Повезёт или нет?
В Таразе 230 автобусов ежедневно обслуживают 29 маршрутов - почти вдвое меньше обычного. Но и этого может не стать. Из-за сократившегося количества пассажиров перевозчики несут большие убытки. Поэтому они вынуждены сокращать и время работы, и некоторые маршруты. Естественно, это вызывает недовольство горожан, которые пишут бесконечные жалобы.
По словам руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Жамбылской области Бакытжана ЖАНИБЕКОВА, до карантина 42 городских маршрута ежедневно обслуживали 425 автобусов.
- Из-за пандемии пассажиропоток в городе сократился вдвое. Работники детских садов, учителя, студенты и школьники перешли на дистанционное обучение. Сократились и вечерние рейсы. В результате городские перевозчики понесли финансовый ущерб. Поэтому в настоящее время рассматриваются варианты решения проблемы путем предоставления им субсидий из местного бюджета, - пояснил Жанибеков.
Чтобы разобраться в сложившейся ситуации, свой мониторинг провели и члены общественного совета Тараза. По их заключению, техническое состояние автобусов областного центра оставляет желать лучшего. ТОО “АулиеАтаТрансПасс” - самый крупный перевозчик города. По информации руководителя мониторинговой группы Рахманкула БАЙТЕЛИЕВА, 62 автобуса этого автопарка эксплуатируются три года, 57 - пять лет, срок эксплуатации остальных - от 6 до 10 лет. И это не говоря о других перевозчиках. За последние десять лет компании “ТаразПассТранс”, “Мерей-2012”, “Саяхат-99” и “Саяхат” не приобрели ни одного нового автобуса.
Однако у руководителя ТОО “АулиеАтаТрансПасс” Рашида ПИРМАНОВА есть тому объяснение.
- До карантина все, что мы зарабатывали, едва покрывало расходы на ГСМ, ремонт автобусов и зарплату работникам. Сейчас мы даже этого не зарабатываем. Поэтому вынуждены просить поддержки у местных исполнительных органов. Чтобы улучшить качество услуг или планировать закуп новых машин, нужно повышать тариф на проезд. А у нас уже много лет он держится на отметке 65 тенге. Для нормального функционирования общественного транспорта стоимость проезда должна составлять 150 тенге. И необязательно, чтобы эту сумму оплачивали пассажиры. Часть может субсидировать государство, как в других регионах, - уверен он.
Пирманов также отмечает, что внедрение электронного билетирования в сентябре этого года позволило отслеживать местным исполнительным органам передвижение финансовых средств. Раньше автопаркам было сложно доказать снижение доходов в связи с сокращением количества пассажиров.
- Из-за сокращения пассажиропотока не покрываются наши расходы. Мы не то чтобы повысить, даже нынешнюю заплату водителям еле выплачиваем. Многие водители уволились еще летом, когда общественный транспорт вообще не ходил. Оставшиеся работают по нашей просьбе. А зарабатывают они в среднем 130 тысяч тенге. И это при том, что рабочий день у них с 7.00 до 20.00, - говорит Пирманов.
Сегодня автопарк обслуживает 17 из 42 городских маршрутов. Из них вынужденно сократили пять. Сейчас ежедневно в рейсы выходит около 90 автобусов, остальные просто стоят.
Интересное мнение по этому поводу выразил житель Тараза Абат АБДРАХМАНОВ, работавший некогда в этой сфере. Он считает сложившуюся ситуацию миной замедленного действия.
- Я полагал, что протест перевозчиков начнется чуть раньше, но его и сейчас нет. И это удивляет. Поскольку законы рынка и условия, которые диктует бизнес такого рода, как услуги по городским перевозкам пассажиров, не изменить никакими нововведениями. Не секрет, что тариф на проезд в общественном транспорте в нашем городе один из самых низких по Казахстану. И он держится уже достаточно долго, - недоумевает Абат.
Он также отметил, что за последние годы система пассажирского транспорта, а именно маршрутная сеть, не изменилась. Она составлена далеко не лучшим образом, поскольку из официально проложенных 42 маршрутов по факту перевозки осуществляются только на 30 из них.
- Не от высоких же прибылей остановилось обслуживание этих маршрутов! И вот здесь мы подходим к главному - если на протяжении последних пяти лет доходы падали, то что приходится констатировать сейчас?! На перевозчиков обрушился гнет налогов - это раз. Дополнительные расходы в виде социальных отчислений в силу введения всех водителей, а в отдельных случаях и кондукторов в штат - это два. Отныне перевозчикам придется расходную часть показывать официально, в частности закуп ГСМ, - это три. И если все это суммировать, то картина вырисовывается совсем безрадостная. И я пока не понимаю, как перевозчики с этим справляются. Поэтому и заявляю: у нас мина замедленного действия. Рванет однозначно. Вопрос - когда? - говорит Абдрахманов.
Эксперт также считает, что при таком раскладе город вообще рискует остаться без общественного транспорта. И это будет не протест, не забастовка, а банальное банкротство. У каждого перевозчика есть кредиты, на которые когда-то закупались автобусы. А раз перевозчики несут убытки, то, несомненно, будут просрочки по кредитам, что приведет к блокировке счетов. И это означает невозможность снятия наличных денег для покупки солярки и невыход утром на линию.
Еще в начале года глава государства поручил правительству навести порядок в сфере пассажирских перевозок после того, как обанкротились сразу несколько компаний-перевозчиков. Президент отметил, что банкротятся одни компании и тут же возникают другие, в том числе и за счет государственных средств.
- Это абсолютно недопустимо! Вместо системного решения проблемы с субсидированием перевозок акиматы создают новые предприятия с государственным участием, вливают туда бюджетные средства, - сказал тогда Касым-Жомарт ТОКАЕВ.
На заседании городского общественного совета прозвучала информация, что на рынок пассажирских перевозок Тараза желает прийти крупный инвестор, имеющий в наличии солидный автобусный парк. Для того чтобы хотя бы половина автобусов выходила на маршруты, перевозчики попросили 380 миллионов тенге. Городской акимат согласился выделить 160, из которых 62 миллиона уже выплатили в октябре. Остальные 98 миллионов обещают предоставить до конца года. Правда, где их возьмут, когда бюджетные средства уже освоены, непонятно.
На следующий год субсидирования вообще может не быть. По словам Рашида Пирманова, перевозчикам намекнули, что если денег в бюджете не будет, то им придется остановить работу.
Айжан АУЕЛБЕКОВА, фото Юрия КИМА, Тараз