8496

В город - с чистой совестью

Как по новому Экологическому кодексу будут теперь ловить автомобили с токсичным выхлопом

В город -  с чистой совестью

В Алматы заработали два модернизированных экопоста, а до конца мая этого года обновленные пункты проверки автомобилей появятся практически на всех въездах в город. К действующим десяти добавят девять новых. Предполагается, что въехать в мегаполис, минуя экологический пост, не удастся.

Эти меры лишь часть комплексной работы по претворению в жизнь норм нового Экологического кодекса, принятого в Казахстане в начале этого года. Самая действенная из них - бить нарушителей по карману. Так на деле будет реализовываться принцип кодекса “загрязнитель платит”. И платит немало. С 1 июля текущего года штрафы за грязный выхлоп согласно внесенным изменениям в Кодекс об административных правонарушениях (статья 334) вырастут в пять раз. Так, собственник автотранспорта должен будет выплатить штраф в размере 10 МРП (1 МРП в этом году - 2917 тенге), юридическое лицо - 100 МРП. Если правонарушение повторится в течение года, то штраф для физических и юридических лиц удвоится.

Пока в расслабленном режиме

На двух уже запущенных в работу экологических постах - Кульджинском тракте и улице Бухтарминской - проверка в полную силу пока не ведется. Посты работают не круглосуточно, как было заявлено, а только в светлое время. Причина тому - отсутствие на постах сотрудников СОБРа, которые должны обеспечивать безопасность дежурной группы. Однако в алматинском управлении зеленой экономики обещают, что этот недочет устранят по мере реализации проекта.

Пока же проверка въезжающих в город автомобилей на превышение вредных выхлопов начинается не раньше десяти часов утра, когда схлынет поток автомобилей. В часы пик замеры не проводят, чтобы не усугублять ситуацию с заторами. Дежурная группа из четырех человек представлена двумя операторами-экологами и двумя сотрудниками полиции. Завершается работа на посту в 19.30.

Модернизированный экопост “Думан” на Кульд­жинском тракте базируется на этом месте уже более десяти лет. С ноября прошлого года работы на нем велись в тестовом режиме в рамках реализуемого городом проекта.

- За это время было исследовано около 38 тысяч автомобилей, - рассказывает заместитель руководителя управления зеленой экономики Алматы Айдын ТЕМЕШЕВ. - Приблизительно у 6 тысяч из них были превышены нормы токсичности. Однако от применения административных взысканий в этот период было решено отказаться. Ограничились настоятельной просьбой привести авто в надлежащее состояние. Нам было важно понять, сколько времени уйдет на проверку одного автомобиля и какова доля “грязного” транспорта, въезжающего в город. Завершив тестовый режим, мы снова возобновляем порядок составления административных протоколов.

Фильтр для приезжих

По итогам пилотной работы был определен ежесуточный план, который должен выполнить каждый экопост: проверить не менее 500 автомобилей.

- Ежедневно в город въезжают порядка 200 тысяч автомобилей, - продолжает Айдын Темешев. - Возможно, эта цифра несколько устарела. Но сейчас с запуском постов и единой базы контроля мы увидим более точную картину. Водитель, у которого при замере выявят превышение норм токсичности, будет занесен в базу. Впоследствии его можно будет даже вычленить из потока и проверить, исправил ли он нарушения. Для этого в ближайших планах интеграция с базой камер “Сергек”. Они есть и на этих постах. Но это вопрос времени и финансов.

На новых экопостах при помощи многокомпонентных газоанализаторов будут проверять выхлопные газы бензиновых и газовых автомобилей на содержание углеводородов, оксида углерода, диоксида углерода, окислов азота, кислорода. Дизельные машины будут проверять на дымность выхлопных газов. Для измерения норм токсичности бензиновых и газовых двигателей будет применен многокомпонентный газоанализатор “Автотест”. Для дизельных двигателей - мобильный измеритель дымности “Мета-01”. Оборудование закупили в России и провели сертификацию в Казахстане, работать на нем обу­чены 60 человек.

Дышать невозможно!

Городами с самым загрязненным воздухом в прошлом году были признаны Алматы, Нур-Султан, Шымкент, Усть-Каменогорск, Караганда, Актобе, Жезказган, Балхаш, Атырау и Темиртау.

В Алматы “вклад” автотранспорта в загрязнение воздуха согласно исследованиям прошлого года, проведенным “Казгидрометом”, составил 52 процента. На 48 процентов виноваты ТЭЦ и отап­ливающийся углем частный сектор. А ведь в прежние докарантинные времена в Министерстве экологии, геологии и природных ресурсов в ухудшении ситуации винили в основном автомобилистов.

Как отметили в Министерстве экологии, геологии и природных ресурсов, по республике предусмотрено внедрение 17 “Дорожных карт”, направленных на комплексное решение экологических проблем в регионах. К примеру, в Нур-Султане предполагается ужесточение требований к центрам технического осмотра. При нарушении правил прохождения техосмотра такой центр и вовсе может быть закрыт, а его владелец - оштрафован.

В Алматы помимо решений по автотранспорту предусмотрены перевод на газ ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3, газификация частного сектора, а также замена дизельного общественного транспорта и транспорта коммунальных служб автомобилями, переоборудованными на газ.

- В прошлом году по городу были установлены десять автоматических станций контроля качества воздуха, - отмечает Айдын Темешев. - Разработана программа по сбору, обобщению и анализу всей поступающей информации. Наши станции интегрированы в систему мониторинга “Казгидромета”. Кроме того, по городу установлены независимые датчики и станции, объединенные с государственными. Эти данные отображаются на 49 LED-экранах. Данные о состоянии качества воздуха обновляются каждые три часа.

Кроме того, уже на этой неделе на улицах Алматы начнет работать мобильная лаборатория. Принцип ее деятельности схож с работой стационарного экопоста. Из потока машин инспектор будет определять автомобиль, который нуждается в проверке. Замеры будут проводиться у обочины. На месте при необходимости выпишут и протокол.

- В этом году планируется закупить четыре таких автомобиля, - поделился Айдын Темешев. - Причем функции этих автомобилей будут расширены. Это будет уже не передвижной пост, а настоящая мобильная лаборатория, которой под силу не только произвести замеры дымности двигателя, но и исследовать качество воздуха и воды.

Что считается нормой

Согласно государственному стандарту СТ РК 1433-2005 “Автомобили и двигатели. Выбросы вредных веществ. Нормы и методы определения” в Казахстане установлены следующие нормы:

- для ТС с бензиновыми двигателями категорий М1 и N1 без систем нейтрализации отработавших газов содержание СО2 не должно превышать 2% на холостом ходу и 3,5% на повышенных оборотах;

- для ТС с бензиновыми двигателями категорий М1, М2, М3, N1, N2, N3 с двухкомпонентной системой нейтрализации отработавших газов (катализатор) содержание СО2 не должно превышать 0,6% на холостом ходу и 1% на повышенных оборотах;

- для ТС с бензиновыми двигателями категории M1 и N1 с трехкомпонентной системой нейтрализации отработавших газов содержание СО2 не должно превышать 0,3% на холостом ходу и 0,5% на повышенных оборотах.

Основной параметр, проверяемый у дизельных автомобилей, - это дымность. Определяется она по коэффициенту поглощения света. Измеряют дымность в режиме свободного ускорения, разгоняя двигатель от минимальных до максимальных оборотов.

- Для двигателей без наддува, от Евро-3 и ниже, коэффициент поглощения света не должен превышать 2,5%;

- для двигателей с наддувом, от Евро-3 и ниже, коэффициент поглощения света не должен превышать 3,0%;

- для двигателей Евро-4 и выше коэффициент поглощения света не должен превышать 1,5%.

Стоит отметить, что проверка на содержание углеводорода (СН), прописанная в старых регламентах, уже не предусматривается. Действующий техрегламент ТС запрещает проверять новые автомобили, если их пробег составляет менее 3000 км.

Предъявите выхлоп!

Отказаться от проведения замеров автомобилист не имеет права. Об этом сообщил заместитель начальника местной полицейской службы Алматы Ержан УЗАБАЕВ:

- Административный штраф сейчас выписывается по статье 334. Первый раз это будет как предупреждение со штрафом в размере 2 МРП. Если транспорт с тем же нарушением остановлен во второй раз, то 5 МРП, а если в третий, владелец авто должен будет заплатить штраф в размере 10 МРП. С 1 июля размеры штрафов будут увеличены. Поэтому при получении предупреждения нужно незамедлительно обратиться в специализированные организации, где транспорт пройдет проверку на госстандарт и лабораторную сверку.

На экопосту на проверку каждой машины заложено около десяти минут. Остановленный инспектором автомобиль заезжает в зону проверки. Необходимо заглушить мотор и предъявить документы. Инспектор называет оператору регистрационный номер машины. Госномер и модель автомобиля забиваются в компьютер вручную. С этого момента данные будут храниться на сервере. Удалить или исправить результаты замеров невозможно. После этого производится, собственно, само исследование. Если нарушения есть, то водителю придется задержаться до составления протокола.

Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Опрос в тему

Что предпримут водители чадящих авто, когда повысят штрафы за грязный выхлоп?

- Наконец-то отремонтируют свои драндулеты.

- Будут так же ездить и надеяться, что их не поймают: все авто проверить невозможно.

- Как у нас принято, будут разводить на месте с инспектором.

Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz

Возвращаясь к напечатанному

Мнения наших читателей

Нравится ли вам новая методика начисления пенсионных выплат из ЕНПФ?

- Да, теперь я не буду переживать за свою старость..........................………8%

- Нет. Верните все как было!..............33%

- Да какая разница? Все равно уже ничего не изменить…….......................59%

Поделиться
Класснуть