11700

Когда в степи места мало

Семь месяцев ждали столичные экологи и активисты официальную встречу с акиматом Нур-Султана по поводу сохранения от застройки озера Малый Талдыколь. А результатом стало… обещание создать рабочую группу по изучению его проблем. Хотя изучать должны были еще с августа 2020 года, когда об этом сообщил министр экологии, геологии и природных ресурсов Магзум МИРЗАГАЛИЕВ. Но, видно, коронавирус помешал. Зато ничего не мешает продолжающейся засыпке озера.

Когда в степи места мало

Кругом мошкара

На левом берегу столицы, за “Хан Шатыром”, в не загаженном дымом частного сектора районе находится система талдыкольских озер (Большой и Малый Талдыколь). Это природные водоемы, которые в результате строительства в 1960-х годах очистных сооружений и слива из города очищенных стоков увеличились в размерах (Большой Талдыколь аж в пять раз - до 2,1 га). С переносом столицы и застройкой левого берега поселившиеся здесь стали ощущать запах фекалий со стороны озер. А еще их одолели комары, мошкара и прочие обитатели водоемов и камышей.

В результате по поручению первого президента акимат в 2017 году модернизировал очистные сооружения, город перестал сбрасывать стоки в Большой Талдыколь, и вся система озер стала уменьшаться в объемах. С 2012 года Казахстанская ассоциация сохранения биоразнообразия начала продвигать властям города идею о создании на Большом Талдыколе городского природного парка.

Акимату она понравилась, была разработана концепция, которая после презентации на EXPO в 2017 году была включена в комплексный план мероприятий по оздоровлению окружающей среды Астаны на 2018-2020 годы. Но реализовывать концепцию пока не начали. Тем не менее Большой Талдыколь с “озерным” статусом охраняется государством, а вот Малому почему-то присвоили лишь звание “лужа” - именно так назвал его руководитель столичного управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений (УАГиЗО) Нурлан УРАНХАЕВ в одном из своих интервью. По его словам, если еще в 2013 году глубина этого водоема была 1,1 м, то сейчас и 40 см едва ли наберется.

С лета 2020 года из Малого Талдыколя начали откачивать воду и засыпать озеро. Как только об этом узнали местные жители, в соцсетях стали распространять фото и видео гнездящихся на озере лебедей, уток, выловленных в водоеме рыб на фоне погрузчиков и Кам­АЗов.

Все лето и осень на озере шла засыпка грунта.

Инициативная группа SOS Taldykol из числа практикующих экологов и неравнодушных местных жителей начала кампанию по сохранению Малого Талдыколя, осушение которого, по их мнению, нарушит не только местную экосистему (тут обитают 12 видов птиц, внесенных в Красный список Международного союза охраны природы), но экологию Большого Талдыколя. Ведь они неразрывно связаны.

Флешмобы, экологические субботники и публикации в соцсетях и СМИ сделали свое дело: в августе 2020 года аким Нур-Султана Алтай КУЛЬГИНОВ заявил, что Малый Талдыколь осушать не будут.

Тут же к вопросу подключился министр Мирзагалиев, который у себя в Twitter написал, что экосистема озера Малый Талдыколь будет изучена с привлечением экспертов, экологов и ученых. Однако и тогда, в августе, и всю осень засыпка озера не прекращалась. На зиму притихли, но на интерактивной карте города с сайта УАГиЗО видно, что территория Малого Талдыколя размечена под капитальное строительство. В сентябре активисты опубликовали онлайн-петицию с 3120 подписями на имя президента Казахстана с требованием остановить засыпку озера и откачку воды, а также провести общественные слушания по застройке территории озера.

“Какие ваши доказательства?”

Члены SOS Taldykol упорно добивались встречи с властями города, которые на диалог не шли. Наконец-то на 13 февраля был назначен “круглый стол” по обсуж­дению судьбы озера, куда были приглашены общественность и СМИ. Неожиданно акимат накануне мероприятия объявил о переносе времени встречи на 8 утра, допуске только восьмерых человек и запрете для СМИ. При этом представителей управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений активисты так и не дождались.

- На вопрос заместителя акима столицы Ермека КИЗАТОВА по поводу застройки Малого Талдыколя комментарии давал директор ТОО “НИПИ “Астанагенплан” Сарсенбек ЖУНУСОВ. Он сказал, что по существующему генеральному плану эти озера и территория сохраняются. Однако тогда на каком основании ведется стройка, поделены участки для освоения территории и разработан план детальной планировки, который не соответствует существующему генплану? - вопрошает Темиртас ИСКАКОВ, член инициативной группы. - На эти вопросы мы не получили никакого ответа, потому что представителей управления архитектуры не было.

Научный сотрудник Казах­станской ассоциации сохранения биоразнообразия Руслан УРАЗАЛИЕВ попытался развеять мифы, курсирующие в прессе с подачи городских властей, по поводу химико-био­логической опасности озера Малый Талдыколь.

Он показал фрагмент рабочего проекта ТОО “Биосфера” 2014 года “Осушение озера Малый Талдыколь и водопонижение данного района”, где говорится, что возраст озера около 13 тысяч лет, а причиной его появления является увеличение влажности климата на рубеже позднеледникового периода и голоцена. Это никак не вяжется с версией акимата о том, что озеро - результат таяния снегов и сброса нечистот.

Также Уразалиев рассказал на “круглом столе” о результатах экспертизы Малого Талдыколя, проведенной ассоциацией “Казахстанская палата экологических аудиторов”. Она показала, что Малый Талдыколь - чистое озеро, без холеры и патогенных бактерий, о которых заявляли в УАГиЗО и Центре урбанистики.

- В сентябре мы провели комплексные исследования воды (химические и бактериологические). Выяснилось, что Малый Талдыколь по уровню загрязнения относится ко 2-му и 3-му классу согласно единой системе классификации качества воды, то есть соответствует категории “чистая вода” и “умеренно загрязненная”, - комментирует эколог.

На интерактивной карте города видно, что территория Малого Талдыколя размечена под строительство.

Тем не менее, по его словам, загрязнение озера происходит. И делают это будущие застройщики, причем намеренно, чтобы потом вполне обоснованно утверждать, что озеро заразное и его срочно нужно ликвидировать. Об этом в управлении архитектуры говорили и раньше, ссылаясь на уже упомянутый рабочий проект ТОО “Био­сфера” 2013-2014 годов. Согласно ему озеро следует осушить из-за превышения там различных токсичных веществ.

- Этот рабочий проект уже утратил свою силу 2 апреля 2018 года. То есть все результаты, на которые кивает управление архитектуры, неактуальны на сегодняшний день, - Руслан Уразалиев приводит в качестве довода официальный ответ городского управления топливно-энергетического комплекса и коммунального хозяйства.

Там же в ответе говорится, что “работы по осушению озера Малый Талдыколь управлением не проводятся”. А кто их проводит? Не будущие ли застройщики? Если кликнуть на интерактивной карте по озеру, можно увидеть, что отвода этих земель еще нет, но территория размечена как оптимизированная зона освоения (обеспеченная магистральными сетями) до 2023 года с перспективой до 2030 года.

Старая песня

В ходе дискуссий акимат и экологические активисты пришли только к одному результату. Со слов присутствовавшей на встрече Лауры МАЛИКОВОЙ, председателя Ассоциации практикующих экологов, зам­акима столицы Кизатов предложил создать рабочую группу по изучению проблем Малого Талдыколя и дальнейшего плана действий и даже пообещал выделить деньги на исследования из городского бюджета. 

Но пока это все создается и изучается (в очередной раз), озеро гибнет. Экологи потребовали хотя бы приостановить строительные работы на время изучения ценности озера.

Денис КУРГАННИКОВ, фото автора и из архива членов группы SOS Taldykol, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть