2873

Автобусная буза

В 320-тысячном Семее развернулась настоящая война между акиматом и созданным им автопарком - ТОО Semey Bus. Чиновники пытаются побыстрее закрыть ставший нежизнеспособным проект и вернуть старого перевозчика - ТОО “Семавтопарк”. Но отвергаемое ими детище отчаянно сопротивляется. А крайними в этой схватке могут снова оказаться пассажиры общественного транспорта.

Автобусная буза

- Прежний аким Семея Ермак САЛИМОВ породил муниципальный автопарк, а новый градоначальник Нурымбет САКТАГАНОВ его убивает, - мрачно констатировали семейчане.

Городской общественный транспорт лихорадит с незавидным постоянством. Семейчане уже привыкли: сменили акима - жди автобусную заварушку. Вот и Салимов с приходом на должность градоначальника в 2015 году вступил в жесткую схватку с частными перевозчиками - ТОО “Семавтопарк” и ТОО “АзияКомби” (тогда они обслуживали 70 процентов городских маршрутов), пытавшимися нахрапом поднять проездной тариф. Транспортников распекали за старые аварийные автобусы, грязные салоны, вопиющее несоблюдение графика, хамство кондукторов, непрозрачность финансовых потоков. Одновременно продвигалась мысль, что только создание муниципального автопарка способно кардинально улучшить качество городских пассажироперевозок.

В результате акимату удалось создать этот автопарк, где 49 процентов в уставном капитале принадлежали государству, а 51 процент - частным инвесторам. При этом Semey Bus выполнил главное требование властей - приобрел в лизинговый кредит 170 новых автобусов, а также ввел электронное билетирование пассажиров, что было едва ли не главным условием и кардинально улучшило финансовую картину с точки зрения прозрачности доходов: поступления в бюджет от пассажироперевозчиков выросли в 10 раз - с 50 млн до 500 млн тенге за год!

Со своей стороны власти по­обещали субсидировать новый автопарк, в частности его социально значимые, заведомо убыточные маршруты, что было закреплено соглашением о поддержке проекта между акиматом Восточно-Казахстанской области, Банком реконструкции Казахстана (БРК) и Semey Bus 24 декабря 2018 года. Но исполнение этого пункта договоренностей по каким-то причинам катастрофически затянулось.

Автопарк выиграл тендер на пассажирское обслуживание семейчан в августе 2019 года, причем взял 24 из 38 маршрутов. Однако только через год, 9 октября 2020-го, городской маслихат утвердил перечень социально значимых маршрутов - и в нем оказались... все направления. И лишь три недели назад было принято решение о выделении 500 млн тенге на субсидирование социально значимых маршрутов.

Правда, судя по всему, уже поздно тушить пожар. Во-первых, полмиллиарда предназначено всем трем городским перевозчикам, а не только Semey Bus. А во-вторых, сумма долга муниципального автопарка успела превысить 2 млрд тенге (!): 1,147 млрд тенге - задолженность АО “БРК-лизинг” по кредиту на покупку 170 новых автобусов, остальное - долги за налоги, пенсионные отчисления работникам в ЕНПФ, ГСМ, оборудование и другие обязательные платежи.

Представители оказавшегося на грани банкротства Semey Bus, созвав пресс-конференцию, выдвинули ультиматум: либо акимат области выделит обещанные субсидии, которые полностью должны покрыть убытки перевозчика, либо они все-таки повысят проездной тариф. К слову, тарифная угроза уже исходила от них летом прошлого года, и акиму Салимову тогда удалось погасить страсти.

На этот раз власти пошли ва-банк.

- Основная причина того, что Semey Bus пришел к критической ситуации, - это неэффективный менеджмент самого предприятия! - заявил первый заместитель акима области Алмасхан СМАТЛАЕВ.

В Semey Bus быстро нашли, что ответить.

- Сматлаев, видимо, забыл, что акимат Семея является соучредителем ТОО Semey Bus с долей в 49 процентов, что все решения, в том числе кадровые, принимаются при непосредственном участии чиновников акимата, а отдел пассажирского транспорта вместе с ревизионной комиссией еже­дневно принимает решения о распределении всех платежей ТОО Semey Bus, - парировал директор автопарка Болат КИЛИШБЕКОВ. - Получается, акимат сам является частью так называемого неэффективного менеджмента!

После этого стало понятно: война неизбежна.

Днем 16 апреля в соцсетях появилось видеообращение финансового директора Semey Bus Жанар ТЕМИЖАНОВОЙ: “Из достоверных источников нам стало известно, что в ближайшее время “Семавтопарк”, принадлежащий Григорию ПИНЧУКУ, под покровительством акимата области тайно подготовил захватническую акцию в отношении ТОО Semey Bus. Их представители призывают водителей пассажирских автобусов не выходить на работу. При этом всем предлагают перейти на работу в ТОО “Семавтопарк”. По словам финдиректора, таким образом областной акимат решил уклониться от выплаты субсидий утопающему в долгах перевозчику.

Поздним вечером того же дня акимат Семея заявил, что прекращает сотрудничество с автопарком Semey Bus. “Предприятие, с которым в последнее время было связано много скандалов, задолжало фонду развития промышленности “БРК-лизинг” немалую сумму, - говорится в пресс-релизе городского инфоцентра. - Вчера решением фонда был объявлен дефолт компании. Кроме того, в результате судебных тяжб между комитетом государственных доходов и ТОО Semey Bus решение было принято в пользу налогового органа. Теперь в ближайшее время фискальный орган закроет все счета и арестует имущество автопарка. Согласно закону мы прекращаем наши договорные обязательства с ТОО Semey Bus. Сейчас мы уже нашли одно предприятие - “Семавтопарк”. Это временный подрядчик, и он готов взять на работу всех водителей и кондукторов”.

Многие семейчане ожидали транспортного коллапса уже на следующий день - в субботу, 17 апреля. В двенадцатом часу дня я подошла к одной из самых оживленных автобусных остановок “ЦУМ”. Столпотворения не было. Люди ожидали свой автобус не дольше обычного - 10-20 минут. Самое главное - вовсю курсировали зеленые машины Semey Bus. Зайдя в салон одной из них, я спросила у кондуктора: “А вас разве не закрыли?” “Как видите, нет! Поменьше в интернете сидите!” - с ехидцей прозвучало в ответ.

Семейчане устали ждать нормальной работы общественного транспорта. Сервис им давно не снится...

Но в интернет все же пришлось заглянуть. В официальном Instagram-аккаунте автопарка сообщалось: “Все автобусы ТОО Semey Bus вышли на линию, работаем в обычном режиме! Стоимость проезда остается прежней. Стандартный тариф по синей транспортной карте 80 тенге, за наличный расчет 140 тенге. Детский и льготный 40 тенге. Держатели социальных карт имеют право на бесплатный проезд!  Также хотим уведомить, что официальных решений об остановке деятельности автопарка Semey Bus не поступало!”

Одновременно с зелеными автобусами Semey Bus на линии вышли разномастные “старички” “Семавтопарка”. По словам юриста этого предприятия Николая ЧНЕГОВА, на линии выехали 40 автобусов по 12 маршрутам. Все они 90-х годов выпуска. Поскольку на автобусах привлеченного перевозчика пока нет электронного билетирования, чиновники пообещали, что в ближайшие дни проезд в них будет бесплатным. А на деле пассажиры столкнулись с тем, что кондукторы в некоторых старых автобусах требовали заплатить даже не 80, а 140 тенге!

Тем временем конфликт обостряется. Согласно распространенной информации, АО “БРК-лизинг” якобы предоставило муниципальному автопарку время до 18 апреля, чтобы как-то уладить ситуацию, после чего все автобусы, приобретенные в лизинговый кредит, будут изъяты. В назначенный срок руководство Semey Bus заявило, что их автобусы пытались перегнать в “Сем­автопарк”, но они не позволили этого сделать.

- АО “БРК-лизинг” не имеет законного права истребовать автобусы, так как для этого необходимо судебное решение или судебный приказ согласно статье закона “О финансовом лизинге”. Всем процессом изъятия наших автобусов руководят должностные лица акимата, - заявил глава автопарка Килишбеков, отметив, что вместо защиты интересов предприятия с госучастием акиматчики лоббируют интересы частного перевозчика - ТОО “Сем­автопарк”.

Он призвал прокурора города и руководителя управления по противодействию коррупции по Семейскому региону принять незамедлительные меры для предотвращения незаконных действий и привлечь всех, кто задействован в изъятии автобусов, к уголовной ответственности за самоуправство, злоупотребление должностными полномочиями и воспрепятствование законной предпринимательской деятельности.

Не случилось транспортного коллапса и в понедельник, 19 апреля. Утром, в час пик, автобусы ходили без перебоев. Причем за 20 минут на остановке “72-й квартал” прошло больше десяти зеленых автобусов Semey Bus. И всего два автобуса “Семавтопарка”, оба - особо большого класса с “гармошкой” и практически пустые. Как долго “Семавтопарк” сможет гонять свои автобусы вхолостую и терпеть убытки? Сколько еще сможет удерживаться на плаву Semey Bus?

Ясно одно: в том, что сейчас происходит в Семее, виноваты чиновники, которые настояли на создании автопарка с госучастием, но не смогли им управлять. А ведь на создание этого предприятия, которое сейчас акимат пытается спешно вывести из игры, ухлопали более 600 млн тенге областного бюджета. Госденьги оказались выброшенными на ветер. И никто за это не ответит?

Милана ГУЗЕЕВА, фото автора, Семей

Поделиться
Класснуть