИКИНА и Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Нур-Султан

Тогжан ГАНИ