3215

ОВОС уже не там

С 1 июля строительные проекты жилых комплексов, котельных, автомоек, СТО, шашлычных и бургерных больше не будут проходить оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС). Какие риски ущерба природе и людям в связи с этим возникают и кто за них будет отвечать, если что-то случится, в новом Экологическом кодексе об этом ни слова. Чьи же интересы защищает Министерство экологии, геологии и природных ресурсов (МЭГПР)?

ОВОС уже не там

Дымите - не жалко

2 января этого года президент Казахстана подписал новый Экологический кодекс, который вступит в силу в июле. О том, что там красной линией проходит обязанность крупнейших предприятий нефтегазовой, горно-металлургической, химической и электро­энергетической отраслей внедрять наилучшие доступные технологии для снижения эмиссии в окружающую среду, говорили много и отмечали не раз.

Однако не всем нововведениям радуются экологи. Ведь без экологического контроля (той самой ОВОС) фактически остаются проекты строительства IV категории (автомойки, СТО, объекты общепита, а также гипермаркеты, рынки, дома и автодороги), а объекты III категории (АЗС, склады, мебельные цеха, ветлечебницы и пункты передержки животных) обязаны сдавать декларации с указанием количества выбросов и объемов накапливаемых и передаваемых отходов.

- Чтобы сдать декларацию (о воздействии на окружающую среду. - Д. К.), они должны подсчитать выбросы. А нормативы устанавливаются проектом предельно допустимых выбросов (ПДВ) либо ОВОС, - комментирует главный специалист компании, занимающейся экологическим проектированием, Дина АМИРКУЛОВА. - Но проекты ПДВ и ОВОС для этих категорий объектов отменили. На каком основании они будут сдавать декларацию? Как будут контролировать их выбросы в окружающую среду? Допустим, какой-нибудь предприниматель решит для строительства АЗС воспользоваться проектом, который мы разработали для них в 2020 году. Там прописан ожидаемый выброс, но если он добавит топливораздаточную колонку, резервуар для топлива, ему по логике необходимо делать корректировку проекта. Но как в свете нового Экологического кодекса это будет происходить?

На каком основании вывели из-под экологического регулирования объекты IV категории и для III оставили декларирование, непонятно. Можно предположить, что таким образом государство освободило средний и малый бизнес от еще одной проверки, чтобы ему легче было развиваться. Но ведь, как сказано в обращении 230 экологов-проектировщиков и сотрудников госэкспертизы, которое было отправлено в мажилис осенью прошлого года во время рассмотрения парламентом проекта Природоохранного кодекса, в Казахстане 70 процентов предприятий относится именно к этим категориям. И именно ими, утверждают экоактивисты, наносится большой вред окружающей среде. Правда, министр экологии, гео­логии и природных ресурсов Магзум МИРЗАГАЛИЕВ утверждает, что 80 процентов загрязнения приходится на 50 крупнейших промышленных предприятий I категории и для них ОВОС сохранили в новом Экологическом кодексе.

- Но, к примеру, в Алматы вообще нет объектов I категории - в этом городе все объекты III или IV категории. И с июля, получается, все шашлычные, различные небольшие промцеха смогут дымить без единой документации! - полемизирует с министром эколог-активист. - Для примера: недавно мы сделали проект ОВОС для одного крупного госпиталя, там заложено сжигание угля в размере 2000 тонн в год, выбросы с очисткой 87 процентов 174 тонны. Это очень большой выброс! И если бы этот объект проектировался после 1 июля, ему не нужна была бы ОВОС.

Расплаты не будет

Еще интересный момент: в действующем Экологическом кодексе есть статья о плате природопользователей в бюджет за эмиссию в окружающую среду объектов II-IV категорий. Норматив эмиссии устанавливает комплексная вневедомственная экспертиза (КВЭ) на основе проекта ОВОС. Но поскольку по новому Экокодексу объектам III-IV категорий не требуется ОВОС, логично, что они не будут платить налоги за эмиссию. Ведь сам себе, например, владелец АЗС не сможет подсчитать выбросы - методика имеется лишь у профессиональных экологов-проектировщиков.

- Любой жилой комплекс можно будет строить без ОВОС. С котельной или без, никого это не будет волновать, - говорит Амиркулова. - То есть мало того что стройкомпании не будут платить налоги в бюджет за пыль во время строительства объекта, за работу генераторов и прочие выбросы, так еще и котельные, которые станут после окончания строительства обслуживать объект (а это выхлопы от сжигания топлива и так далее).

ОВОС для кошары не нужна

Однако в Минэкологии не согласны с мнением экологов-проектировщиков, что ОВОС - это необходимый документ для регулирования деятельности строительных компаний и иных объектов.

- В чем проблема? Во всем мире ОВОС делается для крупных объектов. А мы сделали так, что кошару в степи строишь, просто домик, а закон говорит: сделай ОВОС! Мы исключили эти мелочи, но это не означает, что из регулирования ушел природопользователь. Он должен разрешение получить, экспертизу пройти и субъектом контроля остается, - прокомментировал новые нормы председатель комитета экологического регулирования и контроля МЭГПР Зулфухар ЖОЛДАСОВ 6 февраля.

Председатель Ассоциации практикующих экологов Лаура МАЛИКОВА, которая участвовала в обсуждении нового Экологического кодекса, на наш вопрос, как будут конт­ролировать строительные компании, ответила по принципу “в огороде бузина, а в Киеве дядька”:

- Действительно, в новом Экологическом кодексе этот вид хозяйственной деятельности не попадает в список объектов, которые должны обязательно проходить ОВОС, что вызвало немало возмущений и недовольства. Но при этом говорить в целом, что строительство объектов освобождается (от регулирования. - Д. К.), не совсем верно. Потому что если мы говорим о строительстве завода, который попадает в приложение 1 (нового Экокодекса. - Д. К.), то до начала строительства они должны проходить ОВОС. Строительство ЖК не попадает, но в целом не дерегулируется.

Строй не хочу

В новом Экологическом кодексе общественные слушания предусмотрены только для объектов I-II категорий. Для объектов III категории их необходимость устанавливает управление экологии и природных ресурсов после проведения скрининга намечаемой деятельности. А для IV категории вовсе исключены.

- Почему мы возмущаемся, что не будет ОВОС и общественных слушаний для объектов III-IV категорий? Потому что это единственный механизм, с помощью которого мы можем хоть какие-то документы (по строительству объекта. - Д. К.) увидеть, - отметила на той же февральской встрече с представителями Минэкологии активист движения “Защитим Алматы” Асель ЕСЕНТУГЕЛОВА.

Зулфухар ЖОЛДАСОВ и Асель ЕСЕНТУГЕЛОВА.

Этот вопрос мы адресовали Лауре Маликовой и снова как будто поиграли в глухой телефон:

- Общественники и экологи могут ознакомиться с информацией о намечаемой деятельности, то есть об объекте, который планируется построить, на сайте управления природных ресурсов, которое согласно Экологическому кодексу несет ответственность за организацию общественных слушаний, в разделе “объявления”, “общественные слушания”. 

Но с 1 июля никаких общественных слушаний по названным объектам не будет!

Иди ты… на завод

И еще один немаловажный нюанс: новый Экологический кодекс оставляет без работы тысячи людей, кто сегодня занимается экологическим проектированием.

- В столице порядка 2000 проектных фирм, которые занимаются проектами экологического проектирования и нормирования. Они уже закрываются, приказы на увольнение готовы, - утверждает Дина Амиркулова. - Комплексная вневедомственная экспертиза тоже остается без работы, потому что им рассматривать нечего.

А вот ее коллега Лаура Маликова считает, что работа экологам и проектировщикам найдется:

- Сейчас на рынке труда все больше будут востребованы инженерные экологи, которые знают, как решать проблемы производства, которые имеют технические знания по химии, физике, математике, процессам. Они (уволенные. - Д. К.), возможно, переквалифицируются, пройдут специальное обучение и пойдут работать на производственные объекты. По словам Маликовой, для проведения ОВОС на объектах I-II категорий тоже будут нужны специалисты.

- ОВОС будет проводиться детально. То есть один специалист, сидя в офисе, проводить ОВОС не сможет - нужно нанять нескольких: отдельно по воздуху, водным ресурсам, отходам, радиации, биоразнообразию, - считает она.

Тем не менее экологи-проектировщики все еще надеются достучаться до МЭГПР и внести в подзаконные акты, в частности, нормирование и проведение ОВОС для всех объектов в период проведения строительно-монтажных работ. Ведь если сейчас при ОВОС общественные слушания по застройке проводятся зачастую формально, без участия местных жителей, то что будет, когда мнения людей вообще спрашивать не будут?

Денис КУРГАННИКОВ, фото автора, Владимира ЗАИКИНА и из соцсетей, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть