2853

Кто пробил дыру в скорой?

В Семее месяц назад 20 водителей “скорой помощи” отправили на два месяца в отпуск без содержания. Все это время на вызовы выезжало на пять машин меньше. Несмотря на то что Семей по темпам распространения коронавируса успел попасть в “красную” зону, главный врач станции скорой помощи Владимир ЛИ утверждает: сокращение бригад не сказалось на качестве и своевременности оказания срочных медуслуг населению. А как на самом деле?

Кто пробил дыру в скорой?
В то время, когда государство выделяло автотехнику станции скорой помощи, машины зачем-то арендовали у частника.

В конце марта около десятка водителей “скорой” собрались у городской прокуратуры, чтобы заявить: их принудительно выгоняют на два месяца в отпуск без содержания.

- У каждого из нас дети, кредиты. В моей семье только я стабильно зарабатываю деньги. Как мы дальше будем жить? Три месяца без получки! - сказал прокурорам один из водителей Сериккали ЖУМАГАЛИЕВ.

По его словам, таким образом руководство решило избавиться от неугодных работников, которые поднимали шум из-за многочисленных финансовых нарушений.

С громкими обвинениями против своего начальства сотрудники скорой начали выступать с конца прошлого года. Тогда они за­явили, что им не в полном объеме выплачивают ковидные надбавки, деньги на медстрахование идут с перебоями, а пенсионные не начисляют по три-шесть месяцев.

А 16 февраля бунтари выразили недовольство не только размером доплаты за борьбу с COVID-19. Водители “скорой” пожаловались на долги по зарплате за три месяца! После массового возмущения им полностью погасили задолженность.

- Мы радовались как дети! Тогда я и представить не мог, что с 1 апреля нас отправят в отпуск без содержания на два месяца. Мне 60 лет. До пенсии осталось два с половиной года. А меня душат. Думают: убегу, сам уволюсь. Они выживают меня, чтобы я не жаловался, не писал, чтобы все было шито-крыто, - поделился Жумагалиев.

В свою очередь главный врач станции скорой помощи утверж­дает, что отпуск без содержания - вынужденная, но добровольная мера.

- У станции есть кредиторская задолженность. На данный момент она составляет 350 миллионов тенге, - сообщил на днях Владимир Ли. - Чтобы погасить долг, было решено провести временную оптимизацию по кадрам. Задолженность образовалась в 2020 году, когда началась пандемия коронавируса. Это произошло неожиданно для всех. Такое невозможно было запланировать…

Руководитель станции скорой помощи назвал, что именно вы­грызло в бюджете дыру размером 350 миллионов тенге.

- Было очень много больничных листов. Нам сказали их оплачивать стопроцентно, - объяснил причину долгов главврач.

Помимо этого с начала пандемии больше денег ушло на дезинфекцию и средства индивидуальной защиты - маски и перчатки.

Впрочем, некоторые сотрудники станции скорой помощи утверждают, что все необходимое, включая спец­одежду и канцтовары, им приходилось приобретать за свой счет. Фельдшер Сауле ТОЛЕУТАЙКЫЗЫ в ноябре прошлого года сфотографировала, как на перилах здания станции сушатся после стирки… одноразовые медицинские халаты! По ее словам, сначала бэушные халаты и комбинезоны хотя бы утюжили после стирки, а потом и вовсе начали выдавать влажными. Сериккали Жумагалиев вспомнил, что было время, когда выдавали стираные одноразовые маски. А в конце прошлого года уже не выдавали ни масок, ни перчаток.

Одноразовые средства защиты работников станции скорой помощи стирали и вновь использовали...

При этом ни один из представителей руководства станции скорой помощи не счел нужным рассказать общественности, на что предприятие ежегодно тратило больше ста миллионов тенге. Чтобы докопаться до правды, правозащитнику Илье БАРОХОВСКОМУ пришлось провести целое расследование.

- В Семее до недавнего времени действовала уникальная коммерческая структура, которая ежегодно получала от станции скорой помощи крупные бюджетные средства за аренду автомобилей, - поделился собранной информацией Бароховский. - Такая система сложилась, когда в 90-х годах семейскую станцию возглавил Николай МАНТЛЕР. В течение 26 лет он заключал договоры на аренду машин с ТОО “Комплекс”. Договор с коммерческой организацией разорвали лишь в ноябре прошлого года. А 28 февраля Мант­лер скоропостижно скончался.

В конце марта Владимир Ли, перешедший на должность главного врача станции с поста заместителя руководителя управления здравоохранения Восточно-Казахстанской области, упомянул, что на станции скорой помощи идет аудиторская проверка.

- В 2016 году аренду 22 автомобилей скорая оценивает в 110 миллионов тенге. В 2017-м количество арендованных машин сокращается в два раза, а стоимость аренды падает лишь на 10 миллионов. В результате из бюджета в ТОО “Комплекс” уходит 100 млн тенге за 11 автомобилей. В 2019 году число автомобилей уменьшается до девяти, а вот арендная плата за них вырастает до 108 млн тенге! В 2020-м за аренду девяти машин скорая перечисляет ТОО “Комплекс” такую же сумму. Водители утверждают, что руководство неоднократно получало новые машины, но потом они бесследно исчезали. Может, это происходило для того, чтобы коммерческая структура могла существовать и дальше? - задавался вопросом Илья Бароховский.

Он напомнил, что в 2016 году в День медицинского работника в областном центре сотрудникам вручили ключи от 24 машин марки УАЗ. В ноябре прошлого года семейской станции область передала еще 50 единиц санитарного автотранспорта. Они долго стояли под снегом во дворе центральной станции скорой помощи без государственных номеров…

А теперь Владимир Ли ут­верж­дает, что семейская станция отлично справляется с вызовами, выпуская на линию лишь… 30 машин.

- У нас равномерно распределена нагрузка. Если раньше (до 1 апреля, когда действовало 35 бригад. - М. Г.) одна бригада выезжала на 13 вызовов, то сейчас на 15. 40 минут на один вызов. Если дальше ужиматься, есть опасность, что не будем вовремя успевать на вызов. Сейчас бригады работают в хорошем режиме, - сообщил он.

Но если так, то с 2016 года, когда у семейской станции было 28 собственных машин, руководство арендовало у ТОО “Комплекс”, получается, лишние машины за сотню миллионов в год! Несложно подсчитать, сколько бюджетных средств ушло впустую. и после такого шокирующего расточительства начальства рядовым работникам приходилось с боем выбивать ковидные надбавки и выезжать на вызов в стираных одноразовых халатах…

Милана ГУЗЕЕВА, фото Сауле ТОЛЕУТАЙКЫЗЫ и Ильи БАРОХОВСКОГО, Семей

Поделиться
Класснуть