17285

Лифт до востребования

Должны ли собственники квартир, живущие на первых и вторых этажах, платить за лифт, которым не пользуются? А за его замену новым, причем в кредит на 10-15 лет?

Лифт до востребования

Давайте-ка разберемся

В рамках пусть и со скрипом проводимой реформы ЖКХ, когда в многоквартирных жилых массивах всевозможные КСК должны уступить место объединениям собственников имущества (ОСИ), жители высоток на общих собраниях и в домовых чатах резонно ставят вопросы: должны ли оби­татели нижних этажей платить за обслуживание лифта, если они им не пользуются? должны ли расплачиваться за новые лифты, которые установили по госпрограмме?

Анализируя жалобы граждан, я пришла к выводу: ситуация одна, а решения - разные. Например, в микрорайоне “Самал-2” в Медеуском районе Алматы жители квартир на первом и втором этажах не платят за обслуживание лифта, зато они вложились в замену нового подъемника и теперь вместе с жильцами верхних квартир будут расплачиваться за кредит в течение нескольких лет.

А буквально на днях ко мне, жительнице девятиэтажного дома в Алмалинском районе, постучалась соседка с листом, на котором красовались подписи.

- Жителей нижних этажей освободили от ежемесячной платы за новый лифт. Понятно, они им редко пользуются. Но ведь нам придется платить больше! Давайте их тоже заставим платить, - предложила соседка.

Я не стала ничего подписывать, решила сначала разобраться.

Раз имущество общее, то платят все

Еще в январе этого года первый вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Каирбек УСКЕНБАЕВ, отвечая на брифинге на вопрос, будут ли жители первых и вторых этажей платить за обслуживание лифта, возмутился:

- Ну давайте мы отделим фасад от первого этажа или скажем, что крыша - это проблема последнего этажа! Законодательством четко определено, что лифты, лестницы, фасады, крыши - это все является общедомовой собственностью! Поэтому в зависимости от той квадратуры, которую вы имеете, за вами (жителями первых этажей. - Е.Т.) тоже закрепляются обязанности по содержанию данной собственности (лифта. - Е.Т.).

Но откуда вообще появился такой вопрос, раз даже по старому закону о жилищных отношениях платить за обслуживание и замену лифта должны были абсолютно все?

Дело в том, что на протяжении пяти лет собственники квартир, проживающие на первых и вторых этажах в многоэтажках Нур-Султана, не платили за обслуживание лифта. Такое право им предоставляло постановление столичного акимата “Об утверждении правил предоставления коммунальных услуг в городе Астане” от 30 апреля 2015 года.

Однако в конце января 2020 года на публичное обсуждение представили проект поправок в это постановление, который предлагал убрать эту льготу. Что и произо­шло: в постановлении, утвержденном уже 6 мая 2020 года, сказано: “Пункт 34 изложить в новой редакции: “34. Плата за пользование лифтом взимается в соответствии с законом Республики Казахстан “О жилищных отношениях”.

Чьи права нарушены?

А между тем аналогичная льгота для жителей первых этажей алматинских высоток действует! В постановлении акимата от 11 мая 2016 года №2/186 “Об утверждении правил предоставления коммунальных услуг в городе Алматы” сказано: “Оплата за пользование лифтом взимается со всех проживающих в доме, кроме жильцов 1-го и 2-го этажей”. Это постановление в силе. Нарушает ли права остальных собственников квартир такой пункт правил?

- Так как действующим законодательством не предусмотрены полномочия местных исполнительных органов по решению вопросов, относящихся к распределению дополнительных расходов между собственниками квартир и нежилых помещений, я пришел к выводу, что постановление акимата Алматы нарушает права собственников квартир и нежилых помещений, создавая дополнительную нагрузку на жильцов, проживающих выше второго этажа, - считает юрист Алексей СОН. - Такие дополнительные расходы не могут возлагаться на жильцов без их письменного согласия и (или) решения собрания при наличии не менее двух третей от общего числа собственников квартир, нежилых помещений.

Законодательные новшества

По закону о жилищных отношениях к коммунальным услугам помимо водо-, газо-, электроснабжения, мусороудаления относится еще и обслуживание лифта. За коммунальные услуги собственники квартир обычно расплачивались с поставщиками напрямую, минуя домоуправление. Кроме лифтовых компаний - те заключали договоры с органами управления. Но в квитанциях оплата за лифт выставлялась отдельной строкой.

