6416

Кто как работает, так и содержится

Реально ли получить от государства пособие по безработице

Кто как работает, так  и содержится

Ковидный карантин весной 2020 года оставил меня без официальной работы. Нет, меня не сократили, я ушел сам, но на другую работу устроиться не успел (привет, локдаун). Как и все, думал, что болячка пройдет максимум через месяц, но уже через 12 недель беспробудного отдыха решил-таки воспользоваться своим законным правом на пособие по безработице. И у меня получилось!

1 день. Как мне подсказал интернет, за социальной выплатой на случай потери работы (именно так называется это пособие) нужно обращаться в центр занятости населения акимата Нур-Султана. Поскольку на улицу выходить без особой надобности было запрещено, я позвонил в call-центр, и мне рассказали, что пособие можно оформить не выходя из дома через портал электронного правительства egov.kz. В доковидные времена такого аттракциона неслыханной цифровой щедрости от государства невозможно было ожидать: нужно было пойти в центр занятости с трудовой книжкой, удостоверением, дипломом, чтобы зарегистрироваться как безработный, а через несколько дней, когда эта справка будет готова (если с документами все в порядке), забрать ее, топать с ней в ЦОН по месту регистрации, чтобы оформить пособие.

Свидетелем egov и адептом цифровых госуслуг я никогда не был, поэтому пришлось сначала самостоятельно и делать электронную цифровую подпись, и разбираться в премудростях портала. А дальше начался квест…

В разделе “Трудоустройство и поиск работы” указаны семь услуг, среди которых “направление безработных граждан на участие в активных мерах содействия занятости” (ага, разбежался), “регистрация лиц, ищущих работу”, “выдача справки о регистрации в качестве безработного”, “назначение социальной выплаты на случай потери работы”. Я выбрал справку о регистрации в качестве безработного. Выслали мне ее на следующий день в личный кабинет с формулировкой: “Причина отказа: в связи с отсутствием регистрации в качестве безработного согласно статье 14 закона Республики Казахстан “О занятости населения”. Просим обратиться в центр занятости населения по месту жительства для прохождения регистрации”.

2 день. Что это такое? Я же и просил меня зарегистрировать в качестве безработного. Позвонил снова в центр занятости, и мне объяснили, что, прежде чем получить статус безработного, нужно стать “ищущим работу”. А потом через три дня снова им перезвонить.

И пошел я опять на egov, выбрал пункт “Регистрация лиц, ищущих работу”, в три шага заполнил небольшую анкету, и заявка ушла в центр занятости.

3 день. Через три дня в личном кабинете я увидел уведомление о регистрации меня в качестве лица, ищущего работу. А на электронной почте - письмо о создании для меня личного кабинета на бирже труда enbek.kz. Там можно заполнить анкету и поискать подходящие вакансии из имеющейся базы. Себе я ничего подходящего не нашел. Видимо, требования у меня, экс-сотрудника “КазМунайГаза”, были очень высокие.

6 день. Как только я стал “ищущим работу”, позвонил в тот же центр занятости, где мой статус перепроверили, и мы с сотрудницей центра перешли на общение в WhatsApp. Она попросила выслать фото удостоверения, диплома о высшем образовании, последней страницы трудовой книжки. Затем для заполнения индивидуальной карточки занятости мне необходимо было указать желаемую профессию и заработную плату, семейное положение, детей до 18 лет, наличие действующего ИП или ТОО, обучаюсь ли где-то в настоящее время, адрес электронной почты, дополнительный номер телефона близкого человека.

И когда все условия были выполнены, а мне уже чудилась шести­значная сумма на счете, специалист выявила у меня в пенсионных отчислениях выплату от некой фирмы, начисленную уже после моего официального увольнения. Это было отчисление в размере 1000 тенге с гонорара всего лишь за одну статью. Но в центре занятости проявили бдительность и велели предоставить документ - что за отчисление? А когда выяснилось, что договор со мной был заключен не на разовое оказание услуг, а на пять лет (и не важно, что я мог и вовсе ничего больше не написать), то там сочли, что я постоянно трудоустроен, а значит, не могу считаться безработным и претендовать на пособие.

Сотрудница центра аннулировала меня как лицо, ищущее работу, и посоветовала расторгнуть договор с той фирмой. Тогда через месяц, как положено по закону, я снова мог бы считаться безработным и претендовать на пособие. Уже на этом этапе захотелось плюнуть на все, но я решил-таки добиться всего, что мне положено государством.

Кстати, если после официального увольнения вы периодически работаете по договору разового оказания услуг, то должны предоставить в центр занятости при подаче всех документов акты выполненных работ. Иначе, как меня, вас не зарегистрируют безработным.

9 день. Хотя постоянным доходом подработка не является, но государство на компромиссы не идет - либо ты не работаешь вовсе и тогда законно получаешь свои выплаты, либо работаешь (и не важно, что доход может быть 10 тысяч тенге в месяц) и не рассчитываешь на пособие. Так что, дождавшись понедельника, я расторг договор с фирмой и стал ждать месяц.

39 день. Через месяц я снова зашел на портал egov, подал заявление на регистрацию меня как ищущего работу.

42 день. Через три дня я опять был зарегистрирован как ищущий работу, позвонил в центр занятости, повторил процедуру с отправкой на WhatsApp всех документов и в конце дня получил долгожданное: “Отныне вы официально безработный”. Специалист центра занятости сказала, что после окончательной проверки моих документов она передаст их в Государственный фонд социального страхования (ГФСС), где и будут производить расчеты моего пособия и сроки, в которые я буду его получать. Но сколько получу, это я, по ее словам, узнаю только 15-го числа следующего месяца (на тот момент это было бы через три недели).

Таким образом, от начала подачи моей заявки на пособие до его реального получения прошло 63 дня. В идеале, если у вас все документы в порядке, это должно занять от недели (оформление) до трех недель (реальное получение).

Голый расчёт

А теперь давайте разберемся, кто вообще может претендовать на соцвыплату по потере работы, на какую сумму и в какой срок.

В законе “Об обязательном социальном страховании” говорится, что право на социальные выплаты из ГФСС возникает “…на случай потери работы - со дня регистрации участника системы обязательного социального страхования в качестве безработного в соответствии с законодательством Республики Казахстан о занятости населения”. При этом вы не можете обратиться за пособием позже чем через 12 месяцев со дня потери работы.

И самое главное - если вы работали неофициально и ваш работодатель не платил за вас налог в ГФСС либо если вы были самозанятым, но не платили единый совокупный платеж, соцвыплаты вам не назначат.

Размер социальной выплаты на случай потери работы определяется путем умножения среднемесячного размера дохода на соответствующие коэффициенты замещения дохода и стажа участия - это сказано в статье 22 закона “Об обязательном социальном страховании”.

При этом среднемесячный доход рассчитывается так: сумма доходов за последние 24 месяца, с которых проводились отчисления в ГФСС, делится на 24.

Мне самому считать было лень, поэтому я по телефону попросил работников ГФСС рассказать о расчете суммы моего пособия. На удивление любезная девушка спросила мой ИИН и объяснила, что, несмотря на мою высокую зарплату в последние 24 месяца до увольнения, “суммарный доход, принимаемый для исчисления социальной выплаты за данный месяц, не должен превышать семикратного минимального размера заработной платы, установленной законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год”. Другими словами, если мой чистый ежемесячный доход был 300 000 тенге, суммировать и делить на 24 будут не его, а семикратный размер МЗП (в 2018 году минимальная зарплата была 28 284 тенге, в 2019-м - 42 500). То есть по логике государства я в 2018 году получал максимум 197 988 тенге в месяц, а в 2019-м - 297 500 тенге. Следовательно, мой среднемесячный доход - это (197 988 х 12)+(297 500 х 12)/ 24 = 260 139 тенге.

Но тут я, скорее, исключение. Большинство казахстанцев такие зарплаты не получали никогда. Соответственно, и выплаты у них в разы меньше.

Далее согласно формуле мы должны умножить получившийся среднемесячный доход на коэффициент замещения дохода (в законе об обязательном соц­страховании он указан как 0,4). У меня получилось 104 055,6 тенге. И далее эту сумму мы должны умножить на коэффициент стажа участия в системе ГФСС. Там же, в законе, есть все цифры:

- менее 6 месяцев - 0,1;

- от 6 до 12 месяцев - 0,7;

- от 12 до 24 месяцев - 0,75;

- от 24 до 36 месяцев - 0,85;

- от 36 до 48 месяцев - 0,9;

- от 48 до 60 месяцев - 0,95;

- от 60 до 72 месяцев - 1,0;

- от 60 месяцев и более - к 1,0 прибавляется 0,02 за каждые двенадцать месяцев стажа участия в системе обязательного социального страхования.

Стаж моего участия оказался 134 месяца (точно вам скажут только в ГФСС). Соответственно, 74 месяца (134 - 60) я поделил на 12, умножил на 0,02 и получил 1,12. Затем 104 055,6 тенге я умножил на 1,12 и получил 116 541 тенге. Это наконец итоговая сумма, которую я должен был получить в качестве ежемесячного пособия по безработице. Очень даже неплохо. Но! Все соцвыплаты облагаются пенсионным налогом в 10 процентов. Итого на руки я получил около 105 000 тенге.

Кстати, финансовым оператором является Государственный центр по выплате пенсий. То есть фактически, для того чтобы человек получил от государства пособие по безработице, задействуют три ведомства: центр занятости Минтруда и соцзащиты населения, Государственный фонд социального страхования и Государственный центр по выплате пенсий.

За повтор платят меньше

Согласно пункту 3 статьи 22 упомянутого нами закона участник системы обязательного социального страхования получает выплаты по потере работы до шести месяцев в зависимости от стажа участия в системе:

- один месяц - в случае когда за него производились социальные отчисления от шести до 12 месяцев;

- два месяца - от 12 до 24 месяцев;

- три месяца - от 24 до 36 месяцев;

- четыре месяца - от 36 до 48 месяцев;

- пять месяцев - от 48 до 60 месяцев;

- шесть месяцев - от 60 месяцев и более.

Таким образом, я получил максимальный срок выплат - шесть месяцев.

Если случится такое, что граж­данин вновь останется без работы, он снова может получать пособие. Но с вычетом из общего стажа участия по 12 месяцев за каждый месяц уже полученной выплаты. То есть если я вновь буду претендовать на пособие, то в следующий раз из 134 месяцев моего стажа государство вычтет 72 (т. к. мне назначили пособие на шесть месяцев). Мое пособие будут рассчитывать с гораздо меньшим коэффициентом стажа, и, соответственно, сумма пособия будет меньше нынешней.

Денис КУРГАННИКОВ, фото автора, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть