5192

Борьба за безнал

В Павлодаре фирму, созданную специально для внедрения на городском общественном транспорте электронной системы оплаты проезда, пытаются раскрутить с помощью административных рычагов. Частные перевозчики от невыгодного предложения отказались почти в полном составе. Но под колпак попали автофирмы с государственной долей участия, невзирая на то, что каждая из них уже имеет договоры на услуги электронной системы оплаты проезда с ТОО “BPC-Казахстан”. С таким заявлением выступил руководитель ассоциации “Павлодарский областной Союз транспортников” Василий РУДАКОВ.

Борьба за безнал

До того как на павлодарском рынке услуг элект­ронной системы оплаты проезда появилось местное ТОО “Смарт-автобус-ПВ”, АО “Трамвайное управление” и ТОО “Автобусный парк №1” уже работали с ТОО “BPC-Казах­стан”. Соответствующий договор на услуги ЭСОП (электронная сис­тема оплаты проезда) был заключен в марте прошлого года. А в июле на этом рынке появился еще один игрок. И в этом не было бы ничего предосудительного, если бы была здоровая конкуренция. Однако павлодарцам навязали интересные правила.

Остается только догадываться, каким образом фирме, созданной за 21 день до ее официальной презентации на площадке городского управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог, удалось склонить на свою сторону чиновников. Но последние уж как-то очень настойчиво принялись рекомендовать участникам рынка заключать контракты на оказание услуг по комплексному сопровождению ЭСОП именно с ТОО “Смарт-автобус-ПВ”.

На обдумывание перевозчикам отводилось меньше месяца (дело происходило 8 июля прошлого года, а ТОО “Смарт-автобус-ПВ”, как свидетельствуют данные из открытых источников, было зарегистрировано 18 июня 2020 года).

- Естественно, в рекомендованные сроки никаких договоров не заключили, поскольку ключевые пункты документа для перевозчиков оказались неприемлемыми как в коммерческом, так и в техническом плане, - вспоминает руководитель ассоциации “Павлодарский областной Союз транспортников” Василий Рудаков.

Первое и, пожалуй, самое основное, что не устроило собственников частных маршрутов, - это высокая ставка вознаграждения. У первого участника этого рынка она составляет 6 процентов с каждой проведенной транзакции, если операция проведена с помощью банковской карты, и ноль процентов за наличный расчет. Новичок же ставку вознаграждения за свои услуги утвердил в размере до 10 процентов, в том числе и за оплату проезда при наличном расчете.

Если мы переведем эти проценты в денежную плоскость, то получим, что одни за обслуживание системы электронного билетирования берут по 4,6 тенге с каждой поездки, а другие - 8 тенге.

Известно, что до пандемии павлодарские перевозчики провозили до 40 миллионов пассажиров в год. Такую статистику привел нам Василий Рудаков. Сейчас с учетом множества карантинных ограничений это количество, конечно же, уменьшилось. Но за основу мы возьмем именно эти статданные, поскольку когда-нибудь пандемия закончится, а электронное билетирование хотят внедрить всерьез и надолго. И получается, что одна компания будет иметь ежегодную выручку в 184 миллиона тенге, а другая - в 320 миллионов.

Смутила участников общественных пассажирских перевозок и высокая стоимость валидаторов - 170 тысяч тенге против 106 тысяч, если их поставщик “BPC-Казах­стан”.

Правда, справедливости ради стоит сказать, что ТОО “Автобус­ный парк №1”, которому акимат Павлодара за счет бюджетных средств еще в 2019 году приобрел 104 валидатора (электронные терминалы оплаты) фирмы “BPC-Казахстан”, сегодня имеет ряд нареканий к этому оборудованию. Какие именно, руководитель автобусного парка Кайрат ЖАНГОЗИН уточнять не стал. Но валидаторами “BPC-Казахстан” в автобусном парке №1 пока не пользуются. Хотя не факт, что не пользуются из-за технических проб­лем.

Единственным общественным транспортом в Павлодаре, где успешно внедрена система электронного билетирования, являются трамваи. АО “Трамвайное управление” приобрели в 2019 году такое же количество валидаторов и той же фирмы, что и автобусному парку. Но в трамваях в отличие от автобусов большого класса они зашли с первой попытки.

До 10 марта “BPC-Казахстан” доставит в Павлодар еще 200 валидаторов для пяти частных перевозчиков. Соответствующие договоренности между сторонами были достигнуты в декабре прошлого года.

- Частники почти все выбрали ту фирму, которая предлагает более выгодные условия в обслуживании электронной системы оплаты проезда, чем ТОО “Смарт-автобус-ПВ”. Но частникам легче, так как сами себе хозяева, они вольны в выборе электронных компаньонов. А вот компаниям, имеющим в доле государственные акции, с этим сложнее. С июля прошлого года и по сей день отдельные госорганы продолжают попытки принудить АО “Трамвайное управление” и ТОО “Автобусный парк №1” внед­рить электронную систему оплаты проезда, которую предлагает фирма “Смарт-автобус-ПВ”, - говорит руководитель Ассоциации транс­портников.

А вот что думают по этому поводу в самих этих компаниях.

Руководитель АО “Трамвайное управление” Муслим МАХМУДОВ не считает, что их кто-то может заставить против воли работать с теми, с кем работать невыгодно.

- Несмотря на то что у нас есть акции государственного участия, форма собственности частная. Поэтому говорить о каком-то принуждении в корне неверно, - высказал свое мнение глава павлодарского трамвайного управления.

Но в то же самое время Муслим Махмудов не стал отрицать, что его предприятие заключило договор с ТОО “Смарт-автобус-ПВ” при условии, что оно выполнит ряд требований.

- Договор мы заключили, но без подписания акта выполненных работ этот документ ничего не значит. Пока павлодарцы выполнили не все наши условия, поэтому говорить о нашем сотрудничестве несколько преждевременно, - пояснил он.

Конечно же, мы не могли не спросить по поводу того, не смущает ли трамвайщиков ставка вознаграждения до 10 процентов за каждую транзакцию, особенно если учесть, что вот уже почти два года здесь за то же самое отдавали 6 процентов, только другой компании. На это Муслим Махмудов заверил, что ставка вознаграждения для них останется прежней, по крайней мере до введения дифференцированного тарифа. Мол, удалось договориться, что новый участник рынка электронной системы оплаты проезда не будет поставлять свои валидаторы, а просто “перешьет” под себя те, которые в трамвайном управлении уже имеются. За счет этого якобы и удалось сохранить на прежнем уровне ставку вознаграждения.

А вот в автобусном парке №1 очень удивились, узнав, что уже имеющиеся валидаторы можно “перешить”.

- Насколько я знаю, “перешить” валидаторы нельзя. У каждого их поставщика имеются свои коды. И очень сомнительно, что одна компания предоставит свои коды для использования валидаторов другой, - считает Кайрат Жангозин.

По его словам, окончательный поставщик услуги по внедрению электронной системы оплаты проезда на его предприятии еще не определен. Но однозначно, это должна быть одна и та же компания.

- Как государственное предприятие, мы не может закупать одну и ту же услугу у двух разных компаний. Это абсолютно неприемлемо, - резюмировал Кайрат Жангозин, сообщив, что выбор в этом вопросе чиновники оставили якобы за самими перевозчиками.

Тем временем Василий Рудаков направил жалобу на незаконные, по его мнению, действия госорганов в департамент Агентства по защите и развитию конкуренции по Павлодарской области.

- Да, действительно, такое письмо у нас имеется, - подтвердил руководитель этого ведомства Павел БАДАНИН. - Проверка проводится. Но пока мы не определили, откуда растут ноги. Никто ведь не скажет, что это он дал поручение работать с той или иной компанией. Никаких письменных свидетельств этому нет. Что в городском акимате, что в управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог утверждают: они не имеют отношения к внутренним делам перевозчиков. Мы сейчас разбираемся, на каком основании перевозчики, имеющие государственные акции, из одного источника, как заверяет господин Рудаков, заключили договор с поставщиком услуг, если на этом рынке присутствует и другая аналогичная компания.

О результатах этой проверки в региональном департаменте Агентства по защите и развитию конкуренции пообещали рассказать через пару недель.

Ирина ВОЛКОВА, фото Валерия БУГАЕВА и Константина Сэйса, Павлодар

Поделиться
Класснуть