Однако по обновленному закону о жилищных отношениях обслуживание лифта теперь заложено в тарифе на содержание и управление общего имущества в много­квартирном доме. Почему же так сделали?

- Решения по вопросам соразмерности, освобождения и способа оплаты за обслуживание лифтов принимаются на собрании собственников квартир, нежилых помещений, - пояснил, отвечая на вопрос “Времени”, зампредседателя правления АО “Казахстанский центр развития и модернизации жилищно-коммунального хозяйства” Нурбек СЕРИКОВ. - Этот пункт содержится в приказе и.о. министра индустрии и инфраструктурного развития от 29 апреля 2020 года №249 “Об утверждении перечня коммунальных услуг и типовых правил предоставления коммунальных услуг”. Общее собрание может решить что угодно: освободить от оплаты собственников с первого этажа по второй или даже третий или взимать плату абсолютно со всех. Есть ЖК, где даже первые этажи не будут освобождаться. Все решает общее собрание (выделено нами. - Е.Т.)

Раз плата за обслуживание лифта заложена в тарифе на содержание и управление общего имущества в многоквартирном доме, то напомним: все решения, связанные с финансами, принимают 2/3 от общего числа собственников квартир жилого дома. При этом что касается данного тарифа, необходимо предоставить подробные расчеты по его образованию. Причем надо иметь в виду, что согласно разработанной методике не менее 70 процентов расходов должны предназначаться на содержание дома, не более 30 процентов - на управленческие услуги.

А вот пункт об оплате модернизации или замены лифтов отражен в квитанции отдельной строкой. Правда, у некоторых этот пункт значится как “ремонт по программе развития регионов”. В управлении жилищной инспекции акимата Алматы дополнили: вопрос освобождения собственников каких-то квартир или помещений от оплаты за произведенную замену лифта тоже может быть решен на общем собрании жильцов.

Докажи, что не пользуешься!

А можно ли конкретному человеку отказаться от оплаты за лифт, даже если общее собрание решило, что платить должны абсолютно все собственники?

- Если потребитель не хочет платить, то он должен доказать, что не пользуется услугами лифта, - сообщил член рабочей группы по обсуждению законопроекта о ЖКХ в парламенте Аркадий РУБЦОВ. - На моей памяти был только один суд, когда собственнику квартиры удалось доказать, что он, живя на третьем этаже, действительно не пользуется лифтом. Но это было очень давно, сейчас такое вряд ли возможно.

Действительно, три года назад наша газета писала об одном инциденте, случившемся несколько лет назад (см. “Не пользуешься, но плати”, “Время” от 20.7.2020 г.): женщина застряла в лифте, там у нее случился эпилептический припадок (она инвалид II группы). После этого случая женщина перестала пользоваться подъемником - поднималась только по лестнице да и жила на третьем этаже. А раз не пользовалась, то сама, никому не сказав, приняла решение не платить: мол, никаких договоров за обслуживание лифта она не заключала, чтобы их расторгать! Однако спустя четыре года лифтовая компания все равно подала на нее в суд, требуя оплатить долг. Дело в том, что договор по обслуживанию лифтов компании заключают не с отдельными потребителями, а с органом управления. Результат суда вам известен.

Карточная система

В некоторых регионах Казах­стана, например в Нур-Султане и Актау, действует карточная система оплаты лифта по типу оплаты банковской картой за счет в кафе. Закинул деньги на карту, оплатил и едешь в лифте. Одни находили такую систему справедливой: платишь только тогда, когда пользуешься. Другим же, к примеру многодетным, она была невыгодна.

К тому же в октябре этого года департамент по защите и развитию конкуренции Мангистауской области заявил: карточная система в лифтах жилых домов ущемляет права жителей и создает барьер для бизнеса, для работников коммунальных служб и скорой помощи. Ведомство заявило, что намерено убрать этот барьер в виде карточек.

Законна ли сейчас карточная система в лифтах? В Казцентре ЖКХ утверждают: решение о способе оплаты за лифт тоже принимают на общем собрании.

Власти будто намекают: уважаемые собственники квартир, думайте сами, решайте сами - все в вашей воле. Только нас не трогайте.

Только цифры

- По данным Министерства индустрии и инфраструктурного развития, в Казахстане насчитывается 23 476 лифтов. Из них в настоящее время требуют замены 4400 (18 процентов), ремонта - 1684 (7 процентов). В среднем ежегодно необходимо менять 350 лифтов (2 процента).
- В рамках программы “Нурлы жер” с 2020 по 2025 год планируют отремонтировать/заменить 2554 лифта.

Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть