Предписано исполнить
Институт исполнения судебных актов с момента зарождения и до современного этапа претерпел многочисленные организационно-правовые изменения, которые были обусловлены государственной политикой и социально-экономическими предпосылками.
Казахстанская система исполнения имеет богатый опыт всякого рода реорганизаций, в том числе слияний, объединений, разделений. Только за период с 1998 года по сегодняшний день эта система не раз реформировалась. К слову, до середины 1998 года судебные исполнители состояли в штате судов. Деятельность судебных исполнителей в основном сводилась лишь к направлению исполнительных листов в бухгалтерию по месту работы должника. При этом контроль за их деятельностью осуществлялся непосредственно судьями.
Перевод экономики на рыночные отношения, ее реформирование обострили ситуацию в системе исполнения постановлений судов и других органов, поскольку наряду с ростом количества рассматриваемых судами гражданских и хозяйственных дел возросла и их сложность. К тому же низкий уровень профессионализма и компетентности среди судебных исполнителей обусловил резкое ухудшение исполнения исполнительных документов.
И впервые в целях повышения эффективности обеспечения исполнительного производства 30 июня 1998 года в нашей стране был принят закон “Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей”, установивший правовые, организационные и экономические основы исполнительного производства. Одновременно на территориальные органы Министерства юстиции были возложены руководство, организация исполнения постановлений судов и других органов, а также контроль за деятельностью судебных исполнителей, которые еще оставались при судах. Логическим завершением этого процесса явилась передача функций по исполнению судебных актов от судов в Министерство юстиции.
Основным моментом реформирования системы исполнения судебных актов стало внедрение в Казахстане института частного исполнения.
Глава государства в своем докладе в 2005 году на IV съезде судей республики поручил изучить опыт зарубежных стран, в которых действует система частных судебных исполнителей (ЧСИ). В ходе обсуждения данного вопроса было отмечено главное и единственное преимущество системы частного исполнения - финансовая заинтересованность судебного исполнителя в результате своей работы, то есть в исполнении судебного акта. И в 2010 году был принят закон “Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей”, которым был внедрен институт ЧСИ.
На первом этапе численность ЧСИ была лимитирована в 400 единиц, установлены высокие квалификационные требования для них, оплата их услуг составляла 10 процентов от взысканной суммы. В 2012 году в рамках административной реформы эти барьеры были устранены. Расширена территория деятельности частных судебных исполнителей до пределов областей. Частные судебные исполнители получили право на исполнение исполнительных документов о взыскании в пользу государства.
В рамках закона о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам совершенствования исполнительного производства, принятого в январе 2014 года, был изменен единый десятипроцентный размер оплаты деятельности ЧСИ, который приводил к тому, что частные судебные исполнители брались только за те дела, по которым взыскиваются крупные суммы или есть имущество, т. е. “легкие в исполнении”. Министерством юстиции на основе передового международного опыта была внедрена дифференцированная ставка оплаты деятельности ЧСИ от 3 до 25 процентов в зависимости от категории дел и суммы взыскания. А в рамках другого закона - о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности, принятого в декабре 2014 года, была оптимизирована процедура реализации арестованного имущества, в результате чего сроки исполнительного производства сократились с 220 до 110 дней. В исключительную компетенцию ЧСИ были переданы на исполнение исполнительные документы в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Основой же коренного реформирования системы исполнения судебных актов стал 27-й шаг Плана нации “100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ”, предусматривающий дальнейшее развитие частного исполнения в Казахстане.
В 2015 году были внесены поправки в некоторые законодательные акты по вопросам предпринимательства, внесены концептуальные изменения в закон “Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей”, предусматривающие практически полный переход на частную систему исполнения и расширяющие полномочия ЧСИ. С 1 января 2016 года в компетенцию частных судебных исполнителей перешли все категории исполнительных документов, за исключением документов о взыскании с государства, в пользу государства сумм свыше 1000 МРП, а также о выселении, сносах, изъятии земельных участков, производимых в интересах государства.
Вместе с тем:
- частным судебным исполнителям предоставлено право по истребованию информации о банковских счетах физических лиц;
- сокращены санкционируемые действия частных судебных исполнителей;
- расширены полномочия помощников ЧСИ путем передачи функций, не связанных с вынесением процессуальных действий и постановлений;
- установлена оплата ЧСИ по социально значимым исполнительным производствам из государственного бюджета;
- республиканской палате частных судебных исполнителей переданы полномочия по распределению и определению количества ЧСИ на территории области, рассмотрению их дисциплинарных проступков;
- сокращен стаж работы лиц, работавших в уполномоченном и правоохранительных органах для получения лицензии, введено электронное лицензирование;
- руководители региональных палат наделены правом распределения исполнительных документов.
Были приняты и другие новшества. А аппарат государственных судебных исполнителей сокращен на 75 процентов.
С целью совершенствования частного исполнения одновременно с законодательными изменениями также приняты меры организационного характера. В первую очередь для существенного облегчения исполнения судебных актов, повышения оперативности, своевременности исполнения судебных актов приняты шаги для автоматизации исполнительного производства.
Так, в 2015 году разработана и внедрена автоматизированная информационная система органов исполнительного производства, которая способствует разрешению задач по оперативному исполнению исполнительных документов, снижению нагрузки на судебных исполнителей, сокращению документооборота, связанного с исполнением судебных актов, и в целом автоматизирует процесс исполнительного производства.
В системе предусмотрены автоматизированные рабочие места старшего судебного исполнителя, судебного исполнителя и делопроизводителя, где указанные лица в соответствии с законодательством осуществляют все основные процессуальные действия в автоматизированном режиме, а также в целях реализации принципа доступности и открытости имеется кабинет сторон исполнительного производства, посредством которого можно ознакомиться с процессуальными документами судебного исполнителя.
Для расширения возможностей судебных исполнителей по получению в электронном формате исполнительных документов, информации об имущественном положении должников и принятий по ним мер обеспечения произведена интеграция системы с рядом информационных систем заинтересованных государственных органов. Судебным исполнителям предоставлен доступ к 52 сервисам госорганов, в результате чего обеспечивается оперативность получения информации об имущественном положении должника, а масштабы охвата информацией об имущественном положении должников увеличены. Этим самым обеспечено получение исполнительных документов из судов в электронном формате и электронное санкционирование судами и органами прокуратуры постановлений судебных исполнителей. Информационное взаимодействие с госорганами обеспечило получение исполнительных документов в форме электронного документа из органов внутренних дел, налоговых органов и других.
Внедрение системы позволило оперативно обмениваться со специальными органами информацией о наложении или снятии запрета на выезд должников из страны. В целях предоставления должнику возможности оплаты своей задолженности через кассовые службы и терминалы в пунктах пропуска через госграницу и в общественных местах совместно с АО “Казпочта” запущен соответствующий функционал. Этому же способствовало введение онлайн-оплаты с помощью мобильных приложений. В рамках проводимой работы по автоматизации исполнительного производства запущена интеграция с 13 банками второго уровня в части истребования в них сведений о расчетных счетах должников, наличии денег и обращения взыскания на денежные средства должника в электронном формате. Это позволило исключить бумажный документооборот, повысить оперативность исполнения исполнительных документов и экономить значительные средства на почтовые расходы как банков второго уровня, так и самих судебных исполнителей, а также исключило человеческий фактор при обработке процессуальных документов судебных исполнителей.
Автоматизация процессов исполнительного производства на этом не заканчивается, конечной целью является создание и внедрение проекта электронного исполнительного производства - Е-исполнительное производство.
Наряду с этим принимаются меры и по международному сотрудничеству.
В апреле 2016 года Республиканская палата ЧСИ стала полноправным членом Международного союза частных судебных исполнителей, в состав которого входят организации в сфере частного исполнения из 106 стран, в том числе из Франции, Бельгии, Нидерландов, России и других. С вхождением в этот союз появилась возможность перенять международный опыт и получить предложения по дальнейшему развитию института частного судебного исполнения, а также помощи в вопросах, возникающих в рамках практической деятельности.
Дархан ИГЕМБАЕВ, директор департамента по исполнению судебных актов
В целом реформа, проведенная в Казахстане в сфере исполнения судебных актов, показала, что частное исполнение судебных актов разгрузило государственный аппарат, а открытая конкуренция между частными судебными исполнителями повысила эффективность и оперативность исполнения судебных актов.

