Благотворитель просит о помощи
Неправительственный фонд “Орал”, много лет помогавший людям в их несчастьях, может остаться без крыши над головой.
В конце 1990-х годов Алматинский комитет госимущества и приватизации предоставил благотворительному фонду “Орал”, созданному Ириной СИМОНЕНКО, заброшенную территорию бывшего радиоцентра в поселке РВ-90. В марте 2000 года между госорганом и НПО был подписан договор аренды нежилых помещений, который полтора года спустя был продлен до 2004 года. А в 2004 году ведомство передало фонду помещения в безвозмездное пользование на 10 лет.
Симоненко привела помещения в порядок и организовала там приют для людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. По подсчетам Ирины, с 2000 по 2014 год через “Орал” прошли около четырех тысяч человек. Принимали всех - одиноких стариков, выпускников детских домов, жертв домашнего насилия, беженцев и многих других. Кому-то из них было достаточно поесть горячего, помыться и переночевать, а кто-то оставался в приюте на месяцы и даже годы.
- Было много народу, у нас одновременно могли проживать до 35 человек. Наших средств (пенсий сына и мамы, а также денег от аренды квартиры) не хватало, - рассказывает благотворитель. - Сложно было и материально, и физически. Спонсоры, конечно, помогали, но для серьезных проектов нужны были документы на землю, которых у меня не было. Они говорили: мы сейчас деньги вложим - например, ремонт вам сделаем, а завтра все заберут чиновники…
Ирина надеялась, что помещения и участок в 3,5 га в конце концов передадут в собственность НПО, но, увы. Когда в 2014 году истек срок действия договора, фонд “попросили” из занимаемых помещений. Однако идти организации да и самой Ирине с сыном оказалось некуда.
- За несколько лет до этого к нам приехала с проверкой санэпидстанция и подала на нас в суд, - продолжает Симоненко. - В суде мы заключили мировое соглашение, но нам выкатили во-от такую простыню - список того, чтобы мы должны сделать. Поэтому, когда умерла мама, мы продали свою квартиру и на эти деньги начали строить столовую, банно-прачечный комплекс, водопровод.
Ирина попыталась продлить договор, но проиграла судебную тяжбу. После этого несколько лет фонд “Орал” никто не трогал. А в 2017 году, по словам женщины, неожиданно выяснилось, что этот участок значится в собственности... ее организации. Алматинский департамент госимущества и приватизации подал на “Орал” и городской департамент юстиции в суд, требуя признать недействительной запись о госрегистрации права собственности на объект, однако иск был оставлен без рассмотрения, так как не был соблюден досудебный порядок урегулирования спора. Но в итоге, говорит Ирина, запись все-таки исправили:
- По закону о госрегистрации “Правительство для граждан” должно было уведомить меня, подать в суд и по решению суда убирать или исправлять запись в кадастре. Но они просто мышкой потыкали и стерли...
Тем не менее сегодня фонд “Орал” продолжает обитать в спорных помещениях. Людей он из-за всех этих перипетий уже не принимает, остался только приют для бродячих животных - двух десятков кошек и собак. Плюс там же живут Ирина и ее сын Тимофей, страдающий ДЦП. И в скором времени вся эта компания может остаться без крыши над головой. Как сообщила нам в ответ на запрос пресс-служба Минфина, к которому относится комитет госимущества и приватизации, алматинский департамент ведомства уже обратился в суд:
“Указанное имущество зарегистрировано за департаментом в соответствии с законодательством Республики Казахстан и будет передано в коммунальную собственность города. На сегодняшний день фонду в лице Симоненко И.Е. направлено письмо-уведомление № 03-14/ЗТ-С-56 от 05.04.2021 г. о необходимости передать по акту приема-передачи государственное имущество, которое фонд в лице Симоненко И.Е. занимает незаконно, без договорных обязательств, тем самым нарушает права департамента как собственника. 13.04.2021 г. департаментом в специализированный межрайонный экономический суд Алматы направлено исковое заявление об освобождении фондом в лице Симоненко И.Е. занимаемого помещения. БФ “Орал” не обращался в адрес департамента для предоставления другого помещения в случае освобождения указанного объекта”.
Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы