2521

Торжество частичной справедливости

Суд признал сделку продажи квартиры карагандинского инвалида недействительной

Торжество частичной справедливости

Большие гадости обычно творятся с молниеносной скоростью. А вот на устранение их последствий и восстановление справедливости могут потребоваться годы. И далеко не факт, что жерт­ве восполнят весь причиненный урон. Что же произошло с героем наших прошлых публикаций Николаем ЛУТЦЕВЫМ, страдающим психическим расстройством? Купленное у него случайным знакомым полтора года назад жилье по решению суда должно вернуться инвалиду. Но убытки за выброшенную мебель, уничтоженные документы и аренду другой квартиры ему возмещать никто не будет.

Напомним, летом 2019 года Николая угораздило познакомиться в городском парке с жителем столицы Кусаином МАКИШЕВЫМ. Этот человек напросился в гости к Лутцеву и побывал в его двухкомнатной квартире в центре Караганды. По всей видимости, гость изучил документы наивного из-за душевной хвори хозяина. Что именно Макишев наговорил тогда Лутцеву, теперь вряд ли можно узнать. Но Николай неожиданно начал испытывать к родне резкую неприязнь и подозревать близких людей в том, что они хотят отнять его квартиру. А вот случайный встречный Кусаин обрел в его глазах статус благодетеля: тому удалось уговорить инвалида продать жилье его супруге-педагогу Забире МАКИШЕВОЙ и пообещал купить на вырученные деньги новое - там, где Лутцев захочет.

Благодаря этому “суперплану” Николай остался без крыши над головой. И без денег. Это установленный полицией факт, исходящий из признаний самого Макишева. Несколько месяцев инвалид жил в съемной квартире в Темиртау, а потом Кусаин отвез его в Нур-Султан. Когда родственники хватились Николая, его двушка уже оказалась перепроданной чете пенсионеров.

После вмешательства газеты “Время” Лутцева удалось вернуть в Караганду. Следом он прошел две судебно-психиатрические экс­пертизы, которые подтвердили его невменяемость. Тем не менее полиция и прокуратура не нашли оснований привлечь Макишева к уголовной ответственности. Или по какой-то причине не захотели этого сделать? Как бы там ни было, взявшей Николая под опеку племяннице пришлось обращаться в суд в гражданском порядке.

В храме Фемиды по настоянию сторон была назначена еще одна экспертиза. В третий раз спецы отметили, что Лутцев не отдавал отчета своим действиям при совершении сделки. Однако представитель Макишевых усомнился в компетентности экспертов, говорил якобы об их заинтересованности. А когда судья Казыбекбийского райсуда №2 Караганды Азамат ДУГАРОВ отказал в удовлетворении его ходатайства о допросе этих людей, юрист обвинил его в необъективности и заявил ему отвод.

Накануне нового года была провозглашена резолютивная часть решения, которым сделка купли-продажи была признана недействительной. Однако в возмещении материального ущерба и морального вреда за вынужденные скитания по съемным углам и перенесенные страдания было отказано. Как разъяснил судья Дугаров, для этого должна подтвердиться вина в действиях Макишева, но полиция ведь этой вины не усмотрела. А значит, никаких компенсаций. Такая вот частичная справедливость.

Правда, теперь у “невиноватого” Кусаина возникла еще одна проблема: грядущие разбирательства с четой пенсионеров, которым он продал квартиру Лутцева. До этого момента они поддерживали позицию Макишева, делали заявления о добросовестности приобретения. Так оно и есть. Откуда им было знать, что произошло в период “до”? Но теперь, когда перед ними замаячила перспектива выселения, вероятно, учинят ему свой спрос. А может, они не захотят добровольно выезжать, и тогда потребуется еще один судебный процесс о выселении.

В общем, на возможные обжалования вердикта и соблюдение прочих процедур уйдет еще несколько месяцев. Лутцев сможет вернуться в свою квартиру в лучшем случае к лету.

Ирина МОСКОВКА, фото автора, Караганда

Поделиться
Класснуть