Творить станет легче
В Алматы создана Ассоциация предпринимателей креативных и культурных индустрий
Креативная индустрия представляет собой сектор экономики, связанный с интеллектуальной деятельностью человека, основными чертами которого являются творчество, а также новые технологии и открытия (музыка, дизайн, реклама, кинематограф, архитектура, компьютерные игры и т. д.). По прогнозам экспертов, эта индустрия имеет все шансы стать новым драйвером экономики как в развитых, так и в развивающихся странах: она составляет порядка 3 процентов от мирового ВВП.
В качестве успешного примера развития креативной индустрии можно привести Южную Корею, которой удалось вывести свои медиапродукты, и не только, на международный рынок.
В Казахстане креативная индустрия тоже активно развивается. По данным презентованного в 2019 году совместного исследования Британского совета и университета Нархоз, в нашей стране в этой сфере работают 17,7 тысячи предприятий, или 3,9 процента от всех зарегистрированных юридических лиц. Из них 47,4 процента составляли компании, занятые в сфере научной и технической деятельности, 33,8 процента - информации и связи, 9 процентов - искусства, развлечений и отдыха, 7,7 процента - обрабатывающей промышленности, 2,1 процента - оптовой и розничной торговли. Больше всего таких предприятий зарегистрировано в Алматы (7,9 тысячи) и Нур-Султане (3 тысячи), в Карагандинской (978), Туркестанской (961) и Восточно-Казахстанской (696) областях.
Недавно в столице был создан совет по развитию креативных индустрий, а также центр по развитию креативных индустрий при городском управлении культуры. Каждый житель Нур-Султана сможет предложить свой проект, получить консультацию и сопровождение до момента реализации при условии его одобрения в коллегиальном органе центра.
А в минувший четверг в Алматы состоялась презентация ассоциации предпринимателей креативных и культурных индустрий Almaty creative, объединяющей алматинские компании, работающие в этом направлении. По мнению председателя совета директоров организации Айдара ОМАРОВА, одной из главных ее задач станет выстраивание диалога между представителями креативной индустрии и городской администрацией.
По словам представителей индустрии творчества, сотрудничество с госорганами действительно необходимо.
- Мы сейчас запускаем новый проект. Это иммерсивный спектакль-променад под названием “Куда дальше”, - рассказала участница презентации Маргарита БОЯРОВА. - В этом спектакле мы будем ходить по улицам города. Мы откроем для зрителей город по-новому, позволим заглянуть в глубь себя, задаться правильными вопросами и выйти обновленными, с желанием обнять этот мир. Это такой эмоциональный опыт, который, надеемся, мы проживем с нашими героями и зрителями. Этот спектакль не предполагает актеров и специальных декораций. Декорации - это улицы города, актеры - прохожие. Но так как это спектакль-прогулка, нам нужны административные ресурсы, согласование маршрутов. И здесь есть небольшой затык, который мы надеемся решить совместно с Almaty creative.
В ходе презентации Омаров также поведал о планах властей создать единую программу развития бизнеса, в которую, как он надеется, войдет и креативная индустрия:
- Мы находимся в составе рабочей группы при Министерстве национальной экономики, и сейчас стоит большая задача поставить на утрату “Дорожные карты бизнеса” и другие программы различных министерств, которые между собой не согласованы. Принято решение сделать одну большую национальную программу развития малого и среднего бизнеса. Такой программы никогда не было в Казахстане. В этой работе мы принимаем активное участие, чтобы мы попали туда (в эту программу. - М. А.), чтобы попали те креативные индустрии, которые будут востребованы, перспективны. До конца года будет сделан драфт национальной программы.
Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы