2544

Полигоны просят огня

Эксплуатация мусоросжигательных заводов, сеть которых власти хотят построить в регионах страны, может обернуться экологической катастрофой, бьют в набат эксперты-экологи. Чиновники парируют: количество накопленных твердых бытовых отходов социума едва ли не запредельное, выбирать и сортировать уже некогда.

Полигоны просят огня

В прошлом году Министерство экологии, геологии и природных ресурсов (МЭГПР) заявило, что к 2025 году в Казахстане будет построено шесть мусоросжигательных заводов (МСЗ). По словам главы эковедомства Магзума МИРЗАГАЛИЕВА, тарифы на вывоз мусора слишком низкие, в них не заложены расходы на переработку и утилизацию ТБО, поэтому инвесторам невыгодно идти в эту отрасль. А МСЗ могут их заинтересовать, поскольку в результате сжигания мусора образуется энергия, которую можно продавать. Минэкологии планирует увеличить переработку отходов до 30 процентов и привлечь в эту сферу не менее 180 млрд тенге частных инвестиций.

Между тем экологи считают, что сжигание мусора может привести к экологической катастрофе, поскольку при такой утилизации ТБО образуются не только вредные для окружающей среды, но и опасные для здоровья людей вещества, провоцирующие развитие онкозаболеваний, бесплодия, различных уродств у детей и т.д. И чем хуже перед сжиганием мусор сортируется, тем больше загрязняющих веществ попадает в атмосферу.

По данным экологов, мусоросжигательные заводы выбрасывают больше вредных веществ на единицу энергии, чем электростанции, работающие на природном газе. К примеру, сжигание тонны отходов приводит к выбросу тонны углекислого газа. Кроме того, образуются токсичные золошлаковые отходы, имеющие более высокий класс опасности, чем исходный мусор, и требующие серьезных затрат на строительство и обслуживание специальных полигонов.

Научный сотрудник лаборатории “Экология биосферы” Айымгуль КЕРИМРАЙ, занимающаяся исследованиями качества атмосферного воздуха, утверждает, что МСЗ гораздо опаснее угольных ТЭЦ, особенно с учетом отечественных реалий.

- Сжигание мусора генерирует гораздо больше выбросов, чем сжигание угля, - сказала она на прошедшей в Алматы конференции, посвященной вопросам утилизации ТБО. - Для того чтобы получить единицу энергии, нужно сжечь в два раза больше отходов, чем угля. Соответственно, мы получим на выходе больше выбросов. Я понимаю, что мусоросжигательные заводы в Европе имеют минимальное влияние на окружающую среду. Однако в условиях Казахстана, учитывая наше экологическое законодательство и технологии, есть огромный риск, что мусоросжигательные заводы будут совсем другими.

В свою очередь химик профессор Людмила ВОРОНИНА напомнила о вреде кислотных дождей, которые образуются в результате взаимодействия углекислого газа и воды.

Кстати, в Европе, на опыт которой ссылаются наши чиновники, от МСЗ намерены постепенно отказываться. Например, в отчете по таксономии устойчивого развития Евросоюза в 2019 году предлагается исключить технологию “энергия из отходов” из перечня видов деятельности, соответствующих целям устойчивого развития. Мусоросжигание с целью получения энергии лишено статуса “зеленой” технологии, имеющей право на субсидии и господдержку. Международное агентство по возобновляемым источникам энергии также исключило энергию из отходов из перечня возобновляемых источников энергии (ВИЭ). А последние исследования в Германии, Финляндии, Италии, Бельгии, Англии и других странах показали, что заболеваемость населения, особенно детей, раком заметно выросла в радиусе 100 км вокруг мусоросжигательных заводов.

Но кроме сугубо экологических у общественников есть и другие причины, из-за которых они выступают против МСЗ. По их расчетам, тариф за мусорную электроэнергию составит 192 тенге за 1 кВт.ч, тогда как на солнечную энергию - 35 тенге, на ветровую - 22 тенге, на угольную - 7-8 тенге.

Кроме того, экологи опасаются, что с вводом МСЗ могут закрыться предприятия, работающие в сфере сбора и переработки отходов, а их персонал останется без работы. Как сообщила руководитель компании Ecowaste Aqtau Салтанат БРАЛИНА, сегодня в стране насчитывается 80 хозсубъектов, занимающихся сбором отходов, и 25 - переработкой (пластик, стекло, бумага и картон).

- На заводах будут гореть бумага и пластик. Органические отходы гореть не будут, они не могут быть источниками энергии. Естественно, мусоросжигательные заводы будут заинтересованы в первую очередь в том сырье, которое мы забираем. Потенциально наш рынок под угрозой, - сказала Бралина.

Однако у проекта МСЗ есть и свои сторонники. По мнению главы Ассоциации практикующих экологов Лауры МАЛИКОВОЙ, эта технология позволит очистить страну от мусорных полигонов, которые являются одной из главных экологических проблем Казахстана.

- Не бывает таких технологий, при которых был бы ноль выбросов или ноль отходов, - отметила она. - В экологии всегда приходится выбирать меньшее из зол. Из трех тысяч существующих в нашей стране полигонов только один имеет гидроизоляционный слой и соответствует санитарным правилам - в Нур-Султане. Нужно понимать, что если нет гидро­изоляционного слоя, то все жидкие стоки попадают в подземные воды. Все отходы на полигонах нужно собрать, об этом говорится и в наших международных обязательствах. А как мы должны эту проблему решать? Здесь нужно прийти к компромиссу.

Высказали на конференции свою позицию и представители экологического ведомства. По словам руководителя отдела управления отходами Мин­экологии Асем ЖАЙСАНБАЙ, МСЗ планируется построить в Нур-Султане, Алматы, Шымкенте, Усть-Каменогорске, Караганде и Актобе.

- Законом предусматривается гарантированный закуп электроэнергии в течение 15 лет у мусоросжигательных заводов по аналогии с ВИЭ, - сказала она. - Это будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности нашего сектора. Инвестор будет определен путем аукционного отбора для реализации проектов по энергетической утилизации, проведение которого планируется летом 2021 года. Эта электрическая энергия будет распределяться через расчетно-финансовый центр, удорожание не будет столь ощутимо для конечного потребителя, поскольку ее тариф будет находиться в общем электротарифе. По нашим подсчетам, это от 40 до 80 копеек (видимо, тиынов. - М. А.) будет составлять.

Что касается экологической безопасности сжигания мусора, то, отметила Жайсанбай, законом установлены требования по выбросам, приравненные к европейским стандартам. Кроме того, предприятия на соответствие этим требованиям будет контро­лировать государство.

- На источнике будут стоять замерительные приборы, фиксирующие любые отклонения, - заверила представитель Мин­экологии. - Завод будет оснащен компьютерным управлением, где будет размещена информация об ингредиентном составе, о количестве выбросов, о том, какой объем отходов был сожжен. Термическая утилизация необходима для уменьшения объемов захоронения и выполнения запрета на захоронение отходов на полигоне. Существующая в мире технология является безопасной для окружающей среды. В результате сжигания отходов при температуре примерно 1000-1500 градусов через специальные катализаторы будет выходить только пар, который неопасен для окружающей среды.

Но в итоге ни одна из сторон не убедила оппонентов в правильности того или иного решения - все остались при своем мнении. При этом экоактивисты продолжают собирать подписи под петицией о запрете строительства МСЗ.

Цифры в тему

- Ежегодно в стране образуется свыше 5 млн тонн ТБО, а ежегодный прирост коммунальных отходов составляет 5 процентов.

- В настоящее время на 3,2 тысячи полигонов страны накоплено 125 млн тонн ТБО. При этом 83 процента полигонов не соответствуют экологическим и санитарным нормам.

- В рамках космического мониторинга в 2019 году было выявлено более 9 тысяч свалок, из которых впоследствии ликвидировано лишь 2,7 тысячи с накопленными на них порядка 400 тысяч тонн отходов.

- В настоящее время в республике перерабатывается лишь 15 процентов ТБО.

По данным МЭГПР

Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть