Чем пахнут шальные деньги
В Алмалинском районном суде Алматы рассматривается уголовное дело о хищениях средств санатория “Казахстан” в особо крупном размере
На скамье подсудимых - бывший президент АО “Санаторий “Казахстан” Казбек СУЛТАН, его дочь Аяна БЕЙСЕБАЕВА, члены совета директоров общества Амангельды ТОЙБАЕВ и Арман ЖУМАНОВ, руководитель отдела закупок Жанар КУДЕРБЕКОВА.
Султан обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных статьями 176 (“присвоение или растрата вверенного чужого имущества”), 193 (“легализация денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем”) и 194 (“незаконное получение и нецелевое использование кредита”) Уголовного кодекса в редакции 1997 года, а также 189 (“присвоение или растрата вверенного чужого имущества”), 195 (“причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием”), 250 (“злоупотребление полномочиями”) и 385 (“подделка документов”) УК в редакции 2014 года. Всем остальным вменяют статью 189, а Жуманову - еще и статью 385 УК.
Как следует из материалов дела, Казбек Султан, ранее занимавшийся предпринимательской деятельностью, был назначен на должность президента АО “Санаторий “Казахстан” в конце 2011 года. В 2012 году он задумал сделать капитальный ремонт санатория, однако получить кредит на эти цели АО не удалось по причине шаткого финансового положения. Тогда Султан обратился к корпоративному секретарю общества Вере КОШЕНКОВОЙ (она проходит по делу в качестве свидетеля), которая вела бухгалтерию в аффилированных с ним компаниях. Завысив показатели за 2011-2012 годы, она представила санаторий “Казахстан” процветающим предприятием. На основании новых документов общество смогло открыть в банке кредитную линию под залог своего имущества, получив в общей сложности 2,6 миллиарда тенге и 102,9 тысячи долларов.
После этого санаторий “Казахстан” объявил тендер на ремонт, который выиграло подконтрольное Казбеку Султану ТОО TransEnergoLineEngineering. Компания сначала принадлежала его супруге, затем зятю Марату АБИШЕВУ (он тоже получил статус свидетеля), а перед тендером была переоформлена на родственницу зятя М. ТУСТЫКБАЕВУ. Хитрость заключалась в том, что и второе участвовавшее в конкурсе предприятие было аффилировано с Султаном - заместителем директора НУ “УПП №2 Казахского общества глухих” была его родственница. При этом Султан, по версии следствия, использовал ее втемную: предложил подать заявку на участие в конкурсе, а затем выведал, какую сумму предприятие попросит за свои услуги. В итоге TransEnergoLineEngineering предложило меньше и стало победителем тендера.
Во время ремонта, по версии следствия, Казбек Султан через бездействующие предприятия вывел из АО 978,8 миллиона тенге под видом оплаты за строительные материалы. Кроме того, путем подделки документов, отклонения от проектно-сметной документации в сторону удешевления, а также частичного невыполнения строительно-монтажных работ Султан и его окружение присвоили более 500 миллионов тенге. В списке невыполненных работ порядка 30 пунктов.
Как выяснило следствие, после ремонта в санатории Кошенкова по указанию Султана составила от имени TransEnergoLineEngineering фиктивные письма в адрес санатория “Казахстан” с просьбой перечислить в подконтрольное ему ТОО “АССА-2” более 60 миллионов тенге в счет погашения задолженности. Деньги эти впоследствии были обналичены Кошенковой, одновременно оказывающей бухгалтерские услуги АССА-2, и растрачены участниками этой схемы.
Еще один эпизод этого уголовного дела связан с аффилированным с Казбеком Султаном ТОО “Казахстанский медицинский институт постдипломного обучения” (КМИПО). Компания, принадлежавшая его сестре, потом дочери, а затем формально проданная третьему лицу, якобы арендовала у санатория помещения в госпитале МВД. На самом же деле помещения не сдавались, а в качестве оплаты на счет санатория поступали похищенные во время ремонта деньги. Кроме того, вырученные от ремонта средства отправлялись в АО в качестве финансовой помощи. Таким образом Султан отмыл 248,4 миллиона тенге, которыми затем распорядился по своему усмотрению. А когда грянула девальвация 2015 года, Кошенкова индексировала вышеуказанную “финансовую помощь”, хотя она поступала в тенге и индексации не подлежала. В итоге санаторий вернул КМИПО 408,9 миллиона тенге, из которых 160,4 миллиона - за счет курсовой разницы и суммы индексации. В итоге сумма излишнего возврата составила 296,4 миллиона тенге.
Следующий эпизод, по версии следствия, также связан с КМИПО, которому санаторий “Казахстан” сдал в аренду свой спортивно-оздоровительный комплекс за 2 миллиона тенге в месяц - при том, что ранее он приносил не менее 8 миллионов. В то время комплексом руководила дочь Султана Аяна Бейсебаева, которая по документам никакого отношения к КМИПО не имела. По материалам дела, с 2013 по 2019 год она присвоила доходы от деятельности комплекса на сумму 342,9 миллиона тенге, которые затем вместе с отцом и другими подельниками растратила.
Как следует из обвинительного акта, в 2018 году Казбек Султан придумал еще одну схему хищения денежных средств АО. На этот раз для осуществления своего плана он привлек начальника отдела закупок Жанар Кудербекову, с которой они инсценировали якобы прорыв трубы в здании госпиталя МВД. На самом деле имела место лишь небольшая утечка воды из радиаторов, но ситуацию представили как ЧП. В итоге без объявления конкурса и прочих предусмотренных законом формальностей был найден бывший инженер АО А. КИКИБАЕВ (он также имеет статус свидетеля), у которого не было ни зарегистрированного юрлица, ни разрешительных документов на проведение строительно-монтажных работ.
Тем не менее с ним был заключен договор на проведение ремонта в физико-диагностическом отделении лечебного корпуса, за который он получил 29,3 миллиона тенге (по договору 31,3 миллиона). При этом сам договор был заключен задним числом, а на ремонт на самом деле было потрачено всего 11 миллионов тенге. Остальные он обналичил и передал бухгалтеру санатория, которая провела их мимо кассы. Спустя несколько месяцев Кикибаев, как утверждает следствие, по такой же схеме сделал ремонт в операционном блоке, получив за это 89,5 миллиона тенге (по договору, опять же заключенному задним числом, 100,8 миллиона тенге). Из них на ремонт ушло 47,6 миллиона тенге, остальные Кикибаев вновь обналичил и через бухгалтера передал Султану.
Еще в одном эпизоде описывается сдача в аренду имущества АО “Санаторий “Казахстан”. В первом случае помещение сдавалось под ресторан Woodman, при этом была занижена стоимость аренды, а также занимаемая заведением площадь. В итоге недоплата по фактически занятым площадям за четыре с половиной года составила более 179 миллионов тенге. Во втором случае автостоянку площадью 2250 кв. м АО сдавало за 30 тысяч тенге в месяц. Таким образом, с 2015 по 2019 год общество выручило 1,6 миллиона тенге. При этом фактически стоянка принесла порядка 19 миллионов, соответственно, упущенная выгода составила более 17 миллионов тенге.
Третий случай связан с базой отдыха на берегу Капшагайского водохранилища, которую АО с 2013 по 2019 год поочередно сдавало двум ИП за 600 тысяч тенге в год. А согласно аудиторскому отчету доходность базы в сезон составляла более 22 миллионов тенге. Итого упущенная выгода за все годы составила 142,2 миллиона.
По версии следствия, Казбек Султан и Ко проворачивали свои дела при покровительстве члена совета директоров АО “Санаторий “Казахстан” Амангельды Тойбаева, который одновременно являлся сначала начальником отдела управления по работе с негосударственными юридическими лицами с участием комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов, а затем и начальником управления. За свои услуги он ежемесячно получал на открытую на третье лицо карту по 300 тысяч тенге, говорится в обвинительном акте.
Аналогичным образом на Султана работал еще один член совета директоров Арман Жуманов, который по совместительству занимал должность начальника медицинского управления департамента тыла МВД РК, а с 2018 года - начальника ГУ “Центральный госпиталь с поликлиникой МВД РК”. Жуманов, кстати, помимо хищений обвиняется и в подделке документов. В ходе досудебного расследования в отношении Казбека Султана он получил повестку о необходимости явиться для проведения следственных действий. Но чтобы не идти, подделал результаты ПЦР-теста на COVID-19: “не обнаружено” было исправлено на “обнаружено”.
“Действиями подозреваемых Султан К. АО “Санаторий “Казахстан” причинен материальный ущерб на общую сумму 1 482 321 052 тенге, в том числе в результате совершения преступлений группой лиц по предварительному сговору: с Бейсебаевой А. К. - 342 925 113 тенге; с Кудербековой Ж. М. - 60 647 965 тенге; с Жумановым А. К. - 10 109 950 тенге, однако данная сумма последним добровольно возмещена в ходе досудебного расследования; с Тойбаевым А. С. - 8 574 750 тенге, однако данная сумма последним добровольно возмещена в ходе досудебного расследования”, - говорится в обвинительном акте.
Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы